«Начали с самых проблемных участков»

Целый ряд серьезных экспертов считает, что уровень развития любого региона легче всего отследить по состоянию его дорожной сети. Трассы Америки и Германии прямо-таки кричат о процветании и достатке, тогда как дороги практически всех дотационных регионов России (Чечня не в счет) сегодня напоминают бабушкины лоскутные одеяла — и выбросить жалко, и пользоваться стыдно.

Долгие годы дагестанский участок федеральной трассы М-29 «Кавказ» являл собой живой пример застоя, царившего в российской экономике. Едешь, к примеру, из Махачкалы в Дербент и постоянно ловишь себя на мысли, что никакой перестройки и не было вовсе, а за окном по-прежнему ностальгические 80-е. Правда на некоторых перегонах, к примеру, на Манасском, все мысли о времени и пространстве из головы вылетали мгновенно. Не дай бог «на встречке» какой-то лихач на крутой иномарке пойдет на обгон — правые колеса твоей машины уже пылят по обочине, а все равно бок пролетающей рядом машины чуть не отрывает водительское зеркало.

Возрождение трассы М-29 началось в 2010 году с реконструкции Кизилюртовского участка (точное его название — участок 754—764 км), который был сдан в эксплуатацию 17 декабря 2010 года. Именно эта дата ознаменовала появление в Дагестане дороги I категории (все остальные участки трассы относятся ко II категории). На торжественной церемонии открытия этого участка говорили о начале возрождения автодороги М-29, высказывали предположения о том, как дальше будет проходить ее реконструкция.

Что интересно, практически у всех выступавших руководителей имелось собственное видение путей дальнейшего развития автодороги «Кавказ». Так, мэр Кизилюрта Магомед Уцумиев предположил, что уже к 2012 году четырехполосная дорога протянется вплоть до Махачкалы. Начальник ФКУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства» Гаиоз Макиев в свою очередь сообщил, что реконструироваться будет Хасавюртовский отрезок трассы. «Мы практически обговорили все вопросы, — сказал он, — к проектным работам здесь мы приступим со следующего года».

Однако вопреки всем высказанным предположением в 2010 году реконструкция началась на участке 817—841 км (участок трассы от Махачкалы до Манаса). Почему это произошло и как будет в ближайшие годы проходить реконструкция главной трассы республики, корреспонденту «НД» рассказал директор Филиала ФКУ Упрдор «Северный Кавказ» в Республике Дагестан Магомедзагир Омаров (на фото).

— Сначала скажу о Манасском участке. Он всегда считался одним из самых проблемных, шутка ли — более 200 серьезных аварий в год. К тому же его низкая пропускная способность не отвечала задачам сегодняшнего времени, серьезно затрудняя движение грузового транспорта, пересекающего южную границу России. Так вот, реконструкцию этого участка было решено проводить в несколько этапов. В ходе первого мы должны были построить десятикилометровый отрезок трассы I категории, берущий начало у Южного поста на окраине Махачкалы. Предполагалось, что на это нам потребуется четыре года.

С удовлетворением должен отметить, что благодаря ударной работе строителей и устойчивому финансированию мы сумели на год опередить график, и все работы на этом участке (817—827 км) планируем завершить уже в будущем году. Чтобы уже в 2014-м приступить к реконструкции оставшегося участка (827—841 км). Сегодня 6 км трассы уже в асфальте, осталось уложить последний слой. Но это будет уже после того, как мы завершим работы на оставшихся четырех километрах.

— Несколько слов о том, что будет собой представлять этот участок.

— Это будет современная трасса I категории, четырехполосная, с разделительной полосой между потоками, где будет установлено барьерное ограждение. Кроме того, металлические барьерные ограждения будут смонтированы и вдоль обочин. Это, во-первых, позволит предотвратить «вылет» автомашин с трассы, а во-вторых, сделает невозможным появление на трассе домашних животных, прежде всего коров (республика-то у нас сельскохозяйственная).

— Не вступит ли это в противоречие с интересами местных жителей, скот которых пасется на этом участке трассы?

— Специально для них мы предусмотрели строительство скотопрогона, который позволит людям пасти скот по обе стороны от трассы. Кроме того, на всем этом участке будет установлено освещение (как известно, плохая видимость зачастую является причиной многих аварий). В рамках этого проекта в районе Южного поста мы также будем строить современную двухуровневую транспортную развязку, призванную обеспечить безопасность движения по всем направлениям.

— Известно, что строительство дорог — дело очень затратное. В какую сумму оценивается этот проект?

— Примерно в 2,5 млрд рублей. Причем практически треть этой суммы будет потрачена на строительство развязки, которая является очень сложным инженерным сооружением.

— Раз уж мы заговорили о деньгах, скажите, как отразилась на вашей работе ликвидация дорожных фондов, которые начали возрождать только в этом году?

— Очень негативно. Общаясь с коллегами, мы часто говорим о том, что, если бы не это непродуманное решение, за эти годы мы бы смогли выполнить вдвое больше работ. Одно радует — руководители страны поняли, что решение о ликвидации фондов было ошибочным, и решили его отменить. В связи с эти мы надеемся, что уже в будущем году объемы нашего финансирования увеличатся в полтора-два раза. Поэтому уверен, что параллельно с реконструкцией участка (827—841 км), о котором я говорил выше, мы сможем двинуться дальше в южном направлении и приступить к реконструкции участка 841—851 км (прогон Манас — Ачи-су). Уже в будущем году здесь начнутся проектные работы.

— Сегодня масштабные дорожные работы на трассе М-29 ведутся и к северу от Махачкалы. Судя по тому, что лесозащитные полосы вдоль дороги вырублены почти до поворота на Алмало, после завершения работ на подъездах к Махачкале строители двинутся дальше на север?

— Не совсем так. Лесозащитные полосы вырубаются в целях обеспечения безопасности движения. Дело в том, что они не соответствуют требованиям времени и зачастую усиливают последствия аварий. Попросту говоря, машины, вылетающие с трассы, разбиваются о деревья, которые растут слишком близко от дороги. Кроме того, деревья эти посажены много лет назад, многие из них умирают. Участились случаи падения деревьев на дорожное полотно, что служит причиной несчастных случаев.

Естественно, при реконструкции этого участка трассы мы планируем предусмотреть новые посадки вдоль дороги с учетом требований безопасности. Но пока работы здесь вести не будем, поскольку сегодня это направление для нас не является приоритетным. После завершения семикилометрового участка к северу от столицы республики мы приступим к работам на других площадках. Я расскажу об этом чуть подробнее, но сначала несколько слов об этом новом участке (798—805 км). Многие дагестанцы уже не раз ездили по нему и знают, что он представляет собой современную, освещенную четырехполосную трассу с бетонными ограждениями на разделительной полосе и металлическими ограждениями вдоль обочин. При его строительстве мы решали сразу несколько задач. Махачкала — современный, динамично развивающийся город, и поэтому въезды в него должны быть комфортными для водителей. Кроме того, этот участок трассы часто бывает перегружен, и эту проблему мы после реконструкции снимаем. Ну и, наконец, в рамках реконструкции трассы М-29 мы движемся на север, чтобы в будущем соединиться с Кизилюртовским участком. К слову, 18 декабря мы планируем мероприятия, приуроченные к сдаче этого участка трассы в эксплуатацию. В этот же день мы будем сдавать и еще один объект — мост через реку Яман-су, неподалеку от границы с Чеченской Республикой. Его длина более 100 метров, причем построен он всего за семь месяцев. Так что вскоре у нас будет двойной праздник, на который, кстати, я вас приглашаю.

— Спасибо. Вы обещали рассказать, какие участки автодороги «Кавказ», помимо Манасского, будут для вас приоритетными в ближайшие годы.

— В будущем году мы приступаем к реконструкции очень сложного участка (805—817 км). Это трасса, которая проходит за горой Тарки-Тау в объезд Махачкалы.

— Говорят, что при планировании этого участка у вас были проблемы с жителями селения Агач-аул.

— Обычные рабочие моменты, которые мы полностью решили на сходе, организованном жителями этого селения. Они поставили перед нами несколько задач, которые мы пообещали выполнить. Речь идет о строительстве двух скотопрогонов, подземного перехода под трассой, организации освещения вдоль трассы. Все это уже заложено в проект, который сегодня находится на экспертизе.

— На мероприятии, посвященном открытию Кизилюртовского участка, Гаиоз Макиев говорил о том, что при прокладке любой новой трассы, сразу же появляются хозяева ранее пустовавших земель. Суммы компенсаций при этом сопоставимы с затратами на собственно строительные работы. А с жителями Агач-аула решены земельные вопросы ?

— В основном да, некоторые находятся в стадии решения. Мы готовы платить, в любой масштабный проект закладываются затраты на компенсацию, но для этого необходимо, чтобы у человека на руках был весь пакет необходимых документов. А с этим как раз и случаются проблемы. Нередки случаи, когда мы не можем начать работы только потому, что человек не может вовремя собрать все необходимые справки.

Помимо вышеназванного участка готовимся к работам на участке 764—769 км (продолжение реконструированного Кизилюртовского участка по направлению к Махачкале). Проект по нему готов, находится на экспертизе, по завершении которой мы начнем работать. Ориентировочно это 2014 год. Сразу после этого приступим к проектным работам на участке 769—798 км, после реконструкции которого Махачкалу и Кизилюрт свяжет новая современная трасса.

Кроме того, сегодня мы ведем проектные работы по строительству трассы в объезд Хасавюрта. Начинаться она будет на границе с Чеченской Республикой и закончится у моста через реку Акташ (это 739-й км). После этого участок трассы к северу от Махачкалы будет практически полностью реконструирован, и мы все силы бросим на южное направление.

— Пожалуй, самый важный вопрос. Когда планируется полностью завершить реконструкцию трассы М-29?

— В программе Стратегии развития СКФО записано, что полная реконструкция автодороги «М-29» должна быть завершена до 2020 года. В принципе, при условии устойчивого финансирования эта задача вполне выполнима, поскольку в Дагестане имеется несколько серьезных строительных организаций, которые мы можем привлечь к нашим работам.

— Помимо трассы М-29 в вашем ведении находятся еще две дороги: Кочубей — Зеленокумск — Минводы и Махачкала — Кизляр — Кочубей — Астрахань. В 2007 году «НД» писало о реконструкции самого проблемного участка последней в районе Львовских номеров. Планируются ли какие-либо работы на этих трассах?

— Вы говорите об участке 405—417 км. В будущем году наконец сможем продолжить эту работу, поскольку запланирована реконструкция участка 417—430 км. Как видите, с каждым годом объем работ будет расти, что позволяет надеяться на то, что уже в обозримом будущем федеральные трассы, проходящие по территории Дагестана, станут современными дорогами, а количество аварий на них значительно сократится. 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=7921

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *