ВЕЛИКИЕ дагестанские шейхи

Суфизм считается обычно явлением «городской культуры». Дагестан, между тем, даёт иной вариант, когда «спрос» на суфийские идеи обнаруживается (начиная с XII в., особенно сильно в XV-XVII вв.) именно в сельской местности. Наглядное тому свидетельство – мемориальные тексты на могиле шейха Ахмада ибн аль–Хусейна в Дербенте (XI в.) и на могилах суфийских шейхов в селении Татиль (XII в.), строительство ханака – общежития суфиев в Рутуле (XII в.), «пиры» – святилища в Ахты, Хнове, Рутуле, Тпиге, Мишлеше, Орта–Стале (XV-XVII в.), на могиле шейха Асильдара в Аркасе (XV в.)

Шейх Мухаммад Яраги (къ.с.)

Шейх Мухаммад Эфенди аль-Яраги родился в 1191/1777 году, 2-го числа Зуль-Каада, во вторник, в с. Яраги, расположенном на юге Дагестана, в семье ученого алима.

Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе с детских лет он стал исламским ученым. Он изучил разные науки. В Дагестане не было человека, превосходящего его по знанию Корана. Его глубокие знания, данные ему Аллагьом, послужили причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись мюриды. Его имя стало знаменитым в Турции, Бухаре и Персии. Он был примером совершенства служения и поклонения Всевышнему. Его учение было пропитано бесконечной любовью к Аллагьу и благосклонным отношением к людям.

Посредством большого муршида Хасмухаммада он получил ранг муршида от самого шейха Исмаила-аш-Ширвани. Мухаммад Яраги стал муршидом Накшубандийского тариката в Дагестане.

Самым лучшим его мюридом и его правой рукой стал Джамалудин Гумуки.

Шейх Мухаммад Яраги дал разрешение имаму Газимухаммаду из Гимры с новой силой приступить к продолжению газавата. После этого число последователей имама Газимухаммада значительно увеличилось. Царские приспешники решили положить конец деятельности шейха. Его арестовали и сослали в Тифлис (Тбилиси), но вскоре он был освобожден.

В 1830 г. он выступил перед собранием представителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где призвал всех к продолжению газавата, и по его же указанию имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. После гибели Газимухаммада Мухаммад Яраги способствовал избранию имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, имамом был избран Шамиль, и Яраги поддержал его.

В одном письме, написанном шейхом Мухаммадом Ярагским Шамилю, говорится: “Если будешь держать постоянную связь с нами, то ты победишь, а если нет — проиграешь”.

Мухаммад Яраги умер в 1848 (1265) году 17-го дня месяца Мухаррам, во вторник. Похоронен в с.Согратль Гунибского района. Изо дня в день увеличивается число тех, кто посещает его зиярат. Вместо себя он оставил муршидом Джамалудина из Гази-Кумуха, который стал ценнейшим звеном в золотой цепи тариката.

 

Шейх Джамалудин из Кумуха

Шейх Джамалудин аль-Кумухи аль-ХIусейни родился в 1203/1788 году в месяце Мухаррам, 16-го числа. Его считают наследником Пророка, так как его род идет от пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует). Джамалудин изучил шариатские науки в медресе известного устаза Мухаммада аль-Яраги, и они оба стали великими устазами Накшубандийского тариката.

Дочь Джамалудина была женой имама Шамиля, а дочери Шамиля вышли замуж за сыновей Джамалудина. Он был великим муршидом, т.е. человеком, который направлял людей на путь Истины.

Все ученые высоко оценили книгу шейха Джамалудина “Адабуль марзият фи тIарикъатин накъшубандияти”, в которой он подробно рассказывает о тарикате. Он знал наизусть Коран. Кроме арабского, он знал и другие языки, такие как персидский, индийский, русский и многие национальные языки Дагестана и Кавказа. У него было много мюридов. Он был очень грамотным и одаренным человеком.

Он часто говорил: “Уважение к науке должно быть выше, чем к трону царя. Вы используйте свои знания, пока другие не используют ваши же знания против вас. Гордость — это то, что губит человека”

Он был духовным наставником имамов ГазимухIаммада ХIамзата и Шамиля. После пленения имама Шамиля он эмигрировал в Турцию и жил в Стамбуле. В Турции тоже у него было очень много мюридов, благодаря ему накъшубандийский тарикат распространился и здесь.

Шейх Джамалудин покинул этот бренный мир в 1285/1869 году в Стамбуле 5-го числа месяца Шавваль. Рядом с его могилой находятся и могилы родных имама Шамиля..

 

 

 

Мубарак Мама-Дибир из Рочи (р.гI.)

 

Дата рождения Мубарака Мама-Дибира не установлена, не найдено документов, указывающих на тот или иной год и день рождения. Известно только, что Мубарак ушел из жизни в возрасте ста лет в 1296/1878 г. Если исходить из этого, то годом рождения Мама-Дибира примерно должен быть год 1778-й.

Отец Мубарака — Хаджи-али – был ученый с большим иманом, честный и уважаемый в селе человек. Он старался дать своим детям как можно лучшее воспитание и образование. Еще в детстве Мубарак Мама-Дибир был преисполнен любовью к знаниям, был очень любознательным ребенком. Скромный, молчаливый, правдивый Мама-Дибир редко участвовал в увеселительных играх и шутках своих сверстников.

С шести лет отец начал учить его чтению Корана, а когда ему исполнилось семь лет, его отправили учиться в медресе, в селение Рочи. Всевышний Аллагь наделил Мубарака феноменальными способностями и памятью.

 

Благодаря этому и своей любви к знаниям учеба в медресе ему далась легко, и он получил очень хорошее образование.

Еще совсем молодого, 12-13 летнего подростка Мама-Дибира назначают муэдзином (человек, который призывает к молитве) в селении Рочи. Этому способствовало и то, что у него был очень красивый и приятный голос.

