О важности второго этапа говорят и попытки срочно внести изменения в законодательство, усиливающие роль президента РФ в приватизационных процессах. Владимир Путин также не хочет остаться в стороне от распределения самых лакомых государственных активов. Анализ этих сложных процессов приведён ниже в статье корреспондента Газеты “Новое дело” Аслана Магомедова.
В борьбе за приобретение госсобственности столкнулись основные группы влияния России, и уже разворачивается в полную силу информационное обеспечение действий конкурирующих структур. Что говорит о неустранимых противоречиях между ними. Бизнес, как известно, любит тишину. В борьбе за госпакеты акций крупнейших структур экономики России, по прогнозам экспертов, главные роли будут играть дагестанские олигархи — Сулейман Керимов, братья Магомедовы и Билаловы. Знаковыми сделками текущего года называются продажа 20-процентного госпакета Новороссийского порта и ОАО «Трансконтейнер». По всем прогнозам оба актива достанутся группе «Сумма» Зиявудина Магомедова.
Усиливающееся влияние братьев Магомедовых как на экономические, притом в стратегических отраслях, так и на политические процессы, привело к появлению у них могущественных противников.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев и предприниматель Сулейман Керимов. Фото: Flnka.ru
Перераспределение собственности будет проходить между двумя бизнес-элитами России, находящимися в орбите президента и премьер-министра РФ. Но не исключено участие и иностранных инвесторов, так как у наших инвесторов не всегда хватает финансовых средств для оплаты сделок. Уже аннулированы итоги нескольких крупных аукционов по причине непоступления в срок средств в оплату покупки.
Борьба за дополнительную долю в Новороссийском порту обещает быть для «Суммы» нелегкой.
На данном этапе активный интерес к приобретению 20-процентного госпакета акций Новороссийского порта (находящегося в управлении братьев Магомедовых и Транснефти) проявляет инвесткомпания из Абу-Даби (ОАЭ), наряду с Роснефтью и близким к Путину бизнесменом Владимиром Коганом.
Помимо Магомедовых предполагается участие в приватизации и других дагестанских представителей крупного бизнеса.
По мнению аналитиков, интересы дагестанских бизнесменов в отношении приватизируемых объектов могут сложиться следующим образом. Сулейман Керимов — Сбербанк, ВТБ, Аэрофлот, Шереметьево, Алроса, Интер РАО ЕЭС, Русгидро, ФСК; братья Магомедовы — Совкомфлот, Россельхозбанк, Транснефть, Росагролизинг, Объединенная зерновая компания; братья Билаловы — ТГК-5, Росспиртпром, Агентство по ипотечному кредитованию, авиакомпания «Сибирь», активы в сфере туристического, гостиничного и строительного бизнеса.
О накале борьбы за распродаваемые активы государства наглядно свидетельствует прошедший в декабре аукцион по продаже госпакета акций Ванинского морского порта. При стартовой цене в 1,5 млрд рублей победитель («Мечел» Игоря Зюзина) уплатил 15,5 млрд. При этом акции были немедленно распроданы победителем российским и иностранным компаниям.
Все возрастающее влияние дагестанских бизнес-групп вызывает беспокойство и сопротивление части российской политической и бизнес-элит. К числу противников наших бизнесменов относятся бывший вице-премьер, ныне глава Роснефти, сохраняющий огромное неформальное влияние, особенно на силовые структуры, Игорь Сечин, глава РЖД Владимир Якунин, олигархи Олег Дерипаска, Владимир Лисин (второй в списке богатейших лиц России по данным «Форбс») и т.д. Еще с прошлого года начаты информационные атаки на представителей крупного бизнеса дагестанского происхождения и их сторонников.
Бывший Глава РД Магомедсалам Магомедов, экс-министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и бизнсмен Ахмед Билалов. Фото: Gorets-media.ru
Во многом безосновательные нападки СМИ, где явно чувствуется рука обойденных в споре за собственность олигархов, смахивают на сведение счетов. Проигрыш Олега Дерипаски, соревновавшегося с братьями Магомедовым в приобретении Объединенной зерновой компании, например, преподносится масс-медиа чуть ли не как угроза продовольственной безопасности страны. При этом нигде нет упоминания, что все приобретенные братьями Магомедовыми активы успешно развиваются и при инвестициях они не ставят перед собой спекулятивных целей. Упомянутая выше распродажа Мечелом пакета акций Ванинского порта, имеющего стратегический характер для государства, как раз таки пример обратного. К тому же Магомедовы не числятся и среди офшорных аристократов, в отличие от большинства представителей крупного бизнеса России.
Участием в информационной кампании отметился на прошлой неделе и влиятельный еженедельник «Форбс», обращающий внимание на все возрастающие противоречия между братьями Магомедовыми и Сечиным. В настоящее время Росприроднадзором организованы проверки соблюдения экологических норм в Приморском порту, управляемом также группой «Сумма» совместно с Транснефтью. Порт оштрафован на 100 тысяч рублей и должен установить оборудование на 600 млн рублей. 5 февраля в арбитражном суде начнется процесс по оспариванию портом санкций экологов.
Политические риски для бизнеса в России, как известно, чрезвычайно высоки. Прогнозировавшееся после возвращения Путина в президенты ослабление группы «Сумма» не произошло. Окружение Медведева, с которым взаимодействуют Магомедовы, не потеряло своих позиций, а скорее, с назначением Андрея Дворковича вице-премьером еще более усилилось. Но и окружение Путина набирает мощь. Сделка по приобретению ТНК БП Роснефтью чрезвычайно возвысила Сечина.
Кроме того, установление партнерских отношений с западными бизнес-элитами, в особенности с финансовым сообществом, актуально как никогда. Поддержка западными банками покупки Магомедовыми транспортной компании ФЕСКО — свидетельство тому.
Что касается Сулеймана Керимова, то у него традиционно устойчивые связи с ведущими западными банками. Финансовая поддержка тонущих банков, в том числе Дойчебанка, в период кризиса 2008 года позволила ему войти в элитный клуб мировых финансов, хотя цена за это и была слишком высокой. В этом же ряду установления выгодных взаимоотношений, на сей раз уже с приближенными к российской власти, следует рассматривать, наверное, вложение в ноябре прошлого года Керимовым $100 млн в банк бывшего тренера Путина по дзюдо Аркадия Ротенберга.
Голосование в Совете Федерации по закону «Димы Яковлева», состоявшееся в конце декабря, стало своеобразным моментом истины для многих влиятельных лиц. Осуждение закона сенатом США однозначно указывало на то, что голосование может превратить сенаторов, голосовавших за его утверждение, в изгоев в глазах Запад. Поэтому сенатор Керимов, оказавшись в числе тех, кому небезразлично наличие доброжелательных отношений как с западными политиками, так и с российской властью, учтя принцип: «Не приходи, а то проголосуешь», не явился на заседание верхней палаты парламента в день голосования.
Активно лоббируемые силовиками поправки в приватизационное законодательство, усиливающие роль президента, могут если не кардинально, то существенно изменить развитие событий с распределением собственности. Но в любом случае позиции, занимаемые дагестанскими бизнесменами в экономике и достигнутые успехи в управлении активами, позволят им, судя по всему, существенно усилить свое присутствие в экономике страны после второй волны приватизации.
Источник: http://kavpolit.com/dagestanskie-oligarxi-biznes-i-politika/#comment-158552