Председатель Комитета по ветеринарии Дагестана Магомед Газимагомедов — «Новому делу»
В последнее время в Дагестане участились случаи заболеваний бруцеллезом. Патология передается через мясо инфицированных сельскохозяйственных животных. Каждый из дагестанцев чуть ли не ежедневно употребляет этот продукт питания, поэтому понятна актуальность проблемы. Гость редакции, председатель Комитета по ветеринарии Дагестана Магомед ГАЗИМАГОМЕДОВ поделился своими мыслями о том, как побороть недуг.
Патология и нарушение
— Бруцеллез — хроническое опасное заболевание, при стечении ряда обстоятельств пациент может даже скончаться. Дагестан — одна из самых неблагополучных территорий России по патологии. Высокий уровень заболеваемости зарегистрирован в Ахвахском, Акушинском, Кизлярском, Хунзахском, Ботлихском, Левашинском, Карабудахкентском, Цумадинском, Бабаюртовском, Тляратинском районах. На индивидуальный сектор приходится до 90% выявленного больного скота. На 1 ноября 2011 года в республике зарегистрировано 11 неблагополучных пунктов по бруцеллезу крупного рогатого скота и 3 пункта — по бруцеллезу овец.
Сейчас мы просто пожинаем плоды перехода животноводства от коллективных форм хозяйствования к мелкотоварному индивидуальному производству. Хороший зоотехнический учет, иммунопрофилактика и строгое соблюдение схем вакцинаций позволяли в свое время успешно справляться с этим заболеванием в коллективных сельхозпредприятиях. Сегодня даже при должном оздоровлении не решается один из главных вопросов — немедленный убой больных животных на мясокомбинате. Затягивание этих сроков или, что еще хуже, несанкционированная реализация больного поголовья способствуют распространению заболевания.
Мы уже научились оперативно локализовывать неблагополучные очаги, но главной задачей остается организация работы по недопущению их появления. И здесь недостаточны лишь усилия ветеринарных работников, необходим комплексный подход всех органов власти к решению проблем. И нужно признаться честно, что тут у нас не все благополучно.
Сплошь и рядом нарушаются требования ветслужбы о запрете подворного убоя больных животных. Многие владельцы отказываются сдавать такое поголовье на мясоперерабатывающие предприятия. Причина, с одной стороны, кроется в затратах по транспортировке, а с другой — в низких закупочных ценах. Но самая главная проблема — отсутствие специализированных предприятий, имеющих условия и разрешения на убой и переработку больных бруцеллезом животных. Поэтому больной скот любыми путями владельцами продается перекупщикам и увозится без ветеринарно-сопроводительных документов в неизвестном направлении.
Еще одна важнейшая проблема — добровольный характер учета личных подсобных хозяйств, который сегодня не позволяет вести достоверный учет поголовья животных. Это затрудняет проведение противоэпизоотических мероприятий и исполнение надзорных функций. Усугубляют ситуацию и факты сокрытия владельцами поголовья информации о его приобретении, непредставление животных ветеринарным специалистам для проведения обработок и исследований. Кроме того, определенный в законодательстве статус не позволяет разграничить ведение личного подсобного хозяйства от предпринимательской деятельности, осуществляемой владельцами животных на своих подворьях.
До настоящего времени администрациями муниципальных образований не приняты меры по созданию условий для ветеринарных обработок скота, содержащегося в индивидуальных подворьях, отсутствуют загоны, расколы, базы, площадки для убоя скота, не налажен учет и идентификация сельскохозяйственных животных.
Претензии к Россельхознадзору Дагестана
Для предупреждения распространения патологии огромное значение имеет наше взаимодействие с Управлением Россельхознадзора Дагестана. Но могу с сожалением констатировать, что оно сводится зачастую к необоснованным придиркам к работе ветеринарной службы. С самого начала мы старались выстраивать конструктивное взаимодействие в рамках законодательства с единственной целью — использовать все совместные полномочия и возможности для выполнения задач государственной ветеринарной службы. За время работы мы не проигнорировали ни одного обращения по фактам допущенных нарушений, не позволяли себе оценивать действия специалистов управления, тем более не выносили в СМИ какие-либо факты работы управления, особенно не соответствующие действительности. К сожалению, адекватного отношения к нашей работе с их стороны мы так и не нашли.
Не могу вспомнить ни одного случая реальной помощи со стороны Россельхознадзора. Она сведена к ненужной переписке, к истребованию не предусмотренных никаким нормативным актом дополнительных документов. Осенью по этому вопросу в Пятигорске департаментом ветеринарии Минсельхоза России было созвано совещание, где состоялся обстоятельный разговор, были получены конкретные рекомендации от ученых и практиков, намечены соответствующие меры. Несмотря на это, в начале ноября в Россельхознадзоре снова обсуждается вопрос о сложившейся чрезвычайной ситуации по бруцеллезу в Дагестане. При этом на совещание не пригласили нашего представителя и кого-либо из правительства республики.
Россельхознадзор варится в собственном соку, он даже предлагает ряд мер, направленных на экономическую блокаду республики в плане реализации продукции животного происхождения. К примеру, Россельхознадзор запрашивает у заместителя министра и руководителя департамента ветеринарии Минсельхоза России информацию о количестве боен, рынков и мясоперерабатывающих предприятий на территории Дагестана, хотя эти данные имеются в Россельхознадзоре. Структура дает конкретные указания руководителю территориального управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям усилить контроль за поступающими из Дагестана животноводческими грузами. Практически это означает — не допускать на московские рынки дагестанское мясо под предлогом неблагополучия по бруцеллезу, хотя все прекрасно знают, что при термической обработке до 70 градусов опасности заражения бруцеллезом нет.