После окончания учебы в медресе Мубарак несколько лет, не выходя из дома, углублял свои знания по гIелму. За разъяснениями некоторых мест в науке (гIелму) и в целях еще большего углубления своих знаний он посещает разных алимов. Кроме сел. Рочи Мубарак учился в селениях Дусрах, Хурух, Гачада, Бухтив, Согратль, Пурада, Гази-Гумеки и др.

Таким образом, получив хорошие знания, он начал работать мударрисом (учителем) в селениях Харук и Дусрах. Позже он открыл медресе в своем доме, где учил и воспитывал подрастающее поколение. Мама-Дибир владел отличными педагогическими способностями, легко и доходчиво объяснял ученикам урок. Такого мастера слова, как Мубарак, в сел. Рочи и в окрестностях трудно было найти.

В то время джамаат сел. Рочи попросил его стать их дибиром. Но Мубарак отказал им, говоря, что дибир в Судный день перед Всевышним должен будет отвечать за джамаат, который возглавляет, он должен требовать от них соблюдения шариатских норм богобоязненности. “Поэтому я не чувствую уверенности, что я смогу за вас ответить”, — сказал он. Но джамаат несколько раз обращался к нему, и он согласился некоторое время быть дибиром в сел. Рочи.

Но вступив на путь изучения науки тариката, он оставил этот пост.

Мубарак Мама-Дибир держался далеко от всего мирского, но говорил, что все-таки нужно, хоть и строго в рамках шариата, зарабатывать на жизнь, чтобы не попасть в число нуждающихся. И при этом призывал ни в коем случае не забывать о служении Всевышнему.

Мубарак Мама-Дибир, будучи мягкосердечным и заботливым человеком, говорил, что любит людей, скорбящих, когда у брата по вере горе, и радующихся его радостям. И сам всегда был готов прийти на помощь попавшим в беду.

Говорят, что он очень хорошо разбирался в лекарственных травах и мог вылечить больных даже чистой питьевой водой, сделав над ней дуа.

Мама-Дибир знал 7 языков: свой рочодеринский, аварский, лакский, кумыкский, даргинский, арабский, падар и азербайджанский. Знание этих языков помогало ему черпать знания из многочисленных книг, изданных на разных языках. Но с началом изучения науки тариката он уменьшил занятие явными науками, отдав все свое время изучению тайных наук. Узнав о Джамалутдине ал-Гумуки, Мама-Дибир углубился в учение о познании Аллагьа.

Из его учеников вышли большие ученые, такие как Хаджи-Мухаммад из Хачада, Гитино-Мухаммад из Карахи, Рамазан Хаджи из Бухти, Умарил Мухаммад из Дорони, Давуд из Хуруха, Умар-афанди из Багини, Будайчи-хаджи из Гумеки, Пирмухаммад-хаджи из Шара, Ундал-хаджи из Урада и др. Также у него учились Сайфулла-Кади из Ницовкра и Шуайб-афанди из Багини. Много было у него учеников и мюридов и других национальностей: и чеченцы, и ингуши, и падарцы, которые впоследствии стали известными учеными.

Дибирасул Мухаммад-хаджи,

село Мачада.

 

Ал-Буцрави, Ал-Хурухи, Ал-Багтини, Ал-Дагестани (1274-1330/1853-1909)

Достопочтенный шайих, кутбул иршад, хафиз, фагьим Шуъайб-афанди родился в дагестанском ауле Багини (нынешний Чародинский район). С 7 лет он начал свое духовное образование под руководством отца Идриса-афанди, который совершал суфийскую духовную практику под руководством Хаджи Исмаила-афанди, Джабраила-афанди и Хаджи Хамзата-афанди ал-Цахури, Кусаию-афанди ал-Мусрухи, Хаджи Ахмада-афанди ал-Талали, Абдурахмана-хаджи ал-Асави и других муршидов тариката, которые являлись признанными корифеями этого пути.

В 1893 г. Шуъайб-афанди получил от Кусай-афанди высокий духовный сан муршида. После ухода из земной жизни Кусай-афанди, муршид Шуъайб-афанди принял духовное наставничество Хаджи Ахмада-афанди ал-Талали. В 1896 году Хаджи Ахмад-афанди также дал ему разрешение быть духовным наставником суфиев – муршидом. После ухода из жизни Хаджи Ахмада-афанди ал-Талали он продолжил познание исламских тайных учений и свое духовное совершенствование под руководством Абдурахмана-хаджи ал-Асави…

Глубокое знание арабского языка, великолепный аналитический ум, незаурядная память, высокая нравственность, безграничная любовь ко Всевышнему Аллагьу и огромная жажда к знаниям Шуъайба-афанди помогли ему стать выдающимся ученым-энциклопедистом и высочайшего уровня муршидом своего времени.

Он был одним из немногих в Дагестане, кого Великий и Всемогущий Аллагь особо вознаградил – привел к просветлению и пробуждению сверхсознания. Он был тем, кто постоянно ощущал Всевышнего и жил во Всевышнем, познал тайны мироздания и его бытия. Он постоянно жил в гармонии со всем творением Всемогущего Аллагьа. Шуъайб-афанди писал о себе: “Всю сознательную жизнь я жил, строго соблюдая предписания священного Корана и хадисов пророка Мухаммада (а.с.в.с.)”.

Признанные авторитеты исламской науки и суфийские шейхи его времени называли Шуъайба-афанди “светом веры”, “образцом чистоты”, “сундуком божественной мудрости”, “океаном тайн”, “источником чудес”, “имамом святых”, “отцом благочестивых”, “хранителем наследия пророка Мухаммада (а.с.в.с.)”.

У Шуъайба-афанди было огромное количество духовных сыновей и дочерей (мюридов). Все они стали благочестивыми мусульманами и носителями сокровенных духовных знаний, а многие из них – известными учеными-арабистами. Он подготовил и оставил после себя двух муршидов – Ибрагима Хаджи-афанди ал-Кучрави и Хасана Хильми-афанди ал-Кахиви, который уже имел разрешение на эту сокровенную деятельность от Абдурахмана-Хаджи ал-Асави. У него было четыре сына, они также были крупными учеными-арабистами, хафизами и катибами. Он написал немало назиданий, проповедей, мавлидов, касид и книг, перевел с арабского на аварский язык Священный Коран, многие хадисы пророка Мухаммада (а.с.в.с.) и немало ценнейших трудов признанных алимов и шейхов. Все они являются шедеврами, которые заслуживают особого внимания. Творческое наследие этого великого дагестанца еще не изучено, а многие его труды не стали достоянием масс. Наиболее известными из его книг являются: “Калаид жавхар ал-аджамийя”, “Зубдат ал-ахбар”, “Табакат хваджакан ан-накшбандиййа”, “Тахмис “Силк а-айн”, “Тахмис “Нур ал-айн”.

В 1907 г. он совершил Хадж. В Мекке к нему подошел признанный во всем мусульманском мире шейх Ясинул Мисри, который представился и сказал: “Я видел рядом с тобой нашего пророка Мухаммада (а.в.с.в.с.), разреши мне во время свершения Хаджа быть рядом…”. Это бесспорное подтверждение тому, что истинное величие Шуъайба-афанди непостижимо. Аллагь забрал Шуъайба-афанди в 56-летнем возрасте, а земное тело этого мубарака было предано земле в родном ауле Багини, где и находится его зиярат.

Да поможет нам Аллагь быть похожими на Шуъайба-афанди. Пусть эти краткие сведения из богатой и заслуживающей подражания биографии Шуъайба-афанди и сам его образ помогут нам укрепить в наших сердцах любовь к Великому и Всемогущему Аллагьу. Амин!

Дибиров Магомед-Хаджи

ал-Мачада

 

Газета “Ассалам”

 

Умар асхаб (р.гI.)

Умар ибн ал-Хаттаб ибн Нуфайл, Абу Хавс ал-Курайши ал-Адави (да будет доволен им Аллагь) родился за сорок лед до Хиджры, в 584 году по Милади в городе Мекке.

Он был одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует).

Еще до распространения Ислама Умар-асхаб (р.гI.) был известен как человек с сильным характером, мужественный и справедливый.

Умар-асхаб (р.гI.) принял Ислам за пять лет до Хиджры. Ибн МасгIуд говорил, что, пока Умар не стал мусульманином, они не могли молиться в Каабе.

Умар-асхаб(р.гI.) участвовал во всех боях, проведенных пророком Мухаммадом (с.т.гI.в.), и принял присягу халифа в день гибели сподвижника Пророка (с.т.гI.в.) Абу-Бакра (р.гI.).

За десять с половиной лет, в течение которых он был халифом, Ислам окреп и распространился на всем Аравийском полуострове, в Египте, Ираке, Палестине и Сирии.

Благодаря Умар-асхабу (р.гI.) было записано 537 хадисов Пророка (да благословит его Аллагь и приветствует), и именно им была начата летопись Ислама по Хиджре.

Умер Умар-Асхаб(р.гI.) в 23/644 году.

Газета “Ассалам”.

 

 

Абдурахман-хаджи из Асаба (къ.с.)

Абдурахман-хаджи родился в 1834 году в селении Асаб Шамилевского района. Первым дал ему разрешение (ижаза) на муршидство Джабраил-афанди. Джабраил-афанди был преемником (халифа) Махмуда-афанди, который обучил его наукам и довел до степени совершенства как у устаза (муршид, шейх).

Джабраил-афанди родился и вырос в Цахуре. Потом переселился в Цор, в Лагодехию, и остался жить там.

Он был человеком добросердечным, мягким, общительным. Его хорошо знали большие алимы того времени Удурат, Муслим из Урада (Шамилевский район) и др.

Однажды гостивший у Абдурахмана-хаджи Удурат рассказал про большого ученого, живущего в Лагодехии. Влюбленный в религию, Абдурахман-хаджи решил увидеть этого человека и отправился к нему.

Они встретились, и в дружелюбной беседе Джабраил-афанди спросил его об Удурате: “О чем вы разговаривали с тем старым человеком?”.

 

Удивленный и ошеломленный Абдурахман-хаджи рассказал о своем разговоре с Удуратом.

Каким бы далеким ни был путь из Асаба в Цор, Абдурахман-хаджи всегда добросовестно исполнял повеления своего устаза.

Когда пришло время дать “ижаза” Абдурахману-хаджи, односельчане выразили Джабраилу-афанди свое недовольство: “Почему ты дал разрешение аварцу, неужели не было достойных среди своих?!”. Тогда, упомянув одного из своих родственников, мубарак ответил: “Если бы на это была моя воля, я бы передал разрешение ему”.

Джабраил-афанди сделал Абдурахмана-хаджи своим маъзуном и дал “ижаза” быть муршидом в 1305 году по мусульманскому летосчислению.

Хасан-афанди из Кахиба рассказывал, что однажды, будучи мюридом Абдурахмана-хаджи, он совершал джамаат-намаз со своей супругой. Она при этом находилась рядом. Когда он приехал на зиярат в Асаб, устаз ему говорит: “При джамаат-намазе желательно, чтобы жена (супруга) находилась не рядом, а сзади (за спиной)”.

Хасан-афанди был очень удивлен, потому что никто не мог знать о том намазе. Вот так ведал Абдурахман-хаджи о делах своих мюридов.

Когда Абдурахман-хаджи, поручив все свои дела Хасану-афанди, собрался на заветный Хадж, перед отъездом он обратился к своему брату: “Ты не слушаешься и не хочешь слышать меня. Ты проси у Аллагьа, чтобы я не вернулся из Хаджа, и я буду просить, чтобы ты не вернулся из Цора”. Никто из братьев не вернулся на Родину.

Мубарака в дальний путь провожало большое количество мюридов. В пути он дважды останавливался и обращался с напутствием, проповедью (вагIза) к провожающему народу. Было все это в 1324 году по Хиджре.

В 1325 (1905) году, совершая Хадж, Абдурахман-хаджи покинул этот мир. Могила его находится недалеко от могилы прародительницы Евы в Джидде.

 

 

Сайфулла-Кади (къ.с.)

