Политический и деловой портрет одного из богатейших людей в России
Сулейман Керимов – человек не публичный и скуп на громкие заявления. Начавший “карьеру олигарха” с нефти, он постепенно раскрутил бизнес до универсального. Керимов идет туда, где можно заработать деньги. Подробности деловой биографии одного из богатейших людей России – в материале “Кавказской политики”.
Имя далекого и непубличного Сулеймана Керимова все громче и чаще звучит в Дагестане. Самого олигарха в республике нет, но его дела здесь идут. Пока не очень хорошо. Сроки завершения строительства стадиона «Хазар» для футбольного клуба «Анжи» несколько раз переносились. Передача портов – морского и воздушного – тоже затянулась.
Возникает вопрос, что потерял игрок мирового рынка, бизнесмен всероссийского масштаба на грешной земле Дагестана? Тяга и любовь к малой родине. Звучит пафосно. Керимов идет туда, где можно заработать деньги. А у Дагестана на этот счет сложилось негативное мнение. Деньги в Дагестане не работают, их воруют. Так думают многие за пределами Дагестана. Керимов – один из немногих, кто не считается с этим мнением.
Родина начинается с бизнеса
Свою карьеру Керимов начал в 90-х годах на заводе электроники «Эльтаф» в Махачкале. Предприятие делегировало его в Москву заниматься делами Федпромбанка. Современный завод «Эльтаф» был соучредителем банка. Бизнесмен средней руки быстро подрос и начал обрастать московскими связями.
В тот период все дельцы участвовали в дележе и приватизации госпредприятий. Керимов на тот момент был акулой среднего бизнеса и вовремя почувствовал запах большой нефти. Непростое приобретение «Нафта-Москвы» простому бизнесмену дало шанс сделать карьеру олигарха. И он успешно начал вести нефтяной бизнес.
Сейчас его бизнес стал универсальным, многоотраслевым, расширяет географию. Но первая компания, запущенная в «лихие девяностые», и сейчас в сложных структурах Керимова является первой.
Forbes оценивает состояние Керимова $6,5 млрд. Напрашивается вопрос: не занижает ли издание состояние бизнесмена? С $6,5 миллиардами как он мог предложить за «Беларуськалий» $15 млрд?
В списке богатейших бизнесменов России Керимов под номером девятнадцать.
Дагестанские реалии: при бегстве капиталов зовем инвесторов
Все говорят о привлечении инвесторов в Дагестан. Но как инвесторы могут прийти, если они видят, что собственно дагестанские бизнесмены вкладывают свои деньги в экономики других государств? Очень странно привлекать внешних инвесторов при бегстве собственного капитала. Если вернуть в Дагестан те деньги, которые вывезли дагестанские бизнесмены, то республика станет вторыми Эмиратами. Тогда на что надеется Керимов, влезая в конфликтную и проблемную республику, где нет травоядных, есть одни хищники?
Существует мнение, что у олигарха чисто экономические интересы. В Дагестане нет таких предприятий, как «Уралкалий», но есть менее жирные куски. Это две естественные монополии – аэропорт и Махачкалинский морской порт. Об их приобретении Керимовым говорят много. Но Махачкалинский морской порт является федеральным унитарным предприятием и пока не приватизирован. В 2010 году вместо Абусупьяна Хархарова генеральным директором стал Ахмед Гаджиев, брат депутата Государственной Думы Магомеда Гаджиева, который близок Сулейману Керимову. Смена руководства тогда не обошлось без скандала и противостояния.
Быть большому бизнесу на малой родине?
О переходе аэропорта под контроль Керимова много разговоров. Возможно, Керимов повлиял на закрытие «Авиалиний Дагестана», разделение авиакомпании между небом и землей. Аэродром, аэровокзал, наземные службы отдельно, а самолеты отдельно. Фактически произошла демонополизация пассажирских авиаперевозок в Дагестане. В республику пришли разные авиакомпании и цены упали, билеты можно купить в любое время и в любой забегаловке. Но чтобы сделать республику доступной для туристов, нужно как минимум два современных аэропорта. Однако вопрос передачи аэропорта «Уйташ» затянулся из-за того, что имущество, недвижимость оказались заложеными в банке. На компании висит $30 млн. долга.
