На международной богословской конференции в Махачкале осудили терроризм и приняли фетву, осуждающую экстремизм. Мероприятие, прошедшее сегодня в здании Национальной библиотеки Махачкалы, прошло в составе великих ученых мужей ислама. Открывая сегодняшнюю встречу, гостей поприветствовал муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаев.
Слова благодарности за внимание и заботу к республике выразил и глава Дагестана Магомедсалам Магомедов.
«Ассаламу аллейкум, уважаемые участники конференции, уважаемый шейх аль-Карадаги, уважаемые гости! В первую очередь от имени всего многонационального дагестанского народа хочу приветствовать вас на нашей земле и высказать пожелание мира, здоровья, благополучия всем. Хочу выразить благодарность нашим гостям за решение провести эту конференцию в нашей республике.
Поблагодарить Генерального секретаря Всемирного Союза мусульманских ученых, шейха, доктора Али Мухиддина аль-Карадаги, других руководителей Всемирного Союза, председателя Российского центра «Аль-Васатыйя» Али Вячеслава Сергеевича Полосина, директора Некоммерческого благотворительного фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Алексея Георгиевича Сикорского, всех гостей за участие в сегодняшней конференции. Мы рассматриваем ваш визит как знак уважения к нашему народу, желание поддержать республику в масштабной и повседневной работе по противодействию идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма, духовному просвещению дагестанского общества.
Впервые в современной истории дагестанскую землю посещают столь видные представители мусульманского ученого сообщества. Мы знаем, что Всемирный Союз мусульманских ученых – одна из наиболее авторитетных и влиятельных международных исламских организаций, которая распространяет умеренную исламскую мысль, противостоит разрушительным течениям и крайним суждениям в нашей религии», — сказал глава республики.
«Мы надеемся, — продолжает президент, — что ваше участие в конференции, взвешенная и согласованная авторитетная позиция всех ее участников будут способствовать более глубокому пониманию ислама, снятию существующих внутриконфессиональных противоречий, укреплению мира и согласия в нашей республике и в обществе в целом.
В последние десятилетия наше государство сделало огромный шаг в развитии демократии, обеспечении прав граждан на свободу совести и вероисповедания, в практической реализации конституционных норм. Созданы все необходимые условия для того, чтобы граждане могли беспрепятственно удовлетворять свои духовные запросы, соблюдать религиозные предписания. За этот период у нас в Дагестане появились тысячи новых мечетей, десятки религиозных учебных заведений, в том числе и высших. Мечетей у нас больше, чем в любом другом регионе Российской Федерации, а число духовных образовательных учреждений составляет более 70 процентов от их общего количества в стране. Более половины мусульман, ежегодно выезжающих в хадж из нашей страны, – дагестанцы. На республиканских государственных и коммерческих теле- и радиоканалах ежедневно идут передачи для мусульман. В Интернете действует множество сайтов, связанных с продвижением ценностей ислама. Я привожу все эти примеры для того, чтобы вы еще раз могли убедиться в том, что у нас созданы все условия для верующего человека. На мой взгляд, все разговоры о том, что нет условий и есть притеснения для вероисповедания, не верные», — сказал М. Магомедов.
Президент отметил, что у нас есть поддержка и тесное взаимодействие с религиозными объединениями республики – приоритетное направление нашей политики в области государственно-конфессиональных отношений. Уже принята и реализуется вторая республиканская программа «О взаимодействии с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственной поддержке на 2012-2015 годы». Первая была разработана на 2009-2011 годы. Согласно этой программе оказывается государственная финансовая поддержка различным религиозным объединениям (2011 г. – 40 млн700 тыс. руб., 2012 г. – 42 млн руб.). Все эти факты – убедительное свидетельство внимания органов власти к духовным запросам граждан.
«На мой взгляд, все необходимые для верующего условия исполняются в полной мере. История Дагестана в составе России с ее вековым опытом интеграции религий и культур доказывает возможность плодотворного взаимодействия и сотрудничества между представителями различных народов и религиозных общин, сохранения межнационального и межконфессионального мира и согласия. В то же время хочу отметить, что в последние десятилетия наряду с позитивными процессами религиозного возрождения, укрепления авторитета представителей духовенства в обществе мы сталкиваемся с проявлениями экстремизма и терроризма, новыми опасными вызовами в духовной и идеологической сферах, которые угрожают безопасному и устойчивому развитию нашей республики», — подчеркнул глава республики.
По словам президента, свобода слова нередко используется для распространения радикальных идей, вплоть до противопоставления исламской уммы российскому государству. При этом, обвиняя государство в «ущемлении религиозных свобод», экстремисты меньше всего задумываются о правах и свободах других людей и пытаются силой навязать свои порядки всему обществу. В результате наше общество столкнулось с настойчивыми попытками использовать ислам в политических целях, не имеющих ничего общего с этой великой религией.
Идеологи экстремизма перешагнули черту дозволенного, они пытаются оправдывать убийства женщин, детей, стариков.
«Эти проблемы, конечно, не только в нашей республике. Это проблемы страны и мирового сообщества в целом. Очень важно, когда звучит голос не только одной республики, представителей одного народа, а когда голос приобретает общий характер и в этом участвуют представители многих народов и стран, как мы сегодня это делаем. Поэтому такой большой резонанс получила Международная богословская конференция в Москве в мае этого года, осудившая радикализм и экстремизм и давшая разъяснения фундаментальных основ таких понятии,й как «джихад», «такфир» и «халифат». Авторитетные исламские ученые однозначно высказались о том, что на территории России отсутствуют причины и условия для объявления джихада и дали наставления молодежи. Я думаю, что и наша сегодняшняя конференция также должна обозначить свою позицию, представить свое видение ситуации, внести предложения по усилению роли ислама в противодействии экстремизму и терроризму. Большие надежды я возлагаю на вас, уважаемые друзья, на тех, кто сегодня здесь собрался. Вчера на встрече у нас с шейхом состоялась хорошая содержательная беседа.
В том числе мы обсудили эти вопросы. Перед началом конференции шейх поделился со мной, что работал весь день и всю ночь вместе с нашими коллегами, и уже есть определенные выработанные обращения, резолюции или фетва, если мы имеем право такую принять. Я думаю, что это будет хорошим итогом нашей с вами совместной работы. Я глубоко убежден в том, что последовательное разъяснение принципиальных позиций ислама в отношении радикальной идеологии наиболее авторитетными, всемирно признанными исламскими ученными может сыграть огромную роль в деле противодействия терроризму, экстремизму и насилию», — отметил глава республики.
Глава республики напомнил, какую большую роль сегодня в урегулировании конфликтов, разного рода сложных ситуаций играет мудрое слово духовных наставников, шейхов, алимов, имамов. Думаю, итогом этой встречи должно быть вот такое мудрое слово и обращение, которое мы сегодня примем, с предостережением участия в акциях ненависти и вражды, с призывом к добрым делам и начинаниям, созидательному труду, взаимопониманию и поддержке.
«Уважаемые друзья! Цель наших действий – объединить усилия государства и религиозных организаций в вопросах достижения мира и согласия в обществе. Еще один фактор, который демонстрирует наш подход, это то, что в противодействии терроризму и экстремизму пытаемся вести работу комплексно – переходим преимущественно от силовых методов к методам профилактики, воспитания, формирования идеологии, мировоззрения молодого человека. Именно мы первыми создали специальный инструмент, который дает дорогу обратно домой заблудшим, ставшим на неверный путь, для того, чтобы они могли вернуться к мирной жизни.
В республике успешно работает Комиссия по адаптации к мирной жизни для тех, кто решил прекратить вооруженную борьбу. Этот опыт у нас переняли все регионы нашего округа. Он получил большую поддержку и положительную оценку по всей стране, у руководства нашей страны. Самое главное, что через эту структуру мы смогли вернуть более 40 человек. Последние тенденции радуют нас, в том числе в Хасавюртовском районе.
Все больше-больше людей обращаются к этой комиссии для того, чтобы мы помогли им вернуться к мирной жизни. Это очень хороший сигнал. Все, кто в этом зале и все, кто нас слышит, я обращаюсь с просьбой содействовать этой работе. От вас зависит очень многое», — отметил Магомедсалам Магомедов.
По мнению президента, еще один важный сигнал в нашей жизни – это хорошие подвижки в преодолении разногласий между разными группами верующих. Начался процесс мирного диалога между различными группами мусульман Дагестана. Я очень благодарен за это Духовному управлению нашей республики, муфтию Дагестана Ахмад-хаджи, всем тем, кто участвует в этом процессе. Я очень надеюсь, что серьезные удары, попытки сорвать этот процесс не достигнут своей цели. Мы будем идти по пути мира и согласия.