Сайфулла-Кади Башларов, сын Хусейна, родился в мае 1856 года в селе Ницовкра Лакского округа.

Это был совершенный муршид Накшубандийского, Шазалийского и Кадирийского тариката, влияние которого распространялось на мусульман Сибири, Башкирии, Татарии, Дагестана и всего Северного Кавказа.

Его отец, Хусейн, был знаменитым мастером по украшению оружия золотом и серебром. Когда Сайфулле-Кади было всего шесть лет, он попросил свою мать научить его чтению Корана. Через 5-6 месяцев он освоил не только Коран, но и другие книги на арабском языке.

В 1863 году, в возрасте семи лет, Сайфулла-Кади вместе с отцом приехал в г. Астрахань. Здесь он окончил трехлетнюю татарскую и трехлетнюю русскую школы. В течение шести лет учебы в школе отец учил его исламским научным знаниям. В четырнадцатилетнем возрасте Сайфулла-Кади (къ.с.) свободно владел четырьмя языками: арабским, русским, татарским и лакским.

Вернувшись в 1869 году в Дагестан, учился у Хасана из Кудали. Здесь же в Кудали выучил турецкий, овладел глубокими знаниями арабского языка и освоил аварский язык. Здесь Сайфулла-Кади заинтересовался медициной. В течение пяти лет, начиная с 1870 года, учился у Абдурахмана-хаджи ас-Сугури. Здесь, наряду с изучением исламских наук, Корана, хадисов, шариата, тариката, он довел до совершенства знание арабского, аварского и выучил персидский язык. Здесь усовершенствовались его докторские способности, чему способствовало изучение книг Абу Али ибн Сины (Авиценны).

С 1875 по 1877 год служил писарем в Кази-Кумухском гарнизоне царских войск. За участие в 1877 году в газавате был отправлен в ссылку в Сибирь. Здесь познакомился с врачом-немцем, благодаря которому в течение десяти лет еще более углубил свои знания по медицине и выучил немецкий язык.

После этого в течение шести месяцев работал врачом сначала во Владикавказе, потом в Ростове. Здесь выучил украинский язык. Работал в Астрахани, написал несколько книг по медицине. В 1904 году создал общество “Единство мусульман” и был избран в царскую Государственную Думу. Тогда же посетил университет “Аль-Азхар” в Каире.

В 1907 году в Челябинске шейх Зайнуллах-Шариф возвел его в ранг муршида.

В 1909-1919-х годах был Муфтием Северного Кавказа и Дагестана. Его книга “Мактубату Сайфуллах” написана в ответ на вопросы устаза Хасана-афанди (къ.с.).

Живший в Мекке шейх Мухаммад Мурад Манзалави возвел его в ранг муршида Кадирийского тариката. А Мухаммад Салих, живший в Медине, — муршида Шазалийского тариката.

Умер Сайфулла-Кади (къ.с.) в 1338/1919 году. Похоронен в селении Верхнее Казанище.

Да сделает Аллагь нас наследниками его бараката! Амин!

Газета “Ассалам”.

 

Хасан-устар (къ.с.)

Хасан ибн Мухамад-Хаджи Хильми Аль-Кахийю, мужаддид Накшубандийского, Шазалийского и Кадирийского тарикатов, родился в сел. Кахиб Кахибского (ныне Шамилевского) района в 1304-м году по Хиджре (1886 по Милади).

Благодаря своим личным стараниям в семилетнем возрасте научился читать Коран, потом учился у алима Хасанбега. Он очень тщательно изучал науку Ислама.

Благодаря отличной памяти, данной ему Всевышним, и своим личным стараниям выучил наизусть множество исламских научных книг.

По зову сердца он пошел к иршадуль кутбу Абдурахману-хаджи из Асаба.

Абдурахман-хаджи научил его совершать рабита, истигфар и салават согласно Накшубандийскому тарикату. После этого Хасан-афанди возвысился в ранг устаза.

Потом по велению Абдурахмана-хаджи, имея разрешение быть устазом, он стал мюридом известного алима, муршида Шуъайба-афанди из Багини, который так же возвел его в ранг устаза.

После смерти Шуъайба-афанди в третий раз он пошел мюридом к великому ученому, кутбу Накшубандийского, Шазалийского и Кадирийского тарикатов Сайфулле-Кади (къ.с.). Под его влиянием он в третий раз стал устазом тариката.

Также от Сайфуллы-Кади (къ.с.) он получил разрешение на изучение всех видов явных и скрытых наук, всех хизбов, Далаилул Хайрат, Аминтаза, имама Нававия, Мухидина Араби, на хизбу Шазалия, на изучение всех книг, написанных имамами всех четырех мазхабов, и книг тафсира и хадисов.

Таким образом, Хасан-афанди стал мужаддидом шариата и кутбом тариката всего Северного Кавказа.

В самые тяжелые тридцатые годы он написал более десяти книг, которыми до сих пор восхищаются ученые. Среди них: “Танбигьу саликин”, “Талхисул магIариф”, “Хуласатул адаб”, “Сифрул асна”, “Сирату ссаат”, “Адурратул байзаъ”, “Жугьдул мукъилли”, “Буружул мушаядат” и др.

В этих книгах изложены все основы чистого шариата, тариката и Истины Ислама. В последние годы эти книги переизданы в Сирии, и под их влиянием множество ученых пришли к тарикату.

В тридцатые годы большевики выслали Хасан-устара, и с тех пор о нем ничего не известно.

Да снизошлет Аллагь на нас его баракат! Амин.

Газета “Ассалам”

 

Дибирасул Мухаммад ягIсуби (къ.с.)

Дибирасул Мухаммад родился в 1885-м году в семье Нурмухаммада из с.Асаб. Его называли Яъсубом. Он был мюридом Хасан-устара (къ.с.), который научил его исламской науке, тарикату и возвел его в ранг муршида тариката.

