В последнее время перед наступлением рамазана, а также и перед его окончанием на пространстве бывшего Советского Союза между мусульманами возникают горячие споры по поводу того, когда начинать и заканчивать пост. При этом возникает вопрос: можно ли опираться на астрономическое вычисление для определения начала и окончания рамазана?
Подтверждением начала месяца Рамазан является видение воочию появления молодого месяца вечером после захода солнца 29 числа месяца шабан. Если же при наблюдении не было видно нового месяца, тогда считать, что в месяце шабан 30 дней, а следующий за тридцатым днем шабана — первый день месяца рамазан. Это соответствует словам Пророка Мухаммада (мир ему): «Не начинайте соблюдать пост рамазана заранее на 1-2 дня до его начала. Соблюдайте пост, увидев молодой месяц (рамазан), а если не смогли его увидеть (например, из-за облаков), то считайте завершение месяца шабан тридцатым днем, и прекращайте пост, когда увидите молодой месяц шавваль» (Бухари).
Ученые мазхаба имама аш-Шафии
• Шейх Закарийя аль-Ансарий (ум. 925 г. х.) в книге «Асналь-маталиб шарх роудут-талиб»: «Соблюдение поста не является обязательным и не принимается и не дозволено на основании слов (предположений, вычислений) звездочетов и астрономов». А в ответ тем, кто ссылается на аят 16 суры «Ан-Нахль», где сказано о том, что пользуются звездами, отметил, что в этом аяте речь не идет об определении новолуния, а говорится о том, что звезды используются для определения направления Киблы, а также, чтобы определять курс при путешествии».
• Шейх Мухаммад Аз-Зухейли в книге «Аль-Муътамад филь-фикхиш-шафиъи»: «Нельзя, полагаясь на мнение и вычисление астрономов и звездочетов, объявлять о наступлении месяца рамазана, так как пост это — поклонение. И мы поклоняемся в соответствии с шариатским методом, а это зрительная фиксация полумесяца, как упомянуто в священном хадисе. Потому что вычисления и положения звезд не имеют отношения к этому поклонению».
Ученые мазхаба имама Абу Ханифы
• Имам Ибн Абидин (ум. 1252 г.х.) в книге «Ад-Дурр аль-Мухтар» в разделе «Ас-Саум» (пост) сказал, что обязанность соблюдения поста не основывается на словах тех, кто занимается расчетами, более того, в разделе «Аль-Мирадж» приводится единодушное заключение мусульманских ученых о том, что мнения астрономов и звездочетов не принимаются. И даже им самим нельзя соблюдать пост на основе своих же расчетов.
Ученые мазхаба имама Малика
• Шейх Абу Абдуллах ибн Ахмад Маййара аль-Маликий (ум. 1072 г.х.) в книге «Ад-дурр ас-самин уаль-маурид аль-муин»: «Даже если правитель определил начало месяца, основываясь на (астрономических) расчетах, нельзя следовать его решению, так как это противоречит единодушному заключению теологов ислама».
• Шейх Ахмад Ад-Дардир аль-Маликий Аль-Азхарий (ум. 1201 г.х.) в книге «Аш-шарх аль-кябир»: «Не утверждается начало рамазана на основе слов звездочетов (астрологов) ни для себя, ни для других».
• Имам аль-Хараши в книге «Шарх мухтасар Халиль»: «Пост не утверждается на основании слов астронома. Шариат утвердил пост только на основании видения луны, или свидетельстве тех, кто ее видел или по завершению месяца шабан. И шариат не сообщил о том, что свыше этого. Поэтому если астроном скажет, что месяц закончился или начался, то на его слова и его вычисления нельзя опираться, независимо от того доверяет ли ему сердце или нет!».
Ученые мазхаба имама Ахмада
• Имам Аль-Бухутий аль-Ханбалий (ум. 1051 г.х.) в книге «Кашшаф аль-кана»: «Даже если намерился соблюдать пост в тридцатый день месяца шабан без основания по шариату — это увидев новолуние (рамазана) или завершив месяц шабан тридцатым днем из-за облаков и тому подобное. Как, например, соблюдал пост на основе расчета или положения звезд, даже если часто происходило совпадение с определением по наблюдению, и на ясном небе появилась новая луна (произошло совпадение), то его пост не является действительным, так как не обоснован на религиозном правиле по шариату».
• Имам Ибн Къудама аль-Макдиси: «Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост недействителен, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении рамазана)! Дело в том, что такой метод вычисления поста не является шариатским доводом, на который дозволено опираться, и наличие такого способа все равно, что его нет. А Пророк (мир ему) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», а в другом хадисе сказал: «Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!»» (Мугъни).
• Имам Ибн Таймия: «Нет сомнений в том, что Сунна и единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления! А тот, кто опирается на это в утверждении начала месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и ошибающийся в разуме и своем вычислении!» (Маджму уль-фатауа).
Поэтому необходимо придерживаться того, что говорили мусульманские ученые четырех мазхабов, весомую степень (авторитет) которых единодушно признает вся исламская община! Научимся правилам соблюдения поста. Эти знания необходимо набирать у достоверных учителей, которые сами учились по этому принципу, из уст в уста, по цепочке, доходящей до самого Пророка Мухаммада (мир ему). Просим у Всемогущего Аллаха даровать нам быть такими, кто прислушивается к истинным и добрым советам и выполняет их в лучшем виде! Воистину, пост — это великое и почетное поклонение!
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=7257