Рак. Он вызывает во мне неподдельный страх, растерянность, непонимание. И, думаю, так же и у многих других. Если о СПИДе и ВИЧе снимались ролики, передачи, писались статьи, то тут никакой разъяснительной работы с населением не ведется. Тем более профилактической. Как он появляется, почему, когда его смогут лечить и вообще что это?
Я живу в Дагестане. В регионе, где количество онкобольных относительно меньше, чем по всей стране, но зато темпы прироста заболевших превышают по разным данным до 4 (до 5,6 среди детей) раз среднестатистические показатели в России.
Я живу в Дагестане и не знаю ни одной семьи, которую так бы или иначе не затронула эта беда.
И еще. Я живу в Республике, которая обладает прекрасным климатом, ландшафтом и природными условиями, но при всем при этом благодаря хищническому отношению к ее богатствам мы имеем превышение в воде, воздухе, почве целого ряда тяжелых металлов, фенолов, формальдегидов и нитратов. При этом утверждения специалистов по вопросу распространения раковых заболеваний в регионе прямо противоположны.
В своем интервью для Нового дела главный врач Республиканского онкологического диспансера (РОД) Александр Терещенко сказал: “Слухи о бурном росте числа онкологических заболеваний в Дагестане сильно преувеличены. Судите сами, показатель заболеваемости в республике сегодня составляет 132,9 случая на 100 тысяч населения.
Это в 2,5 раза ниже, чем в целом по России (355 на 100 тысяч). Что же касается различных слухов, им верить не стоит. Тем более, что еще никто не установил, что является причиной онкологических заболеваний. Одно время экологи били тревогу, что причина роста онкологии в Кулинском районе — асбест, в частности, содержащийся в шифере: якобы жители используют в бытовых целях дождевую воду, которая стекает с крыш. Но состоятельность этой версии, как и многих других, никем не доказана”.
И следующее: “Увеличение количества больных у нас считается хорошим показателем, так как означает улучшение качества взятия на учет, — говорит заместитель главного врача по методической работе РОД Заира Махмудова. — По нашему мнению, тенденция заболеваемости в эти годы достаточно стабильна. К сожалению, у населения сложилось такое мнение, что если у человека онкология, то он обязательно должен умереть. Это не так, медицина продвинулась далеко вперед, есть возможности лечить заболевания, особенно на 1-2-й стадиях.
Более 40% онкопациентов в Дагестане живут более пяти лет без рецидивов, это практически аналогично излечению. Главную же проблему дагестанской онкологии я вижу в том, что почти половина вновь выявляемых больных — пациенты с запущенной формой болезни (3-4-й стадии). В прошлом году, к примеру, таких оказалось 1800-1900 человек.
Таким людям можно оказать только паллиативную или симптоматическую помощь, улучшить качество жизни, но невозможно продлить ее срок. В прошлом году от рака умерли 1954 больных. В структуре смертности населения республики злокачественные новообразования устойчиво занимают второе место.
Конечно, мы стремимся к снижению показателя смертности, который в минувшем году составил 65,6 случая на 100 тысяч населения”. (http://www.arhiv.ndelo.ru/one_stat.php?id=6449). В голову врезались слова: стабильный прирост, выявление на поздних стадиях, причины заболеваний не установлены, версии не доказаны. Идем дальше…
Эколог, профессор, декан экологического факультета ДГУ Гаирбек Абдурахманов (автор книги “Эколого-географическая обусловленность и прогноз заболеваемости злокачественными новообразованиями”) говорит следующее. Абдурахманов Г. провел анализ данных в Минздраве и изучил качество условий жизни — это и воздух и вода, почва и растительность.
Анализ многолетних данных с 1971 по 2008 годы показывает, что почто в 2 раза увеличилось число онкологических больных. Наиболее высокие показатели характерны для сельского населения Бабаюртовского, Буйнакского, Кизлярского, Кумторкалинского и даже горного Кулинского. Гаирбек Абдурахманов утверждает, что, прежде всего, онкологическим заболеваниям подвержены люди, употребляющие не фильтрованную воду, чаще всего содержащую тяжелые металлы и примеси. (http://www.rgvktv.ru/news/5581).
Пока знакомилась с этой темой, поразилась противоречивости цифр. Источники называют совершенно разные данные и по-разному характеризуют ситуацию. Хотя я думаю, что положительного тут уж точно мало. Выявление заболевания на поздних стадиях — это одна проблема, а само появление рака — уже другая. Возьмем хотя бы проблемы экологии в регионе, которые не могут не быть причиной онкологии.
1. Отсутствие мусороперерабатывающего завода.
На сегодняшний день ни один из полигонов для размещения твердых бытовых отходов на территории Дагестана не соответствует санитарным нормам и правилам. Строительство новых полигонов и заводов по переработке бытовых отходов в республике не ведется, в связи с чем отмечаются новые места образования стихийных свалок мусора, вследствие чего образуется загрязненность и захламление прилегающих к полигонам земельных участков. Мы тонем в мусоре, господа! (А про медицинские отходы страшно и подумать.)
2. Разработка Кизил-Дере.
В результате проведенных горнопроходческих работ в верховьях реки Ахты-чай в Хнов-Борчинском рудном районе в период с 1964 года по 1983 год остались заброшенными и незаконсервированными буровые скважины и штольневые сети. Из-за этого происходит химическое загрязнение ионами тяжелых металлов вод рек Ахты-чай и Самур, орошаемых земель в их долинах, а через это — отравление выращиваемой на этих территориях сельскохозяйственной и животноводческой продукции, а следовательно, и всего населения, проживающего в этом регионе.
3. Отсутствие канализационной системы.
Сточные воды, попадающие в море и реки, Буйнакск и села, в которых канализационной системы нет в принципе, Махачкала, системы которой уже давно не выдерживают прирост населения: все эти отходы имеют свойство испаряться и влиять на здоровье человека.
4. Бывший Чирюртовский завод фосфорных солей, а ныне ОАО “Дагфос” в Кизилюрте, оказывающий неблагоприятное влияние на здоровье горожан.
5. Более 3500 тысяч скважин грунтовых вод, львиная доля из которых не зарегистрирована и качество потребляемой воды из них не изучено.
Это навскидку. Это то, что пришло в голову, и то, о чем я знаю и чего боюсь. А причин наверняка больше. Это и то, что у нас не принято защищаться от солнца (летом мы не носим зонтов, не укрываемся), это и несоблюдение техники безопасности и санитарных норм, несоблюдение здорового образа жизни и правил гигиены. Но это все о взрослом человеке. Это все происходит со временем. А ведь болеют и дети.
На мой взгляд. Позиция государства в этом вопросе — закрывать глаза. Потому, что хоть какие либо шаги в решении данной проблемы будут стоить больших денег. Было бы здорово, чтоб наши граждане не ездили за границу на лечение, чтоб этот год был объявлен годом борьбы с раком и иначе как-то обозначена позиция власти. Нужны программы, финансирование, работа в этом направлении. Или иначе мы получим рак таким же часто встречающимся, как грипп или ангина.
А пока положение стоит на одном месте, все, что мы можем, — это поддерживать друг друга.
В Дагестане с 7 февраля проходит организованная блогерами благотворительная акция сбора средств в помощь онкобольным детям “Частица нас”. Акция приурочена к 15 февраля — Всемирному дню онкобольных детей и будет проходить еще долгое время.
“На днях, общаясь с друзьями в Twitter, у нас возникла идея — организовать сбор средств для детей, больных раком. Акцию назвали “Частица нас”. Собранные средства будут переданы 14-летней Ире Сурмаевой из Кизляра, которая больна раком. В акции могут принять участие все желающие. Средства можно перечислять на счет Qiwi-кошелька 9882083636, либо передавать их лично организаторам, а мы уже передадим их ее родителям”, — сообщил Нурлан Алиев.