О возвышении его в ранг муршида Хасан-устар (къ.с.) советовался вплоть до Ибрагима-хаджи из Кучра. Однажды, проводя ночь в служении Всевышнему (совершая таважугь), Хасан-устар (къ.с.) получил откровение от всех устазов – от Абу-Бакра (р.гI.) до ШугIайба-афанди (къ.с.) — о передаче полномочий устаза в Асаб. Но Яъсуб, будучи очень стеснительным и скромным человеком, попросил Хасан-устара (къ.с.) не передавать ему этих полномочий. “Полномочия устаза передаются не одним моим желанием, а откровением от всех устазов, — сказал Хасан-устар (къ.с.). — Поэтому прими эти полномочия”.

Но и после этого Яъсуб (къ.с.) приготовил множество вопросов, чтобы задать их своему устазу. Это были вопросы, которые вызывали у него некоторые сомнения. Из полученных ответов на его вопросы получилась целая книга.

После этого Хасан -устар (къ.с.) отправлял пришедших к нему мюридов в Асаб, говоря, что “…новый топор рубит лучше, чем старый”.

Мубарак Дибирасул Мухаммад (къ.с.) делал все, чтобы развить и распространить тарикат. С пришедшими к нему мюридами он разговаривал мягко и ласково. До того как стать устазом тариката, в горах, вдали от всех, он соорудил себе жилище для служения Всевышнему. Его жена оставляла принесенный обед у входа в него. Внутрь этого жилища никто не мог входить.

Этот мубарак по прошествии немногого времени после того, как стал устазом, вместе с Хасан-устаром (къ.с.) был арестован и в 1937-м году посажен в тюрьму в дербентской крепости. Его жена Айшат посещала его и в тюрьме. Ей мубарак передавал сочиненные им в тюрьме стихи (назму) и письма к своим мюридам. Он часто вспоминал те слова, которые говорил ему Хасан-устар (къ.с.).

Однажды к Дибирасул Мухаммаду (къ.с.) в Дербент приехали Ичил-Алил Мухаммад с семьей устаза. С ним вместе были и другие люди. Но тюремные власти разрешили им только увидеться, а поговорить не дали. Разочарованные этим, посетители пошли к берегу моря, так как было время обеденного намаза. Через некоторое время мубарак Дибирасул Мухаммад (къ.с.), одетый в белый халат, подошел к ним. Здесь же он написал и передал письмо к Хумайду-афанди (къ.с.) из Андиха с возложением на него обязанностей устаза. Сделав все это, он попросил завязать рукава халата и штанины брюк так, чтобы ни рук, ни ног его не было видно, и сказав им, что ему немного осталось времени, вдруг исчез.

Этот мубарак умер в Дербентской тюрьме в мае 1942 года в возрасте 57 лет.

 

Газета “Ассалам”.

Гитинамухаммад Дибир

(Хумайд-афанди (къ.с.) из Андыха

Абдулгафур из Корода поехал в Андых с письмом от Яъсуба (къ.с.) из Асаба, написанным им из тюрьмы. В нем было написано, что отныне Хумайд (къ.с.) получает иджаза (разрешение) на исполнение обязанностей устаза. Этим письмом Яъсуб (къ.с.) еще раз подтвердил, что именно Хумайда (къ.с.) он возводит в ранг муршида. Хумайд-афанди (къ.с.) имел иджаза еще от Хасан-устара (къ.с.), но скрывал это, так как тогда рядом с ним были такие большие мюриды, как Яъсуб (къ.с.) и Саадухаджияв (къ.с.) из Батлуха. Но когда их не стало, ему пришлось исполнять свои обязанности муршида и принимать мюридов несмотря на свою болезнь. Он был тяжело больным человеком, на всем его теле были язвы. Говорят, что он принимал на себя все болезни своих мюридов. Поэтому ему было очень тяжело принимать мюридов, но несмотря на это, он никогда не прекращал таважугь.

Много было муршидов, которым он дал иджаза; они были в Кахибе, Урибе, Тлахе, Саситли и других местах.

Он жил недолго после того, как начал исполнять обязанности муршида, и умер в понедельник, 17-го числа месяца Мухаррам 1952 года. Его зиярат находится на кладбище чуть выше села Андых.

На этом же кладбище находятся могилы и других шейхов и устазов тариката.

По рассказам близких, Хумайд-афанди (къ.с.) родился в 1874-м году и ушел от нас в мир иной в возрасте 78 лет.

В те тяжелые времена религиозные деятели преследовались, поэтому Хумайду-афанди (къ.с.) при­ходилось исполнять свои обязанности скрытно.

Абдурахман-хаджи из Хвартикуни был хорошим мюридом Хумайда-афанди (къ.с.).

Однажды ночью Абдурахман-хаджи услышал голос своего муршида. Выйдя на улицу, он не нашел ни­кого. Вернувшись в дом, он услышал этот голос во второй и в третий раз. И тогда он встал, оседлал мула и к утренней молитве был в Андыхе.

Когда он вошел к своему устазу Хумайду-афанди (къ.с.), тот сказал ему: “Долго же пришлось тебя звать, Абдурахман-хаджи!”.

В военные годы Хумайд-афанди (къ.с.) молил Всевышнего Аллагьа избавить страну от фашистского ига. И мюридам своим он говорил, чтобы они читали такие же дуа-молитвы.

А когда немцы вплотную подошли к Москве, он сказал своему мюриду Умарил Мухаммаду из Датуна, что, мол, теперь можно об этом уже не просить, так как наступило время поражения немцев.

Как и предсказал мубарак, фашисты, принесшие столько бед и трагедий безвинным народам, были, как мы знаем, отброшены от Москвы и потерпели полное поражение.

Таких способностей у Хумайда-афанди (къ.с.) было много, но он их скрывал. Предчувствуя свою смерть, он в 1950 году отправил письмо с иджаза к Хусенил Мухаммаду (къ.с.) из Уриба с сообщением, что конец его уже близок и пора Хусенил Мухаммаду начинать исполнять обязанности муршида. Также он сделал своими маъзунами Хусена из Саситли, Хамзата из Тлаха, Мухаммад-Арифа из Кахиба. Хусен-афанди из Саситли приходил в Андых тайно, пешком, через гору Чара. После революции, особенно в тридцатые годы, устазам и шейхам приходилось скрывать многие свои достоинства и способности, так как работники КГБ вели за ними слежку и преследовали мюридов, посещающих устазов. Оставшись сиротой еще в детстве, Хумайд-афанди (къ.с.), преодолевая все тяготы сиротской жизни, изучал исламские науки. Он учился у алимов в селе Тланада и был имамом мечети в с. Заната. Но поскольку исполнение обязанностей имама мечети мешало достижению духовного совершенства и исполнению обязанностей муршида, он сложил с себя обязанности имама и работал над собой.