Совсем недавно, якобы из-за отсутствия описи скота и разрешения ветеринарной службы на вывоз и идентификацию поголовья, возле Красноармейска Саратовской области был задержан автомобиль, перевозивший 180 овец из Дагестана. Инспекторами Россельхознадзора по Саратовской области принято решение о возврате поголовья в республику. А ведь надо было предоставить владельцам животных возможность в пятидневный срок представить недостающие документы.
Нужно иметь в виду и следующее. Начиная с 2007 года в Дагестане все поголовье мелкого рогатого скота ежегодно прививается против бруцеллеза вакциной из штамма Рев-1. Поскольку прививка на долгие годы сохраняет положительную реакцию, при исследовании дифференцировать обычный бруцеллез от иммунного невозможно. На этом основании ряд субъектов отказывается принимать поголовье из Дагестана. Когда специалисты Россельхознадзора заявляют «о вероятности того, что реализуемое мясо может быть заражено бруцеллезом, туберкулезом и прочими серьезными заболеваниями», они показывают свое явное незнание требований нормативных документов и пренебрежение к предмету деятельности. Есть случаи, когда даже без выезда на места составляются акты о всякого рода нарушениях, соответственно, по ним составляются протоколы об административном правонарушении. Результаты актов, когда необходимо, в Москву не направляются, а на месте, в нарушение закона и нормативных документов, делаются попытки привлекать к административной ответственности орган исполнительной власти республики. Случается, что и судьи, не вникая в суть дела, принимают решение в пользу Россельхознадзора.
Рынки и финансирование
Мы не раз обращали внимание соответствующих министерств и ведомств, в том числе и Управления Россельхознадзора по Дагестану, на отсутствие места для санитарного убоя зараженного скота и невыполнение постановления правительства «Вопрос по профилактике бруцеллеза на территории Республики Дагестан» в части организации на федеральных трассах ветеринарно-полицейских постов, из-за чего в республику завозится скот из зараженных сопредельных территорий.
Организованный нами на летний период ветеринарный пост на федеральной автодороге Астрахань—Махачкала в поселке Кочубей выявил огромное число сельскохозяйственных животных, ввозимых без ветеринарных сопроводительных документов. Более 20% этого скота оказалось заражено бруцеллезом.
Грубо нарушаются санитарные правила в части профилактики и организации лабораторной диагностики бруцеллеза людей. Диагностические обследования проводятся с нарушениями — диагноз выставляют на основании однократного серологического исследования, которое не позволяет интерпретировать положительные результаты. За последнее годы из 676 якобы больных бруцеллезом людей только 212 подверглись бактериологическому обследованию, и среди них лишь в 12 случаях выявлен возбудитель бруцеллеза.
В республике, помимо официально зарегистрированных, действуют и так называемые «народные» рынки. По закону владельцы или управляющие рынками обязаны обеспечить помещениями и необходимым оборудованием лаборатории ветсанэкспертизы, однако это не делается. Мы изыскали средства для создания такой лаборатории на Махачкалинском универсальном рынке, в Хасавюрте, закупили передвижные лаборатории ветсанэкспертизы и пытаемся наладить эту работу. Мы понимаем, что мерами административного воздействия и приостановления деятельности рынков проблему не решить. Как, к примеру, закроешь еженедельный рынок в селении Гагатли Ботлихского района, где торгуют и жители Чечни, и жители двух-трех горных районов, или Аяла-базар в Левашинском районе? Тем более, что такие рынки даже не зарегистрированы. Но это не снимает с нас ответственности за качество и безопасность реализуемой животноводческой продукции.
Организация же мест для карантина животных, строительство баз, расколов, скотомогильников, мест для утилизации биологических отходов является обязанностью муниципальных образований и собственников сельхозпредприятий. Нами неоднократно выписывались предписания, привлекались к административной ответственности указанные лица. Тем не менее в большинстве регионов республики этот вопрос остается актуальным. Но могу с удовольствием отметить, что главы городов Махачкалы, Каспийска, Хасавюрта очень серьезно воспринимают проблемы, связанные с содержанием животных и реализацией продукции животного происхождения. Во многих районах по инициативе ветеринарных работников приняты муниципальные акты о правилах содержания сельскохозяйственных и домашних животных.
Что касается нормативно-правовой базы, могу отметить появление разных коллизий, связанных с финансово-экономическими обоснованиями. К примеру, в 2010—2011 годах были внесены изменения, которые, по сути, правильные, но в реальности затрудняющие организацию ветеринарного надзора. Раньше в законе было прописано, что руководители ветеринарных учреждений, лечебниц, лабораторий, участков и пунктов являются государственными инспекторами территорий, закрепленных за ними. По республике это составляло более 630 единиц. После внесения изменений в закон эту работу могут выполнить только восемь человек, остальные 374 единицы должны быть профинансированы из федерального бюджета, а финансирования и по сей день нет.
Источник: http://ndelo.ru/obschestvo/624-adekvatnogo-otnoshenija-k-rabote-my-tak-i-ne-nashli.html