Еще один проект, в котором участвует Керимов, – Каспийский завод листового стекла. Крупнейший в России завод стоимостью около 10 млрд рублей уже построен с нуля за один год. Сейчас там идет монтаж оборудования. Основной инвестор – Внешэкономбанк. Это банк, который сотрудничает со структурами Керимова.
Итог не обнадеживает. Порты – водный и воздушный – надо заполучить и много вкладываться. Не совсем выгодно. Есть также версия, что Керимов почувствовал запах большой нефти в недрах Каспия. Большие и неосвоенные запасы высококачественной нефти сулят большие перспективы. «Лукойл» уже освоил несколько месторождений. Но это в астраханском секторе Каспия. Месторождение им. Корчагина находится на границе, и нефть оттуда транспортируют через Махачкалинский порт. Дальнейшее участие в разработке месторождений Каспия несколькими компаниями ускорило бы освоение запасов.
Команда и амбиции
Среди влиятельных политических союзников Сулеймана Керимова называют руководителя Дагестанского отделения Пенсионного фонда Сагида Муртазалиева (аварец), бывшего генерального директора «Дагавтодор» Магомедрасула Омарова (даргинец), депутата Государственной Думы Магомеда Гаджиева (аварец), заместителя руководителя администрации Президента РФ Магомедсалама Магомедова (даргинец), мэра Дербента Имама Яралиева (лезгин).
Какое значение имеет назначение бывшего генерального директора «Нафты» Олега Липатова первым вице-премьером правительства РД? Одни эксперты высказывали опасения, что Липатов будет представлять корпоративные интересы. Другие в этом видят логику и мораль. Проекты Керимова – для людей, а если они будут буксовать, то проиграет не только Керимов, но и жители Дагестана. Поэтому Липатов будет контролировать в том числе и керимовские проекты.
Из социальных проектов олигарха финансирование клуба «Анжи» способствует созданию массового детско-юношеское движение любителей футбола. Помимо этого, в Дагестане Керимов занимается благотворительностью. Треть паломников ездят в хадж на его деньги.
Была масса других планов по привлечению олигарха к социальной ответственности. В частности, к строительству Дворца молодежи, еще одного стадиона, и т. д. Они пока под вопросом.
Есть еще одна версия, что интерес Керимова к Дагестану связан с его желанием стать президентом Дагестана. Хотя Керимов – человек не публичный и скуп на громкие заявления, в политике он не чужой. Он дважды был депутатом Госдумы, с 2008 года он – сенатор от Дагестана. Не являются секретом и давняя дружба Керимова с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, а также его хорошие отношения с помощником президента Аркадием Дворковичем.
Международные и всероссийские сделки Керимова
В 2010 году Керимов осуществил самую масштабную посткризисную сделку российского рынка – покупку «Уралкалия». Общая сумма кредитов, выданных ВТБ компаниям Керимова, составляет не менее $2,5 млрд. Как пишет Forbes, в этой сделке в 2010 году он обыграл Потанина.
«Уралкалий» – второй в России и шестой в мире производитель хлоридного калия. Одна из самых рентабельных компаний в России (рентабельность в первой половине 2011 года – 64%, прогноз по EBITDA в 2012 году – $4,5 млрд). На его долю приходится 10% мирового рынка. Затем Сулейман Керимов и его партнеры Зелимхан Муцоев и Анатолий Скуров приобрели «Сильвинит». Это второй в России производитель калийных удобрений. Бывшие владельцы «Уралкалия» и «Сильвинита» итогом своего общения с владельцем «Нафты» остались довольны. Керимов и его партнеры не поскупились, предложив за активы около 30% премии к рынку.
Спрос и цена на калиевые удобрения растут, как и на нефть
Спрос и цена на калийные удобрения в мире растут, как и на нефть. Из калия получают минеральные удобрения. А без них не обходится выращивание многих сельскохозяйственных культур. Также соли, получаемые из сырья, добавляются в комбикорма.