Газета “Ассалам”

 

Хусенил Мухаммад-афанди (къ.с.) из Уриба

Хусенил Мухаммад из Уриба скрывал свой ранг устаза в течение 30-ти лет. Но после получения письма с иджаза (разрешение) от Хумайда-афанди (къ.с.) ему пришлось уже открыто исполнять обязанности муршида.

Хусенил Мухаммад-афанди (къ.с.) родился в 1862 году. Умер он в 1967 году в своем родном селении, где и находится его зиярат.

Жену его звали Патимат, у них было четыре дочери: Марьям, Загидат, Хафизат и Умукусум.

Когда мубарак Хусенил Мухаммад жил в с. Гоготли, у него была еще одна жена по имени Патимат. Детей у нее не было.

В ранг муршида его возвел Хасан-афанди (къ.с.) из Кахиба еще в 1920 году. В ответ Хусенил Мухаммад написал ему, что он погрузил на слабого и маленького ослика большую и тяжелую ношу. Долгие годы он работал имамом в селении Верхнее Казанище. В течение 13-ти лет он жил в селении Гоготли.

Однажды будущий мубарак увидел во сне Пророка (с.т.гI.в.) и себя, совершающего молитву. Пророк (с.т.гI .в.) сказал ему, что намаз нужно совершать, положа правую руку над левой. Проснувшись, мубарак нашел себя совершающим намаз.

Мубарак Хусенил Мухаммад-афанди (къ.с.) умер в возрасте 105 лет.

Газета “Ассалам”

Мухаммад-Ариф (къ.с.)

Мухаммад-Ариф, сын Хасана Хильми из Кахиба, родился в 1901 году. Это был муршид, обученный еще отцом. Он получил степень муршида от Хумайда-афанди из Андыха, Дибирасул Мухаммада (Яъсуба) из Асаба и Хусенил Мухаммада из Уриба, но он в течение 40 лет скрывал это, зная, что таким образом можно получить больше даража.

Считают, что Мухаммад-Ариф в учености превзошел своего отца Хасана Хильми (къ.с.). Этот мубарак хорошо знал медицину и был очень добросердечным человеком. Он долгое время жил в Махачкале. Перед смертью Мухаммад-Ариф (къ.с.) пригласил всех близких и попрощался с ними.

За неделю до своей кончины он поехал в Верхнее Казанище и показал на кладбище место между могилами Сайфуллы-Кади (къ.с.) и Дибирасул Мухаммада (Яъсуба) (къ.с.), где и попросил похоронить его после смерти.

 

Мухаммад-Ариф (къ.с.) умер в 1976 году и был похоронен именно на том месте, которое он указал. После его смерти погода резко переменилась, началась сильная буря, вызвавшая разрушения во многих местах. Говорят, что были и другие знамения, по которым люди признали, что он был святым.

На похороны Мухаммад-Арифа (къ.с.) (его хоронили ранним утром, дабы не привлекать внимания властей) приехало огромное количество людей, они читали Коран на его могиле, прося у Всевышнего его шафаата. Им были подготовлены и возведены в ранг устазов Абдулхамид-афанди (къ.с.) из Инхо и Саадухаджиясул Мухаммад(къ.с.) из Батлуха.

Да сделает нас Аллагь наследниками его шафаата. Амин!

 

Сааду-Хаджиясул Мухаммад-Хаджи афанди из Батлуха

Сааду Хаджи из Батлуха родился в 1850 году. Он был большим алимом и знатоком тариката. Его первым устазом был шейх Абдурахман-Хаджи из Ассаба, после него — Хасан Хильми афанди из Кахиба. Также он получил воспитание от кутбу Сайфуллы — Кади.

В 1913 году Сааду Хаджи совершил Хадж, а в 1915 году у него родился сын Мухаммад. С малых лет Мухаммад стал обучаться чтению Корана и арабской науке. Первым его учителем был местный алим Мухам­мад, сын Карима. При новой власти ему пришлось перейти в медресе в сел. Карата. По возвращении Мухаммада из Карата отец ему завещал, чтоб он изучал науку тариката. Когда ему исполнилось 15 лет, он потерял отца. После этого он пошел к шейху Хасану-афанди. Хасан-афанди спросил его: “О, мой сын, кто же тебе подсказал дорогу ко мне?”. Мухаммад ответил: “Я читал в книге, что уважением к покойным родителям является проявление уважения и посещение их друзей, поэтому я пришел к Вам”. Хасан-афанди был очень рад и взял его на духовное воспитание.

 

Мухаммад завершил все тарикатские ступени муракъаба при шейхе Хумайде-афанди из Андыха. В 1980 году старанием Мухаммада-афанди в селении Батлух тайно начали обучать детей Исламской науке. И в 1990 году в селении открыли медресе, из которого каждый год выпускаются сотни мутаалимов.

Наши братья, которые подпольно учились и стали алимами, такие как Мухаммад из Ассаба, Усман-Хаджи из Келеба, Али Хаджи из Аймаки, Курамухаммад-хаджи — все они достигли высот науки, стали алимами благодаря заботе, помощи и духовному покровительству, которое оказывал им Сааду-Хаджиясул Мухаммад-афанди. В 1991 году совершил обязательный Хадж. Он призывал людей и завещал часто упоминать Аллагьа, помогать друг другу, возвышать Ислам.

Пусть будет милость Всевышнего Аллагьа ему, и пусть снизойдет его баракат на нас. Амин.

 

Абдулхамид-афанди из Инхо (къ.с.)

Абдулхамид-афанди ибн Юсуф — шейх тариката Накшубандийского, родился в 1888 году (1310 по Хиджре) в селении В. Инхо Гумбетовского района в семье простого бедняка из тухума, как его называли, Арабского. Он был из потомков Пророка (гI.с.), обладал морем знаний шариатских и тарикатских (суфийских) наук. С малых лет начал Абдулхамид постигать науки у старшего брата Абдулхакима и имама села Юнуса. Абдулхаким работал имамом в селениях Муцалаул и Эндирейаул, был большим ученым-богословом. В те времена в Эндирее функционировало семь мечетей. В селении практиковали такой порядок, что все семь имамов по очереди проводили пятничный джума-намаз.

Однажды 13-летний Абдулхамид в пятницу вместо отсутствующего брата после азана встал и провел пятничную проповедь (хутIбу). Затем сразу пошел к месту имама для джума-намаза. Когда джамаат спросил, почему он стал и имамом, то Абдулхамид спокойно, не теряясь, показал место в книге, где указано, что совершение хутIбы и намаза одним лицом предпочтительнее перед Аллагьом.

 

 

Его друг детства Хазами из Гьарадерих (Гумбетовский район) рассказывал: “Среди сверстников по дисциплине, порядку не было ему равных. Он отличался спокойствием, степенностью, серьезностью зрелого мужчины. Никогда не играл, не озорничал”.

С детства в нем проявилась любовь к устазам, к тарикъату. Юношей Абдулхамид попросился под духовное наставничествоХасана-афанди из Кахиба (Шамилевский район). Двоим спутникам Абдулхамида великий шейх сказал, что их товарищ — будущий устаз. До уровня совершенства Абдулхамид поднимался под руководством Хумайда-афанди из Андыха (Шамилевский район). Затем тот отправил его к Хусенил Мухаммаду из Уриба (Шамилевский район) для получения “ижаза” (разрешительный документ, дающий право самостоятельного обучения мюридов — учеников в тарикате).

Шейх из Уриба поинтересовался у Абдулхамида, до какого уровня он дошел в тарикате. “До большого Вилаятул Кубpa (ступень, в тарикате)”,- ответил экзаменуемый. Хусенил Мухаммад, в свою очередь, посылает его дальше — в Кахиб, к Мухаммад-Арифу-афанди для утверждения.

 

МухIаммад-Ариф-афанди (младший сын Хасана-афанди) с письмом для разрешения вновь отправляет его в Уриб. И только после подтверждения и утверждения двумя муршидами (устазами) “ижазу” приносит живший в Гертме (Казбековский район) ученый и большой мюрид Асхаб из Мехельта (Гумбетовский район).

По всем качествам характера Абдулхамид-афанди походил на Посланника (гI.с.) Аллагьа — милосердный, добросердечный, очень жалостливый, чистый. Его супруга Патимат рассказывала: “Он ни разу в жизни не притронулся к тому, что полагалось ему из колхозного имущества, урожая, дохода. Когда оставались без пропитания, он посылал меня в горы собирать крапиву”. Не желая приступать к тяжелым обязанностям устаза, Абдулхамид долго просил не возлагать на него эту тяжелую ношу, считая, что он не достоин исполнения этого ответственного поручения. Но чему суждено быть, того не миновать.

Не боясь гонений, притеснений со стороны государства, начал Абдулхамид-афанди в те опасные времена распространять чистый тарикат в Хунзахе, Хасавюрте, Буйнакске и близлежащих горных районах.

 

Разных национальностей были у него мюриды. Были даже из Цора (районы Грузии и Азербайджана). Там находится устаз Щазалийского тариката Абдулгани-афанди, которому “ижаза” дал Абдулхамид-афанди.

У этого мубарака была “ижаза Мут1лакъ”, т.е. он имел право принимать мюрида из любой точки земного шара (с любого конца света). Часто он посещал зияраты шейхов в Астрахани, Бухаре, Закаталах. В Хасавюрте в воскресенье и четверг проводил хатму-ссалат. Мюриды тайно пешком приходили на хатму-ссалат даже из окружающих селений. Подпольные медресе, в которых учились нынешние большие алимы, существовали благодаря стараниям этого мубарака.

Муршидом он был 21 год. Однажды большой мюрид из Риквани (Ботлихский район) Будай сказал своему устазу Абдулхамиду-афанди, что хочет привлечь на свою сторону, т.е. на путь Накшубандийского тариката, своих односельчан. На это он получил ответ: “Призыв к тарикату не является правильным действием. В тарикат люди приходят только по собственному желанию”.

 

В 70-е годы все рассказы, разговоры у мубарака были посвящены Хаджу к священной земле Харама. Куда бы ни смотрел, о чем бы ни говорил, он всегда видел перед собой ал — Каабу. То было время, когда он находился на уровне (макам) “Кааба Хакиката”.

Однажды из райцентра и из Махачкалы к Абдулхамиду-афанди для расспросов пришли вездесущие работники КГБ. Не дожидаясь их приторных разговоров, мубарак сразу спросил: “Кто из вас самый главный?”. Один из них представился. “Не можешь ли хотя бы ты отправить меня на Хадж?”. Получив ответ: “Не могу”, Абдулхамид-афанди вновь удивленно задает вопрос: “Вах, какой же ты тогда хаким, если не можешь одного меня отправить на Хадж?”. Опешившие от такого напора визитеры из всемогущего тогда КГБ, поняв, что разговаривать со старцем бесполезно, ушли. Вот так, влюбленным в Пророка (г1.с.), созерцающим Каабу, жаждущим встречи с Создателем покинул этот бренный мир большой шейх тариката, свет Ислама Абдулхамид-афанди (къ.с.). Это случилось в 1977 году.

 

Хамзат-афанди

из Тлаха (къ.с.)

Хамзат-афанди (къ.с.) родился в 1892 году в Гидатлинском селении Тлах (ныне Шамилевский район) в семье Абубакара. Его дед Умархаджияв был мюридом Ахмада Талали (къ.с.).

