Имам и его особый статус

Во все времена имам играл важнейшую роль в любом мусульманском джамаате, как бесспорный религиозный руководитель, авторитетный алим и духовный наставник, а также вершитель всех шариатских и жизненных проблем. Но на этапе становления Ислама, который сейчас происходит во многих мусульманских регионах России, на эту ответственную должность часто попадают случайные неподготовленные люди, не обладающие не только необходимым религиозным образованием, но и морально-нравственными критериями.

В таком джамаате как следствие возникает смута, недовольство и разобщение среди мусульман. Но есть и обратная сторона медали, когда отдельные представители джамаата, исходя из того, что он получает зарплату из общественных средств, хотят сделать имама слугой народа, потакающего всем их требованиям. В связи с этим, отвечая на просьбы мусульман и желая разрешения всяческих споров, возникающих между имамами и джамаатами, в рамках шариатских уроков публикуем основные положения об имаме и джамаата.
В любой местности компактного проживания людей, вне зависимости от количества жителей данного села или города, общей обязанностью (фарз аль-кифая) считается выборы имама. При не выполнении этой обязанности в грех попадает весь джамаат. При этих выборах самыми важными критериями для имама являются:
— Достоверное знание Корана и хадиса и умение извлекать из этих источников шариатское решение.
— Знание мусульманского права (фикх) и применение его в необходимых жизненных ситуациях.
— Моральная и нравственная чистота, богобоязненность, надежность. Если даже в идеале таких людей найти трудно, то надо стараться при выборе хотя бы ориентироваться на наличие подобия этих качеств.
Конечно, на должности имама или будуна лучше всего работать ради Аллагьа бесплатно. О высоком вознаграждении таких бескорыстных людей возле Аллагьа сказано очень много и даже среди людей труд таких религиозных деятелей поистине бесценен. Вместе с тем, если представители джамаата, видя нужду имама или будуна, будут им оплачивать из собственных средств, то они тоже заслужат великую награду возле Аллагьа. Но при отсутствии таких состоятельных людей, жертвующих ради Аллагьа своим состоянием, джамаат села должен установить им оплату, исходя из своих возможностей.
После выборов, приняв на себя эти трудные обязанности, имам и его помощник будун обязаны ежедневно заботиться о соблюдении джамаатом села своих шариатских обязанностей. Имам (будун) должен знать, чем живет каждая семья, призывать их в мечеть для совершения коллективной молитвы 5 раз в день. При этом требования его ко всем людям должны быть одинаковы, вне зависимости от родства, социального положения, занимаемой должности. После вступления в должность, согласившись с установленной ему джамаатом зарплатой, имам не имеет права отвлекаться в ущерб своим обязанностям на другие работы. Если же его не устраивают условия джамаата, зарплата, то он не должен соглашаться на эту работу. Некоторые имамы говорят, что на маленькую зарплату джамаата они не могут прокормить и содержать свои семьи, и для их полноценного обеспечения они должны сложить с себя полномочия имама, так как отвлекаясь на другую работу не исполняют их как положено, удовлетворяя требования всего джамаата.
Очень много требований к нравственным качествам имама, который во всех религиозных и мирских деяниях является своеобразным зеркалом для джамаата. Умар-асхаб (р. гI .) сказал:
— Если ты хочешь наставлять других людей на путь истины, то прежде сам стань на этот путь. Поэтому каждый имам должен быть образцом для остальных мусульман в соблюдении мусульманских обязанностей.
К сожалению на деле встречаются имамы, которые не являются даже на джамаат-молитвы, передавая свои полномочия руководителя молитвы другим.
Из-за отсутствия необходимых знаний некоторые имамы допускают искажения в комментариях шариатских норм, вводят в заблуждения свои джамааты, вменяя в традицию не шариатские нормы и обычаи. Например, в нашу редакцию пришло письмо:

Уважаемая редакция газеты "Исламский вестник"!
Обращаюсь к Вам по такому вопросу. Мне уже 60 лет. Я много лет совершаю пятикратные намазы, а пятничную молитву всегда совершаю в мечети, соблюдаю пост, остерегаюсь харама, т.е. стараюсь быть порядочным мусульманином.
Но вот на днях наш имам во весь голос заявил, что намаз, совершенный вне мечети, т.е. у себя дома не будет принят Аллагьом. Он в один миг меня и многих (таких сотни в селе) превратил в кяфиров.

Комментируя это письмо, скажу, что с одной стороны приятно, что молодой имам старается привлечь всех сельчан к джамаат-молитве и это очень важно как для всего джамаата, так и всех его отдельных членом, получающих за это огромное ежедневное вознаграждение Аллагьа. Такого вознаграждения лишают себя те, кто не каким-либо причинам совершают намаз отдельно у себя дома или на работе. Но при этом обязанность свою перед Аллагьом эти мусульмане выполняют и никто не может обвинить их в неверии (куфру). Возможно этому имаму надо найти другие способы для укрепления веры людей, привлечения их в мечеть. Ведь мечеть — это дом Аллагьа, коллективная молитва в ней вознаграждается в 27 раз больше обычной молитвы, выполненной у себя дома в одиночку. Кроме того, в джамаат-молитве легче сохранить себя в хузуре (полное сосредоточение в молитве), уберечься от сомнений (вас-вас) шайтана. Подчеркивая высокочтимость джамаат-молитвы Пророк (с.т.гI.в.) сказал, обращаясь к своим сподвижникам:
— Вы приветствуйте, отдавая салам, иудеев и христиан, но не приветствуйте иудеев из моей уммы.
— А кто они, иудеи из твоего народа? — спросили они.
— Это те, кто слышали призыв к молитве (азан и къамат) и не явились на джамаат-молитву, — ответил он.
Остерегайтесь, дорогие братья, оказаться в их числе. Для разъяснения хочу привести еще один хадис, который привел Абу Хурайра (р.гI.):
— К посланнику Аллагьа явился один слепой человек (некоторые передали, что звали его ибну Умму Мактум). Он сказал: "о, Посланник Аллагьа, у меня нет близкого человека, который мог бы провожать меня до мечети". Этим он хотел попросить к Пророка (с.т.гI.в.) спросил: "а ты слышишь призыв на молитву из мечети?" Тот ответил утвердительно, тогда Пророк (с.т.гI.в.) сказал: "тогда приходи на джамаат-молитву".
Я думаю, до каждого разумного человека этот хадис доводит особую значимость джамаат-молитвы и заставляет задуматься о слабости нашего имана. Дорогие братья, не дайте обмануть себя собственному нафсу, будьте из числа тех, кто ломает хребет шайтану, не упускайте джамаат-молитву.
В заключение несколько слов, обращаясь к имамам:
— Дорогие братья, мы с вами являемся избранниками народа, поставленными для того, чтобы сохранить и укреплять шариат Аллагьа, поэтому мы должны каждое свое действие, слово соизмерять с шариатом. Только полностью соответствуя сами шариату, мы сможем вершить закон Аллагьа среди людей. Представьте себе защитника шариата, который сам пропускает джамаат-молитву, допускает халатность во взятых на себя перед джамаатом обязательствах. Думаю, что такие действия только подрывают авторитет имама среди людей. Будьте в числе тех, которые служат образцом, а не подрывают устои шариата. А если не справляетесь, то лучше мужественно откажитесь и передайте обязанности имама более достойным.
Имам Джума-мечети Махачкалы
Идрис-хаджи Исрапило 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *