В России появилось новое поколение олигархов, приближенных к первым лицам государства. Одним из них является владелец группы «Сумма»Зиявудин Магомедов. Его компания, благодаря связям с Дмитрием Медведевым, превратилась из неизвестного производителя нефтепроводных труб в крупнейший холдинг в российской портовой логистике. Об этом пишет авторитетное деловое издание The Financial Times.
Газета отмечает, что «Сумма» сейчас пытается извлечь максимальную пользу из программы продажи государственных активов, которая была инициирована Медведевым и по своему масштабу сравнимая с приватизацией 1990-х годов. Группа Магомедова стала счастливым обладателем контрольного пакета акций «Трансконтейнера», который сейчас покрывает больше половины отечественных контейнерных перевозок, и 20-процентного пакета морского порта Новороссийска, которым теперь управляет совместно с «Транснефтью».
Кроме того «Сумма» уже выкупила 50% акций «Объединенной Зерновой Компании». В планах группы стать единой платформой межконтинентальных грузоперевозок.
Учитывая, что на очереди в программе продажи госсобственности ещё «Аэрофлот», «Алроса», РЖД, свежая волна приватизаций покажет, насколько власти смогут дистанцироваться от приватизации 1990-х, когда активы направлялись непосредственно в руки «приближенных» Кремлю предпринимателей.
Многие банкиры и бизнесмены уверены, что, как и олигархи 90-х, Магомедов сейчас опирается на связь с государственной властью. Однако в сравнении с ситуацией 20-летней давности, новое поколение олигархов находится в гораздо более уязвимом положении, потому что тогда Березовский, Ходорковский, Фридман и Потанин работали с более слабым государством. Тогда им удалось сгенерировать миллионы долларов из работы с государственными счетами и экспорта при гиперинфляции, диктуя при этом свои условия правительству.
Такой дисбаланс тогда привел к печально известным залоговым аукционам середины 90-х, когда небольшая группа влиятельных бизнесменов спустила инкрустированную корону советского производства с молотка.
То была олигархия 1.0. Следующая версия миллиардеров стала формироваться уже после прихода Путина к власти в 2000-х годах. Новый хозяин Кремля запугал олигархов арестом Михаила Ходорковского, богатейшего на тот момент человека в стране. После этого, уже во время кризиса 2008 года, олигархи, включая Олега Дерипаску, были вынуждены обратиться к государству за помощью, чтобы рассчитаться с кредитами зарубежных банков, что ослабило их еще больше.
Так или иначе, новое поколение миллиардеров появилось. Это в основной массе соратники Путина, которые взяли под контроль ключевые сектора, близкие к государственной власти. Например, владелец Gunvor Геннадий Тимченко, руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов.
Некоторые ведут более сложную игру, пытаясь балансировать между Владимиром Путиным иДмитрием Медведевым. По мнению газеты, таким путем пошел Сулейман Керимов, которому удалось преумножить свое состояние и получить огромные ссуды у государственных банков, включая Сбербанк, и инвестировать их в крупнейшие госкомпании. Магомедов также обладает этой сверхъестественной способностью работать с тандемом, наладив, к слову, отношения сНиколаем Токаревым, нынешним главой «Транснефти» и коллегой Путина по работе в КГБ в Дрездене. Однако при этом Магомедов умудрился найти общий язык и с командой Медведева, включая, Аркадия Дворковича. «Сумма» заявляет, что её успех никак связан с покровительством властей, а Дворкович говорит, что к деятельности группы не причастен.
Наиболее сильные и везучие олигархи, выходцы из 1990-х, ухитрились перейти из одной эры в другую, подстроившись под новые порядки, но при этом превратились из могущественных господ в очень богатую прислугу. Михаил Фридман и Олег Дерипаска лавируют в бурных политических водах вокруг тандема и находятся ближе к Медведеву, но не пренебрегают Путиным. Потанин остался ближе к Путину, отмечает The Finanсial Times.
Теперь олигархи стали разительно покладистей. В начале 1990-х хорошая охрана была так же важна, как ничто другие. Теперь же все базируется на тонкой политике и финансовых возможностях. Деньги по-прежнему не теряют своей значимости, однако для того чтобы обладать влиянием в Москве миллиардов уже не достаточно, теперь нужны активы стоимостью в десятки миллиардов.
Зарубежные инвесторы и либеральные реформаторы надеются, что однажды борьба между олигархами разных поколений привнесет в российскую экономику реальную конкуренцию. Однако до тех пор, пока государство будет обладать мощным влиянием, оно будет доминировать в их отношениях и борьбе, считает британская газета.