Печальная мелодия дудука – армянской флейты, разливается над маленькой церковью, как реквием. В начале 4 века, на этом самом месте казнен первый в истории дагестанского христианства миссионер. Святой Григорис. Он строит церкви, проповедует Евангелие и пытается убедить воинственное племя, отказаться от грабежей и разорительных набегов. Язычники, начинают опасаться новой веры, потери власти и политического влияния. Отрок, как описывают его древние хроники, становится жертвой дворцовых интриг.
Так с жестокого убийства, начиналось распространение христианства в пределы современной России. В память о Святом Григорисе, его соплеменники построили церковь. И до сих пор в храм приходят люди, поставить свечи и помолиться за мученика.
За этими крепостными стенами, в глубине цитадели Нарын – кала, спрятана древнейшая в России церковь. Она была воздвигнута на 600 лет раньше крещения Руси. Вот, как крестообразно строились алтари и залы в эпоху одной из самых загадочных цивилизаций Кавказской Албании.
А эта аскетичная церковь за сотни километров. В высокогорье. Правильный прямоугольник. На фасаде никаких украшений. Вместо куполов – двускатная крыша. В стенах, на высоте двух метров — крохотные кельи. Эта церковь рядом с аулом Датуна, куда сегодня приводят школьников на экскурсии, древнейшая на Кавказе католическая базилика. Затерянная в низине глубокого каньона, она была построена еще в 9 веке, а действовала до середины 19. Но первые христиане в Дагестане возводили ее с таким усердием, что на стенах до сих пор ни одной трещины.
В церкви уже давно не проводят службы. Христиан в горах не осталось. Но их потомки, до сих пор ухаживают за базиликой. Смотрят, чтоб фундамент не разрушили корни деревьев, а крышу покрыли черепицей.
Каменные кресты в райцентре Хунзах, сегодня можно увидеть только в музее. Греческие, грузинские и даже мальтийские. Эти короба для муки и зерна, половники и даже крюки для котлов тоже почти все с христианской символикой. Древние мастера ковали ухваты из крученой проволоки и верили, что они защищают от дьявола.
Это сегодня аварцы из Хунзаха – мусульмане. А примерно тысячу лет назад самое могущественное на Кавказе аварское ханство, как считают ученые, было христианским. Где-то в этих горах раньше стоял храм 12 апостолов, но знаки, которые почитали предки аварцев, сегодня разве что на стенах домов.
Во дворах люди хранят обломки трехметрового креста. Вот каменные остатки верхней части, а на сельском кладбище его постамент. Крест возвели на самом высоком месте в округе примерно в 12 веке. И хотя прошли сотни лет, в культуре аварцев до сих пор сохранились христианские традиции.
Если ранее христианство в Дагестане связано с первыми миссионерами из Армении, Грузии и Византии, то в конце тысячелетия здесь уже десятки русских православных приходов. Самое крупное церковное сообщество – Кизлярщина — родина теркских казаков и героев отечественной войны 1812 года.
На месте той церквушки сейчас Георгиевский собор — главный в северной части Дагестана. Потомки известных казачьих фамилий и сегодня приходят сюда венчаться или крестить детей. Строительство церквей в регионе, который называют одним из самых исламизированных в России, выросло в несколько раз.
Новые или отреставрированные церкви сегодня есть в каждом дагестанском городе, а в самом Кизляре построили даже небольшой женский монастырь. Привезли золоченый купол. Осталось только его установить.
Источник: http://rgvktv.ru/news/16551