«Уверен, что сегодняшняя конференция станет важным шагом на пути исламского просвещения, воспитания молодежи, продолжения начавшегося диалога, укрепления межконфессионального мира и согласия в республике.
Хочу поздравить всех мусульман с началом месяца Мухарам, который знаменует наступление Нового года по мусульманскому календарю.
Хочу пожелать всем мусульманам республики мира, здоровья и благополучия, а вам, уважаемые участники конференции, – плодотворной работы во имя укрепления единства, взаимопонимания и согласия в нашем обществе», — заключил глава республики.
Выступивший вслед доктор Али Мухиддин аль-Карадаги передал привественный адрес от Всемирного союза мусульманских улемов, его председателя выдающегося алима шеха Юсефа Аль-Кардави и его братьев — членов Попечительского Совета, молитвенно прося Всевышнего Аллаха способствовать успеху конференции.
«Ваша конференция проходит в непростых международных условиях, обусловленных народными революциями, арабской весной, проблемами и волнениями в большинстве стран мира. Уважаемый президент! Нет сомнений в том, сегодня весь мир, не только исламский, сталкивается с проблемами, волнениями, болезнями, эпидемиями. Эти проблемы и болезни носят разный характер. Болезни нашего исламского мира — это бедность, отсталость, насилие, террор, разногласия, разобщенность, расчлененность, авторитаризм, тирания и диктатура», — начал ученый.
«Болезни евроамериканского мира — духовная опустошенность, нынешний экономический кризис, а также покаянные психологические и социальные кризисы. К ним следует добавить проблемы окружающей среды, что подтверждает следующие слова Всевышнего, о них: «Зло появилось на суше и на море по причине того, что совершают людские руки» (сура Рум, аят 41). Это свидетельствует, что неисламский мир испытывает нужду в свете наставления на правильный путь и истинной вере, духовных ценностях, в реализации Божьей справедливости и истинных весах для достижения счастья на земле и в ином мире», — сказал доктор.
По мнению исламоведа, арабо-исламские мусульмане в нашем исламском мире, как известно, продолжают жить в условиях оккупации и колониализма на протяжение около трех десятилетий. Не успели они освободиться от колонизаторов, на их место в большинстве стран пришли, к великому сожалению, их агенты, которые вели себя хуже колонизаторов. Они претворяли в жизнь западные законы и положения и насаждали западные порядки.
Принесли исламским народам большие страдания. Когда переполнилось терпение народов, военные при поддержке извне в большинстве случаев совершали военные перевороты под освободительными лозунгами, которые сначала околдовало народы. Но положение этих народов ухудшалось во всех сферах — политической, экономической, военной, религиозной и социальной.
Перед лицом такого плохого положения, авторитаризма и диктатуры поднялись народные революции, которые победили в Тунисе, Египте, Ливии, в Йемене, и даст Бог, победят в Сирии. Эти революции не результат усилий одного дня и ночи. Эти угольки начали гореть с началом реформаторских движений, начиная от Джалуддина Аль-Афгани и шейха Мухаммада Абдо и Рашида Рида, имама аль Бинна, которые делали упор на возвращение исламской уммы к своей славе, силе и цивилизации. Однако колонизаторы и их агенты не позволили сделать это, используя все прямые и опосредованные средства, в том числе с помощью движений экстремизма и насилия, в нашем исламском мире, что извратило красоту и толерантность ислама и сделало возможным огульно делить мусульман на тех, кто прав и кто не прав. Эти движения экстремизма и насилия поначалу объявили других в неверии и в разврате, а потом начали взрывать. Все это закончилось большой смутой.
В такой опасной для мусульман ситуации большая ответственность перед Всевышним Аллахом, а затем перед своими народами и следующими поколениями ложится на плечи алимов, мыслителей и политиков. Следует учесть, что те радикально настроенные люди являются мусульманами, которые ошиблись в своих усердиях подобно тем своим братьям, которые выступили против нашего господина Али, да благоволит ему Аллах! Тогда к ним отправился ученый муж нации Абу Аббас и дискутировал с ними. В результате многие из них вернулись в лоно истины. Также поступили братья из Движения аль-Джихад в Египте. В результате бесед с ними шейха Мухаммада Аль Газали и шейха аш-Шаарави и других они вернулись и написали заявления об отказе от своих заблуждений.
Ученый дал политикам республики несколько советов и просил придерживаться их.
«Поэтому наш совет политикам таков: проявите терпение и активнее привлекайте крепких в своих знаниях алимов к беседам с ними. Идею можно подправить только с помощью идеи или, как говорится, клин вышибают клином. А тем молодым людям хочу посоветовать следующее: Мы алимы из Всемирного совета мусульманских улемов воспринимаем вас как своих сыновей.
Вы преследуете благородную цель, но ошибка в средстве. Пока ислам является вашим источником, вашей шариатской обязанностью является обращение к крепким и умеренным алимам в соответствии со словами Всевышнего в Коране: «если вы не знаете, спросите обладателей Напоминания» (сура «Пчелы», аят 43). Всевышний сказал: «Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (сура «Женщины», аят 83).
Второй совет: извлеките пользу из опыта горячих молодых людей в Афганистане, наконец, в Чечне. Все знают, что именно их жестокое поведение привело к падению государства талибанов. Вся пролитая в Египте кровь ни к чему заметному не привела. Изменений удалось достичь благодаря мирным революциям, осуществленным в соответствии с умеренной мирной программой.
Скажу всей молодежи: воспользуйтесь же этим опытом и извлеките уроки из заявлений-отказов, которые писали радикально настроенные молодые люди в тюрьмах Египта. Эти заявления составили 17 томов. И не повторяйте эти ошибки», — сказал шейх.
«Братья и сестры! Священный Коран предельно ясно объясняет, что Аллах сотворил человека для созидания и развития, но никак для уничтожения. Аллах говорит: «Он создал вас из земли и поселил вас на ней» (сура «Худ», аят 61)», — комментирует Коран ученый.
Наша религия — религия науки, религия справедливого мира. Всевышний
говорит: «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру» (сура Аль-Анфал, аят 61). Потому ислам хочет приобрести не врагов, а друзей.
Ислам приблизил людей Писания, особенно христиан, к мусульманам. Даже сподвижники Посланники переживали, когда Христианский Рим потерпел поражение от огнепоклонников. Всевышний сказал: «Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает кому пожелает. Он — Могущественный, Милосердный, (сура Ар-Рум, аяты 2-5). Всевышний сказал: «Ты непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (сура «Аль Маида», аят 82).
Затем ислам пытался приблизить всех людей, даже атеистов, путем поиска общей истины. Так Всевышний сказал: «Воистину, одни из нас либо на прямом пути, либо в очевидном заблуждении» (сура «Саба», аят 24). Кроме того, в Коране делается упор на незыблемые вещи, являющиеся общими для всех детей Адама по происхождению и природе и наличию дуновения духа Всевышнего Аллаха в каждом человеке. Поэтому Он приказал нам применить благочестие и добродетель, который применялся по отношению к родителям, ко всем людям религий, которые не нападали на нас. Всевышний говорит: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вам из ваших жилищ. Воистину Аллах любит беспристрастных» (сура «Аль Мумтахина», аят 8).
Ваша религия также является религией цивилизации и прогресса. Вы не должны быть отсталыми. Вы должны идти по пути постоянного прогресса. Всевышний говорит: «для того чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучшими» (сура «Аль-Мульк», аят 2). Все коранические аяты делали упор на то, что мусульманин должен следовать лучшей морали, придерживаться лучшего из того, что было ниспослано,
Говорить, используя лучшие слова, относиться к людям лучшим образом. Всевышний сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссилат», аят 34).
«Что касается алимов, политиков и мыслителей, то они должны все усилия направлять на реализацию четырех основных категорий в исламе:
Первое. Процесс глобального исправления души, поведения и направления (как сказано в Коране "хочу лишь исправить то, что в моих силах" — сура Худ, аят 88).
Второе. Добиваться глобальной перемены внутри: т.е. души, разума, духа, сердца, а затем и во внешнем проявлении, т.е. перемены поведения.
Третье. Обновление в религии и религиозности. Пророк, мир ему и благословения Аллаха, говорил: «Аллах посылает этой умме в начале каждого столетия того, кто обновит для нее дела ее религии» (передал Абу Дауд в своем своде хадисов).
Четвертое. Побуждать умму на созидание и ориентировать ее на самое лучшее во всем, как мы упоминали выше.
И наконец, у меня есть совет для народов Кавказа и всех мусульман в Российской Федерации, которым принадлежит огромная роль в исламской цивилизации и исламских науках, — заботиться о глобальном развитии и научном прогрессе, руководствуясь умеренной исламской мыслью — васатыйя. Особенно если учесть, что эти народы все еще испытывают на себя остатки коммунизма и отсталости, следовательно, они должны разработать стратегический план развития во всех областях, стратегию научного прогресса и стратегию развития современных технологий и договориться об общих для ислама незыблемых принципах и отойти от крайности, экстремизма, объявления других развратниками и неверующими. Более того, призовите исламистов договориться с секуляристами о национальных незыблемых принципах. Потом каждый работает по-своему, но в русле договоренностей, на служение народу. Ведь Всевышний сказал: "У вас своя религия, а у меня своя религия" (сура Аль-Кафирун, аят 6).
Хватит разногласий, разобщенности, идейных, политических и военных сражений. Какую пользу все это принесло этим народам? Все это привело лишь к трагическим последствиям», — отметил шейх.
На наш взгляд,- продолжил он, — Московская декларация, которая была принята Всемирным советом мусульманских ученых совместно с алимами данного региона, зафиксировала как бы незыблемые исламские принципы. Если работа будет идти в соответствии с ними, то это решило бы многие проблемы, с позволения Аллаха. В этой связи я предлагаю, чтобы нынешняя конференция приняла решение о создание академии фикха или Совета по фетвам и исследованиям по Кавказу или по всей Российской Федерации наподобие Академии фикха в Индии. Этот орган призван обсуждать все важные проблемы. Всемирный Союз мусульманских ученых был бы счастлив взять шефство над таким образованием в течение какого-то периода, затем передал бы его вам полностью.
«Молимся Всевышнему Аллаху всячески вспомоществовать нам вместе с вами добиться подъема этой уммы и чтобы была нам оказана честь участвовать в нем. Мир вам, милость и благословения Аллаха», — заключил шейх.
Выступая перед собравшимися, министр по национальной политике, делам религий и внешним связям РД Бекмурза Бекмурзаев поблагодарил гостей за то, что они отозвались на приглашение президента Дагестана и приехали к нам с высокой миссией нести слово Аллаха в народ, для того, чтобы в Дагестане укрепился дух ислама.
«Год тому назад, когда мы с вами встречались на московской богословской конференции, мы еще тогда об этом говорили, и сейчас мне бы хотелось раскрыть некоторые моменты подготовки сегодняшних мероприятий. Дело в том, что идея проведения Российской Богословской конференции вообще принадлежала III Съезду народов Дагестана, и эта инициатива была провозглашена президентом Дагестана. Тогда Москва с учетом важности и серьезности этого вопроса попросила организовать и провести эту конференцию в Москве. Мы ее все поддержали. И тогда в кулуарах была достигнута договоренность, что мы продолжим эту работу в Махачкале и сделаем ее ежегодной площадкой для того, чтобы ученые всего мира могли здесь обмениваться мнениями. И вот в этой связи тут возник ряд серьезных вопросов, которые мы сегодня обсуждаем, и в преддверии этого вот что у нас происходит и какова география и политическая палитра религиозной обстановки в Республике Дагестан», — сказал Б. Бекмурзаев.
Дело в том, что президентом в 2010 году были выдвинуты три важные идеи, направленные на обеспечение политической стабильности в обществе. Первое – обеспечение диалога всех сил, которые представлены в дагестанском обществе, в том числе религиозных течений. Второе – сплочение всех дагестанских народов вокруг понятных идей. И третье – признание того, что дагестанцы – это единый народ, устремленный в будущее, который преследуют цель развития и прогресса. Именно эти моменты были озвучены на III Съезде народов Дагестана. В традициях народа Дагестана все вопросы решать на съездах, советоваться с народом. И эта же традиция существует и для преодоления различных разногласий и споров по всем вопросам. Но в связи с тем, что за последние 15-20 лет были утрачены эти позиции обеспечения диалога, уважаемые шейхи, мы оказались в весьма сложной ситуации.
«У нас, надо честно сказать, не было ни методики, ни навыков ведения этих диалогов, для того, чтобы находить консенсус по актуальным для дагестанских народов вопросам. Ответы на эти и другие вопросы мы нашли в Коране, сунне, шариате. Когда мусульмане должны решать вопросы только советуясь друг с другом. И поэтому это и легло в основу деятельности органов власти Республики Дагестан, и по его взаимодействию с религиозными организациям. Что мы сделали? Разработали мощные три программы, которые направлены на то, чтобы исправить эту ситуацию. На сегодняшний день мы вам можем сказать, что ни в одном другом субъекте Российской Федерации нет таких программ. Действует программа по взаимодействию и государственной поддержке религиозных организаций общим объемом финансирования ежегодно на 42 миллиона рублей. Есть Комплексная программа по противодействию экстремизму и терроризму на 113 миллионов рублей. Есть отдельные программы по преодолению правонарушений, по работе с молодежью, по здравоохранению, по образованию и так далее», — отметил министр.
Все эти программы, по словам Б. Бекмурзаева, рассчитаны на одну цель – поднять образование и повысить уровень правосознания дагестанцев и сделать их единым народом. И в этой связи ваш приезд мы рассматриваем как важный и мужественный шаг, чтобы поддержать Дагестан. После вашей встречи с президентом вчера были озвучены очень интересные и содержательные идеи. Сегодня я могу уже доложить, что после состоявшейся встречи президентом даны поручения, чтобы глубоко проработать все вопросы, связанные с экономической составляющей. Понравилась также идея создания российской академии фикха. Дальнейшая мечта и власти, и народа.
Дополняя свою речь цифрами, Бекмурзаев привел ряд статистических данных.
«Если на 1 января 1985 года в Дагестане было 27 официально зарегистрированных мечетей, то на сегодня Дагестан представлен 2,5 тысячи религиозных организаций. Если на 1 января 1985 года были всего лишь 3 подпольно действовавших медресе, то сегодня в Дагестане 86 медресе. Тогда не было ни одного высшего исламского образовательного учреждения. Сегодня же у нас 13 исламских вузов. И поэтому любые спекуляции и доводы о том, что якобы в Дагестане или в России отсутствуют условия для свободного развития ислама, являются измышлениями и не более», — отметил глава миннаца.
«В связи с этим у нас возникает ряд вопросов, на которые мы не получили достаточно четких, аргументированных Кораном, сунной и шариатом ответов у нашей ученой исламской общественности. Первое: мы считали и считаем, что являемся территорией ислама, территорией мира. И здесь никаких объективных условий для вооруженной борьбы ни с властями, ни с мирным населением нет. Уважаемые шейхи, мы бы хотели получить четкий шариатский ответ по вопросу о том, что это территория является территорией мира, территорией развития. Второй вопрос: дело в том, что, с одной стороны, этот народ на собственные средства строит мечети, медресе. На каком шариатском основании и по какому праву отдельные группы мусульман приписывают себе право взрывать эти мечети и поджигать медресе и мечети? Разве это исламский, шариатский подход? Мы должны ответить на это. Третий вопрос: всегда исторически в Дагестане традиционно было так: в минуты величайшей опасности для нашей республики, когда вторгался враг извне, люди спасали прежде всего три группы населения. Это имамы, алимы, которых прикрывали щитами и уводили и прятали в горах в пещерах, дети, женщины и старики. Зная о том, что выживут алимы, женщины и старики — это общество никогда себя не потеряет. Сегодня же убивают алимов, шейхов, религиозных лидеров. На сегодняшний день в Дагестане убиты 38 человек. Я очень вам признателен за то, что в ваших выступлениях я получил исчерпывающий ответ на эти вопросы. Что же делать с теми, кто поднял руку и пролил кровь мусульманина? Он проигравший и в том, и в этом мире. Я надеюсь, это также найдет свое отражение в ваших документах.
Мы заверяем вас, что органы власти и впредь будут тесно взаимодействовать с религиозными организациями. Цель у нас одна — единый Дагестан», — заключил министр.
Слова поддержки дагестанскому народу высказали также казначей, член Исполнительного комитета Всемирного Союза мусульманских ученых Шейх Абд ар-Рахман бен Абдаллах аль-Махмуд, исполнительный директор Всемирного Союза мусульманских ученых Маулай Рашид Умри Алави, председатель Российского центра «Аль-Васатыйя» Али Вячеслав Полосин.
Итогом всероссийской конференции стало принятие резолюции и фетвы, осуждающей экстремизм. Текст документа готов на арабском языке. Он будет распространен и на русском языке после тщательного перевода.