Дорогие мусульмане!
Хвала Аллагьу, Который сотворил человека и научил его всему необходимому. Слава Тому, Кто одарил его разумом, чтобы он осознавал то, что предписал ему Аллагь. Велик Господь наш, ниспославший Коран, руководством для людей.
Я возношу хвалу Всевышнему, наполняющую весы, и свидетельствую, что нет божества, которому следует поклоняться, кроме единого Аллагьа, и нет у Него сотоварищей. Я также свидетельствую, что господин наш и Пророк МухIаммад — раб Его и Посланник ко всем людям, приведший неоспоримые доказательства истинности своей миссии.
О Аллагь, благослови и приветствуй раба Твоего и Посланника МухIаммада, семью его и всех сподвижников, а также тех, кто искренне следует за ними.
О люди! Бойтесь Аллагьа, соблюдая Его повеления и остерегаясь запретов; помогайте друг другу в благодеяниях и богобоязненности и не способствуйте в грехе и вражде; следуйте за тем, что ниспослано вам от Господа вашего, и избегайте путей шайтана; крепко держитесь за вервь Аллагьа и не разделяйтесь.
Поистине вервь Аллагьа — это Коран, оберегающий того, кто придерживается его и спасающий тех, кто верует в него и поступает согласно его предписаниям, будучи одним из людей веры и покорности. В Священном Коране заповедал Аллагь нам Единобожие, следование Его религии, соблюдение его запретов, верность договору, надежду на вознаграждение и страх перед наказанием Его.
Аллагь повелел в Коране распространять между собой истину и терпение. "Пусть будет среди вас община, призывающая к добру, побуждающая к благому и отвращающая от дурного" ("Али Имран" 104).
И Он, Хвала Ему, предписал по Своей мудрости человеку поклонение, в совершенстве и пользе которого нет сомнения. Он призвал нас к чистому и искреннему богослужению: молитве и зикру (поминанию Аллагьа), посту, закяту и Хаджу благочестивому, который Он любит, и которым Он доволен.Дорогие братья, скоро наступят благословенные дни, когда многие люди будут отправляться со всех сторон света к Священному дому Аллагьа, чтобы выполнить свою великую обязанность — Хадж, совершение которого является предписанным каждому мусульманину и мусульманке один раз в жизни, если они располагают такой возможностью. Всевышний говорит: "Воистину, первый храм, который был возведен, чтобы (предавались в нем) люди (богослужению) — это дом молельный в Мекке. Благословен он, и служит этот храм руководством к Истине для рода человеческого. В доме том ясные знамения для людей. Это — место стояния Ибрагьима. И тот, кто войдет в дом этот, будет в безопасности. Обязывает Господь тех людей, кто в силах совершить путешествие, выполнить Хадж к храму, а если, кто не верует (и не совершает Хаджа), то ведь не нуждается Аллагь в обитателях миров" ("Али Имран" 96-97).
Обратите внимание, в данном аяте слова "кто не уверует" означают "кто оставит Хадж", то есть это подобно неверию в Аллагьа. А если, кто не уверует, то Аллагь не нуждается в обитателях миров. Кроме того, одной из великих милостей Всевышнего является то, что он сделал Хадж обязанностью, которую необходимо исполнить раз в жизни.
В этой связи можно привести такой хадис: "Пророк(мир ему) сказал своим сподвижникам: "О люди, предписан вам Хадж, так совершайте же его". Тогда один человек спросил: "Каждый ли год, о, Посланник Аллагьа?" Пророк (мир ему) промолчал. Человек вновь повторил вопрос, но Посланник (мир ему) молчал. Однако через некоторое он произнес: "Если я скажу утвердительно, то он станет обязательным, но, исходя из ваших возможностей". Поэтому в том, что выполнение этого обряда поклонения Творцу является обязательным только раз в жизни, заключен особый смысл.
Скрытое и явное поклонение
Ислам выделяет несколько видов богослужения. Среди них есть скрытое, а также то, которое проявляется внешне. К первой категории относятся обряды поклонения, которые недоступны человеческому взору.
Скрытое богослужение — это поклонение сердца, например, любовь к Аллагьу, искренность, покаяние, упование и надежда на Его милость, страх перед наказанием и т. д., т. е. то из чего формируется богобоязненность человека. На сердце верующего Всевышний смотрит прежде всего. "Поистине, Аллагь не смотрит на ваш облик, Он смотрит на ваши сердца" — сказано в хадисе.
Среди явного богослужения есть два вида: поклонение телом и имуществом. Также тут можно упомянуть те обряды, которые заключаются в воздержании от чего-либо, например пост, т. к. в это время мы избегаем всего того, что нарушает его, стремясь приблизиться к Аллагьу и отдаляясь от страстей.
Поклонение телом, подобно молитве, оно заключается в преодолении трудностей. Богослужение посредством имущества выполняется путем расходования средств из того, чем мы обладаем, преодолевая жадность и скупость. Это, например, закат и садака.
Кроме того, есть богослужение, которое включает в себя как имущественные, так и физические, аспекты поклонения. Это — Хадж, поскольку паломнику необходимо заплатить за средство передвижения, будь это автобус или самолет. Человек выбирает тот транспорт, оплатить который позволяет его материальное положение.
По воле Всевышнего, мы неспроста устремляемся в паломничество в долину, где нет растительности. Подумайте, ведь Аллагь не предписал Хадж в таких странах, как Ливан или Сирия, а повелел совершать его в местности, в которой очень тяжелые природные условия, чтобы эта поездка была связана с преодолением трудностей и борьбой. Человек живет в эти дни подобно страннику, вне роскоши и в аскетизме, переходя с одного места на другое, используя только самое необходимое.
Хадж в прошлом и в наше время
В наше время способы совершения Хаджа несколько изменились. Обязательное паломничество стало более доступным, чем в прежние времена, поскольку современные средства передвижения облегчили путешествия на большие расстояния.
Имам Насафи рассказывает такую историю: "Однажды некоего паломника во время тавафа (хождение вокруг Ка’абы) спросили: "Откуда ты"? Он ответил, что издалека. "А когда ты покинул свой город"? — задали ему вновь вопрос. "Видишь ли ты на моей голове хотя бы один черный волос?" — сказал мужчина. На что последовал отрицательный ответ. И тогда паломник продолжил: "Я вышел из родного города, тогда я даже и не подумывал о седине, а сейчас на моей голове нет ни одного черного волоска".
Таким образом, он, выйдя из своего дома, добрался до ближайшего города и жил там, собирая средства на дорогу до следующего населенного пункта. И так продолжалось, пока этот человек не достиг Мекки. К тому времени его облик изменился.
А сейчас, есть ли такая страна, откуда человек не может добраться до Мекки в считанные часы? В наше время Аллагь облегчил совершение Хаджа.
Спешите совершить хадж при малейшей возможности
Алимы разошлись во мнениях, является ли Хадж обязанностью, которую надо исполнить, как можно скорее, или же его допустимо отложить. Ученые, придерживающиеся второго мнения, имели в виду тот случай, когда Хадж был упущен после наличия средств его выполнить.
Однако в любом случае такой человек совершает грех, если в будущем он лишится этой возможности. Например, мусульманин был состоятельным и попал в затруднительное положение, заболел или же умер, в то время как он мог отправиться в Хадж. В такой ситуации он несет ответственность за то, что откладывал обязательное паломничество.
Поэтому мусульманину лучше всего выполнить Хадж, как только у него появится возможность и не будет препятствий для этого. В почитаемом хадисе сказано: "Спешите отправиться в Хадж. Ведь, воистину, здоровый человек может заболеть, молодой — постареть, богатый — обеднеть, живой — умереть. Так поспешим же к совершению благих поступков".
Возможность исполнить обязательное паломничество заключается в двух вещах: наличие средств, которые позволяют добраться до Мекки способом, который подразумевает самые минимальные расходы. Например, если человек может отправиться в Мекку на автомобиле, но в то же время у него нет средств на самолет, то он должен ехать на машине.
Хадж — это обряд, который продолжается пять дней, т. е. день Тарвия (8 число), Арафа (9 число месяца Зуль-хиджа), праздничный день и два дня после него. Тем не менее, его можно совершить и за четверо суток. Таким образом, четыре или пять дней, в принципе, и есть тот Хадж, который нам предписан. Поэтому, если не позволяют средства, то необязательно посещать Медину. Более того, не следует откладывать Хадж, имея на это возможность, из-за того, что не хватает средств на поездку в город Пророка (мир ему и благословение). Также не следует человеку копить средства, чтобы купить подарки. Иногда говорят: "Как я поеду в Хадж и вернусь без подарков" — это необязательно!
В Коране сказано: "Не накладывает Аллагь на душу то, чего она выполнить не в состоянии", а также: "Пусть расходует обладатель богатства сообразно своему достатку, а тот, у кого имущество ограничено, пусть тратит из того, чем наделил его Аллагь. Всевышний не предписал человеку, кроме, как из того, что Он дал ему. И Аллагь ниспосылает после тяжести облегчение".
Обстоятельства, препятствующие совершению Хаджа
Мусульманин, у которого есть материальные средства, но нет физической возможности, обязан совершить Хадж, если только он не потерял надежды на выздоровление. В этом случае вместо него в паломничество могут отправиться его дети, братья или другие родственники.
Есть люди, которые имеют физическую и материальную возможность совершить Хадж, но при этом они не могут полноценно выполнить все его предписания. В этом случае у них есть возможность использовать некоторые предусмотренные облегчения. Например, кто не может самостоятельно выполнить таваф или же ходить между Сафой и Марвой, имеет возможность совершить эти обряды на носилках; кто не может бросать камни сам, может уполномочить на это другого.
Между тем, кто способен кидать камни самостоятельно, в независимости от пола паломника, пусть даже пробираясь сквозь толпу, обязан делать это лично, поминая Аллагьа. Для стояния на Арафате не требуется каких-либо усилий — достаточно находиться в своей палатке, хотя бы одно мгновение.
Как сказано в Коране: "Поминайте Аллагьа в определенные дни".
Каждое явное богослужение сопровождает скрытое
Как было сказано выше, Хадж — это универсальное богослужение, посредствам своего имущества, тела, оно содержит как явные, так и скрытые моменты, например, чистота намерения и искренность ради Аллагьа. В хадисе сказано: "Кто совершил Хадж ради Аллагьа, не сквернословил и не грешил при этом, вернется чистым от грехов, как в тот день, когда мать родила его".
Обратите внимание на слова — "кто совершил Хадж ради Аллагьа", т.е. не ради славы и не для того, чтобы получить приставку Хаджи к своему имени. К примеру, если его звали Мухаммад, то с целью стать Мухаммадом-Хаджи. Нет! Сказано — ради Аллагьа, значит, во имя Него одного.
"Не будет сквернословить". Как говориться в Коране: "Хадж в определенные месяцы. Тот, кто отправится в эти месяцы в Хадж, то пусть не сквернословит, не грешит и не спорит во время паломничества".
Ислам требует, чтобы Хадж был путешествием мира, терпимости, а не поездкой, которая проходит в спорах и раздорах между старшими и младшими. Все это необходимо для того, чтобы люди полностью отдались искреннему богослужению. Как сказано в Коране: "Проявляй искренность в Его религии".
Поэтому Хадж, совершенный таким образом, согласно вышеупомянутому хадису, принесет верующему очищение, как будто он вновь явился на этот свет, чистым от грехов.
Кто хочет начать жизнь с чистого листа, то пусть совершает Хадж с подобным намерением. Пусть приступит к паломничеству с искренним стремлением.
Признаком того, что Всевышний воспринял Хадж какого-то человека, является то обстоятельство, что человек, вернувшись, становится лучше, чем был прежде. К сожалению, есть еще некоторые люди, которые отправляются в Хадж, совершают его, возвращаются оттуда, но это не меняет в их жизни ничего.
Более того, некоторые, да упаси нас Аллагь от этого, становятся еще хуже, чем были до Хаджа. Они притесняют людей, попирают права окружающих и не придают значения тому, дозволенными ли способами приобретено их имущество или нет. Ошибочно, такие люди полагают, что паломничество предоставило им привилегию совершать запрещенное и присваивать чужое достояние.
Пусть Всевышний по Своей милости наделит нас верой. Пусть Аллагь причислит нас в ряды тех, которые веруют в Него, словно видят Его. Пусть сделает нас рабами, уходящими с верой даже на последнем вздохе. Амин!