Керимов объединил «Уралкалий» и «Сильвинит». Оба предприятия находятся в Пермском крае и разрабатывают одно и то же месторождение.
Создав в России единую компанию, Керимов планировал объединить ее с «Беларуськалием», крупнейшим в мире и самым крупным в СНГ производителем и поставщиком калийных минеральных удобрений.
Совокупная мощность «Уралкалия», «Сильвинита», «Беларуськалия» составит 20 млн тонн в год, тогда как нынешний лидер канадский Potash Corp производит 15 млн тонн. Лидерство в производстве калийных минеральных удобрений позволяет оптимизировать производство, влиять на мировой рынок минеральных удобрений, на формирование цен. Выгодно России и Белоруссии. Тем более что белорусские власти не раз намекали на желание продать свой самый ликвидный актив. Но сделка так и не состоялась.
Батька требует большие бабки
Лукашенко предлагал «Уралкалий» за $32 млрд. Керимов хотел за $15 млрд. Не договорились. Керимов подключил своего партнера Михаила Гуцериева, человека, не чужого в Белоруссии. В 2011 году компания Гуцериева инвестирует $1 млрд 750 млн в строительство предприятия «Славянский калий» на сырьевой базе трех месторождений. Кроме того, Керимов вел переговоры со Сбербанком о финансировании сделки по выкупу контрольного пакета в «Беларуськалии».
О причинах срыва существует несколько версий. По одной из них, бизнесмен не смог найти столько свободных средств, по другой – белорусские власти передумали продавать. Практические шаги Керимова по экономической интеграции России и Белоруссии продолжаются. Олигарх, по данным СМИ, проводил встречи с Лукашенко, попутно обсуждая развитие отрасли.
Экономическая интеграция по-керимовски
Об интеграции России и Белоруссии не говорят только ленивые. Слов много, дел мало. Требуя от России дешёвого газа, преференций для белорусских предприятий в России, сам Лукашенко не идет ни на какие скидки. На то Лукашенко и батька, что работает в интересах народа. Но в данном случае видна попытка покрыть увеличение социальных затрат накануне президентских выборов продажей одного «Беларуськалия». И это стало еще одним непреодолимым барьером для прихода российского бизнеса в Белоруссию.
Не исключено, что сделка была сорвана и по политическим причинам. При Ельцине Лукашенко чаще инициировал создание экономического и политического союза. Теперь он свой взор обратил на запад. За это ему даже простили жесткое подавление оппозиции во время президентских выборов.
Как Керимов начал играть по-крупному в «нулевых»
В конце 2004 года владелец «Нафты» начал игру по крупным ставкам. Брал кредиты в банках, закладывая акции. Стоимость залога росла, что позволяло взять новые кредиты, купить еще акций. Деньги и ценные бумаги множились. К 2006 году Керимов собрал 4,25% акций «Газпрома» и 5,64% акций Сбербанка. По данным Forbes, за 2004-2006 годы капитализация «Газпрома» выросла в четыре раза, Сбербанка – почти в 12 раз. Заняв на покупку акций около $3,2 млрд, Керимов стал владельцем бумаг, которые к концу 2006 года стоили более $15 млрд и продолжали расти. Первые деньги Керимову одолжил ВЭБ. Но главным финансовым партнером Керимова стал Сбербанк. На кредиты Сбербанка Керимов купил большую часть своих многочисленных активов: от контрольного пакета акций «Полиметалла», до акций «Газпрома» и самого Сбербанка. Только ради Керимова Сбербанк нарушил одно из строжайших правил, превысив лимит кредитов (одному заемщику банк может выдать кредиты в размере не больше 25% от своего капитала). К середине октября 2007 года, когда стало понятно, что Сбербанк возглавит Герман Греф, Керимов успел погасить практически все долги перед «Сбером» – более $4 млрд. К тому времени инвестиции принесли Керимову сотни процентов прибыли.
Ныне Керимов — один из самых богатых россиян и, пожалуй, самый успешный бизнесмен из дагестанцев.
Источник: http://kavpolit.com/sulejman-kerimov-zateyal-bolshoj-politicheskij-biznes-na-maloj-rodine/