Интерьер жилища буйнакцев в 60-е годы прошлого столетия в основном был традиционным – на стенах ковры, медночеканные тазы, блюда различной формы, глиняные декоративные тарелки, кувшины, а еще фотографии, на полу национальный всех цветов радуги полосатый палас. Но мама Магомеда в убранство дома вносила современную нотку – живописные картины, выполненные по её заказу местными художниками в художественной мастерской Буйнакска.
В основном это были пейзажи родного края, вносящие умиротворение в атмосферу дома и привлекающие взгляд красочностью. Маленький Магомед любил рассматривать картины, дивясь загадочности мастерства создавать такую красоту.
Однажды мама взяла его с собой, когда в очередной раз пошла в мастерскую. И все!
Дорога была протоптана, и Магомед стал бегать туда, наблюдал, как рождаются картины. По доброте своей художники позволяли мальчонке «баловаться» красками. Это «баловство» привлекло внимание живописцев, они стали мимоходом давать Магомеду первые уроки. Видя его старания, художники давали незатейливые задания, которые выполнялись с особой ответственностью.
Мама не противилась увлечению сына. Потому, когда Магомед закончил Буйнакскую школу, дальнейшая дорога его была в Махачкалу, на худграф пединститута. Это был первый набор на только что открывшийся художественно-графический факультет.
Магомед был подготовлен благодаря полученным в буйнакской художественной мастерской навыкам, а поэтому его приняли без каких бы то ни было оговорок.
Первый набор художественно-графического факультета… Как ностальгируют его выпускники по той удивительной обстановке, которая царила тогда. Никто не сетовал, что здание, выделенное факультету, старое, без ремонта, студенты вместе с преподавателями после занятий приводили его в порядок: белили, красили, мыли, чистили… То ли общий труд и стремление сделать свой факультет интересным, то ли люди тогда были другими, когда в отношениях ценились бескорыстность, общность целей и взглядов, доброжелательность, когда в основе любого дела руководствовались нравственностью и слово «порядочность» определяло безоговорочное доверие, служило паролем в уважительном расположении друг к другу.
Преподаватели со студентами не разговаривали менторским тоном, а видели в них коллег. Ребята, не обременённые знаниями по истории искусств и лишенные каких бы то ни было навыков в творчестве, ловили каждое слово, не побоюсь сказать, гигантов в своем деле: Эмирбекова, Микаиловой, Скугарева, Ростовцева, Кутиева… А было это 42 года назад.
Благодаря неутомимому труженику, беззаветно любящему Дагестан преподавателю Р. Микаиловой студенты ездили в творческие экспедиции в горные районы, собирали всякого рода этноматериалы, делали зарисовки на натуре.
Результаты этих «походов в горы» показывали по ТВ в организованных ею циклах передач. Дагестанцы тогда, возможно, впервые, а уж горожане точно, увидели, как богато своим разнообразием искусство нашего края.
Все, что делалось, внедрялось на факультете с активным участием студентов. Они по праву к слову «худграф» добавляли «наш». Здесь не было зависти, интриг. Чрезвычайно доброжелательная обстановка сплачивала учителей и учеников в единый, плотный сгусток творчества, который на многие годы определял не только судьбу выпускников худграфа, но и выполнял воспитательную функцию: в их дипломах указана специализация – преподаватель черчения и рисования. Большая часть худграфовцев вносила в среду школьников живительную струю творчества.
Пришел в школу с дипломом худграфа Дагпединститута и Магомед Набиевич Султанов — тот самый, который брал в художественной мастерской Буйнакска первые уроки рисования. И хотя он всей душой отдавался работе с детьми, его существо тосковало по творчеству. Памятуя свою дипломную работу – участие в создании декоративной мозаики на фасаде Дворца спорта Дагпединститута под руководством своего педагога художника-монументалиста Ш. Шахмарданова, Магомед Набиевич сотрудничал с Художественным фондом Союза художников Дагестана, брался за работы по оформлению зданий Махачкалы, интерьеров залов различного назначения, изготовлению мозаичных, медночеканных панно, памятников, резного камня, дерева, используя мотивы и орнаменты национальной культуры Дагестана. А в свободное от заказов время он «отводил душу» в живописи, в излюбленных с детства жанрах – пейзаж, портрет, натюрморт.
Художник стажировался в творческой мастерской И. Зариньша при Латвийской академии художеств (г.Рига), при этом показал фантастическую работоспособность. Полотен набралось столько, что по окончании стажировки в престижном зале Центра современного искусства была организована его персональная выставка. Посмотреть мастерство дагестанца пришла латвийская творческая элита, среди которой были известные и любимые деятели искусств Вия Артмане и Раймонд Паулс.
Как живописец М. Султанов активно участвует во всех республиканских выставках, а также региональных, зональных, всероссийских: «Молодые художники Северного Кавказа (Москва), «Юг России» (Краснодар, Нальчик), «Художники автономных республик России» (Москва), «Биеннале Прикаспийских республик (Баку), «Натюрморт» (Махачкала), «Групповая выставка художников Дагестана» (Владикавказ) и других. Его работы — в музеях и частных коллекциях в Махачкале, Грозном, Москве, Санкт-Петербурге, в США, Франции, Германии, Латвии, Эстонии.
В последние годы Магомед Султанов много работает и с металлом – художественное литье, ковка – веяние современного стиля в декоративном оформлении фасадов общественных зданий, гостиниц, интерьеров индивидуальных домов, что подчеркивает его профессиональную многогранность. «М. Султанов – художник фигуративного направления, верный реалистической школе. При этом современные тенденции изобразительного искусства затронули его художественный язык, проявившись в свободной живописной манере, широком мазке, повышенной экспрессии и декоративности. Его живопись отличается подчеркнутой фактурой, цветовой насыщенностью, смелостью и одновременно гармонией цветовых сочетаний», — так пишет о нем искусствовед Т. Петенина.
Композиции его полотен лаконичны, без лишних отвлекающих внимание деталей, но одновременно четко продуманы. Этот же принцип он использует и берясь за неизведанное. К нему обратились жители села Кукни Лакского района: оказывается, это единственное селение в районе, где не было памятника погибшим сельчанам в Великой Отечественной войне. И хотя Магомед Набиевич не скульптор, посчитал своим долгом уважить просьбу земляков. Оказывается, он хорошо усвоил в свое время уроки учителя-монументалиста Ш. Шахмарданова, полученные более 40 лет назад, а руки «помнят» обработку природного камня, мрамора, тяжесть бетона и приобретенные в последние годы навыки литья металла. Теперь кукнинцы в дни торжеств приходят поклониться героям войны, павшим за свободу Отчизны, отчего автору памятника члену Союза художников России Магомеду Султанову легко на сердце.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=26961