Ахмад Талали же был одним из девяти халифов кутбу Махмуда-афанди. Умархаджияв был покорным служителем Аллагьа, имеющим достаточные знания по учению Ислама. Продав свое имущество, он совершил паломничество в Мекку. Вернувшись, он уехал в Грузию, в населенный пункт Талали. Потом он вернулся в Гидатль.

Умархаджияв водил маленького Хамзата к Абдурахману-хаджи (къ.с.) из Асаба, Хасану-афанди (къ.с.), Мухаммаду Яъсубу (къ.с.), Хумайду-афанди (къ.с.) и Хусенил Мухаммаду (къ.с.).

Хамзат-афанди (къ.с.) вобрал в себя баракат всех этих пяти устазов. Он был маъзуном Мухаммада-афанди (къ.с.) из Уриба. Он глубоко изучил каноны Ислама и большую часть своей жизни посвятил призыву людей к Исламу и распространению его.

Хамзат-афанди (къ.с.) на основе учений Ислама писал стихи (назму и турки). Одно время он учился вместе с народным поэтом Дагестана Гамзатом Цадаса.

Мубарака Хамзата (къ.с.) не упускали из виду и преследовали работники КГБ и некоторые коммунисты. Если бы он не был больным человеком, то вряд ли власти тех времен оставили бы его.

А самым настырным партийным работникам Хамзат-афанди (къ.с.) показал некоторые свои таинства и способности, чтобы в дальнейшем они оставили его в покое. Но об этом мы здесь рассказывать не будем, так как есть для этого свои причины.

В последние годы своей жизни Хамзат-афанди (къ.с) тяжело заболел, но он и в этом состоянии принимал мюридов. Он возвел в ранг устаза Ибрагьимхалилил Мухаммада из Тидиба, Меселасул Мухаммада из Хучада и Абдуразакил Мухаммада из Кохори. Хамзат-афанди (къ.с.) ушел от нас в мир иной в 1977 году. Он похоронен в селении Тлах, где и находится его зиярат.

Да сделает нас Всевышний Аллагь наследниками его бараката. Амин!

 

 

Меселасул Мухаммад-афанди

Меселасул Мухаммад-афанди из Хучада родился в 1909 году в семье Меселава из тухума Газилал-паридалал.

Говорят, что, взяв в руки только что родившегося сына, Меселав сказал своей жене: “Патимат, знаешь ли ты, что родила будущего устаза. На его лице я вижу печать устаза!”.

Меселасул Мухаммад с самого детства был любознательным и веселым мальчиком. Когда ему исполнилось шесть лет, отец,чтобы обучить Корану, отдал его к знаменитому ученому Жаватхану, у которого учился и сам Меселав.

В Хучада и сегодня говорят о невероятных способностях и незаурядной памяти Меселасул Мухаммада (къ.с.).

Дибирасул Мухаммад из Асаба (Мухаммад Яъсуб) (къ.с.) сказал: “Отец и сын вместе постигают учения, но сын опережает отца и поднимается на вершины знаний”. Еще до достижения совершеннолетия Меселасул Мухаммад (къ.с.) часто посещал Хасан-устара (къ.с.) из Кахиба.

 

 

Как раз в то время, когда Мухаммад (къ.с.) начал постигать глубины учения, власти забрали его учителя Жаватхана, и он продолжил свое учение у ученика Жаватхана Ахмад Дибира. Он был еще молодым парнем, когда пришел к Хумайду-афанди (къ.с.), а после его смерти Меселасул Мухаммад (къ.с.) стал мюридом Хусенил Мухаммада-афанди (къ.с.) из Уриба. Он был также мюридом Мухаммад-Арифа (къ.с.). Он часто ездил в Махачкалу навещать своего устаза, советоваться по разным вопросам. Мухаммад-афанди (къ.с.) был возведен в ранг устаза Хамзатом-афанди (къ.с.) и Саадухаджиясул Мухаммадом (къ.с.).

Меселасул Мухаммад (къ.с.) после ухода в мир иной Хамзата-афанди (къ.с.), имея ранг муршида, стал мюридом Саадухаджиясул Мухаммада (къ.с.) из Батлуха. И до последних дней своей жизни он не прерывал связи с кутбу.

Меселасул Мухаммад (къ.с.) часто посещал и Ибрагьимхалилил Мухаммада (къ.с.) (Хафиз афанди).

 

Село Хучада, которое во время войны было насильственно переселено в Чечню, после войны обратно переселили в горы. Но многие остались в селе Нечаевка. Там же остался и устаз. По многочисленным просьбам односельчан в течение нескольких лет Мухаммад- афанди (къ.с.) был имамом села и говорил, что имам должен отвечать за всех подопечных в день Великого Суда. В те годы быть имамом села было нелегким делом.

В 1977 году, узнав о том, что он имеет ранг муршида, к нему начали ходить многие желающие стать мюридами. Контроль за ним работников КГБ был еще более усилен.

Пропагандисты коммунизма не стеснялись критиковать его на экранах телевизоров и в газете. Но среди мусульман авторитет устаза после этого еще более возрос.

Он говорил, что коммунистические пропагандисты сыграли ему на руку, так как после этого количество его мюридов еще более увеличилось. Под его влиянием рос и от него получил ранг устаза (иджаза) известный во всем исламском мире и принесший благодаря своему перу огромную пользу Исламу устаз, шейх Саид-афанди из Чиркея.

В последние годы своей жизни Мухаммад-афанди был тяжело болен. Но и в этом тяжелом состоянии он принимал мюридов.

В одиннадцать часов ночи 6 ноября 1987 года остановилось сердце Меселасул Мухаммада-афанди (къ.с.).

В день похорон устаза в Нечаевке были Саадухаджиясул Мухаммад-афанди (къ.с.) из Нижнего Батлуха, Саид-афанди из Чиркея и Бадрудин-афанди из Ботлиха.

Меселасул Мухаммад-афанди (къ.с.) имел множество караматов и кашфу.

Да снизойдет на нас его баракат!

 

Газета “Ассалам” 

Источник: http://isparty.narod.ru/velikiesh.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *