Арабский и исламский мир сегодня меняется стремительно. Естественно, Дагестан, находясь в составе России, но являясь частью исламского мира, тоже подвергается трансформациям. Где-то процесс идет на уровне частных размышлений, где-то — на уровне публичных дебатов, а что в итоге получится, никто не может уверенно предсказать, хотя все согласны, что перемены идут.
Страхи России
Еще весной на Валдае состоялось выездное заседание Международного комитета Совета Федерации России, где анализировались события «арабской весны». Тогда председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов заявил, что «последствия этих революций оказывают прямое влияние на ситуацию на Кавказе и в Центральной Азии».
На мероприятие в качестве экспертов были приглашены директор Центра европейской безопасности Татьяна Пархалина, директор института востоковедения РАН Виталий Наумкин, президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский. С экспертными работами Пархалиной и Наумкина мне не приходилось знакомиться, но то, что оценки Сатановского (знаковая фамилия) пристрастны и весьма далеки от реалий, известно всем, кто интересуется ситуацией в арабском и исламском мире. Сатановский — классический пример патологического исламо- и арабофоба, везде и всюду защищающего интересы Израиля, какие бы преступления ни совершил Тель-Авив.
Само мероприятие проходило в закрытом режиме, по его окончании Маргелов рассказал, что участники пришли к выводу, что за событиями на Ближнем Востоке стоит обострение суннитско-шиитских противоречий, результатом которых и стало усиление противодействия Ирану. Он выказал опасение, что в Сирии в результате смены режима «решающей силой» могут стать салафиты. Маргелов также отметил, что Россия должна остаться «над схватками». Но события в той же Сирии и Египте показали, что к совету сенатора мало кто прислушался. Руководство России, государственные СМИ выбрали иную, не совсем конструктивную позицию, что кроме прочего уже привело к потере авторитета Кремля в исламском и арабском мире.
Вначале о ситуации в Египте. После свержения клана Хосни Мубарака в стране прошли первые свободные выборы в парламент, недавно стало известно и имя нового президента. Подсчет голосов показал, что законодательный орган Страны пирамид оказался полностью в руках мусульман — они составили более 80% от общего состава депутатов, каждый четвертый мандат достался тем, кого на Западе считают радикалами, то есть людям, полагающим, что на исламской земле должны царить только вечные и совершенные законы Всевышнего.
Но парламентарии так и не смогли приступить к работе. Через четыре месяца после подведения итогов избирательной кампании генералитет Египта счел, что «зеленый» парламент им не нужен. Люди в погонах провели через Конституционный суд постановление о нелегитимности прошедших выборов. При этом глава суда Фарук Султан в издевательском тоне отметил, что «парламент теряет власть, но не распускается». Конституционный суд принял и другое постановление: о денонсации ранее принятого закона о люстрации, что и позволило ближайшему соратнику свергнутого президента, бывшему начальнику генерального штаба военно-воздушных сил Египта Ахмеду Шафику принять участие в выборах главы страны. К самому процессу были допущены 13 кандидатов, простой арифметический расклад электоральных симпатий еще тогда показывал, что любой представитель «Братьев-мусульман» должен был выиграть в первом же туре с подавляющим перевесом, но этого не случилось, в первую очередь из-за махинаций при подсчете электоральных голосов. Центральная избирательная комиссия, которая находится под полным контролем военных и сторонников Хосни Мубарака, сделала все мыслимое и немыслимое, чтобы состоялся второй тур. По его окончании члены комиссии долго думали (о честном подсчете голосов и речи быть не может), кого объявить победителем, и в итоге, видя, что возмущенный народ снова начал собираться на каирской площади Тахрир, заявили, что с незначительным перевесом выиграл Мухаммад Мурси. Симптоматично, что Ахмед Шафик сразу после оглашения результатов выборов вместе с тремя дочерьми покинул Египет.
Зиц-президент и «левая» экономика
Но вновь избранный президент не сможет исполнять свои функции в полном объеме, так как военная хунта уже внесла нужные изменения в закон. Документ лишает Мурси статуса верховного главнокомандующего. Он не может объявлять войну или заключать мир. Армия, силовые структуры остаются вне контроля государства. Вплоть до избрания нового парламента законодательная власть будет принадлежать Высшему совету вооруженных сил. Если назначенная предыдущим парламентом конституционная ассамблея не сможет завершить работу — ее новый состав также назначается военными. Столь высокая активность силовиков объясняется просто: они контролируют до половины экономики страны, вдобавок ко всему полностью освобожденной от выплаты налогов. Эта «левая», крайне неэффективная экономика не только производит оружие и боеприпасы, она торгует недвижимостью, занимается жилищным строительством и производством товаров повседневного спроса и так далее. Речь идет о гигантских суммах. Конечно, генералитет просто так свои позиции в будущем не сдаст.
Армия в Стране пирамид, как и при всех ближневосточных авторитарно-тоталитарных режимах, выполняет несвойственные ей функции. Она играет роль главной внутренней репрессивной машины. Армия оторвана от народа в прямом и переносном смысле, например, военнослужащие не имеют права молиться, посещать пятничные молитвы, держать пост; она неспособна отражать внешнюю агрессию. Сегодня генералы публично обещают передать власть гражданским политикам при первом удобном случае, но эксперты считают, что это случится только под сильным общественным давлением, не исключается и сценарий народного восстания.
По сути, в Египте случился контрреволюционный переворот, но самопровозглашенные западные «светочи» демократии и либерализма как будто ослепли и оглохли. Объяснение феномену простое: им не по нраву, что Египет, как и прочие ближневосточные страны, куда пришла «арабская весна», выбрали путь возврата к религии Всевышнего. Естественно, открыто прослыть ненавистником ислама никто не хочет, поэтому в ход пускают различные, весьма далекие от реальности страшилки. Самое удивительное, что их подхватили и российские государственные СМИ, которые по статусу являются выразителями дум и чаяний самой высокой власти. Более того, в отдельных ситуациях они становятся в авангард дезинформации и исламофобии. Только успели выбрать парламент Египта, как всех потрясла скандальная новость, что новоизбранные депутаты якобы живо обсуждают положения законопроекта о «прощальном» сексе с умершей женой. Египтяне, парламентарии возмущаются, говорят, что ничего подобного не было, но их никто не слушает. Мировые и российские СМИ смакуют подробности этой новости, обсуждают ее, лейтмотив всего: вот, смотрите, на что оказались способны эти «дегенераты-мусульмане». Уже потом стало известно, что первоисточником дезинформации явились израильские информационные ресурсы.
Сегодня российские медийные ресурсы, характеризуя события в Египте (и не только), широко применяют провокационный термин «исламист», понимая, что любое слово с окончанием ист» (коммунист, фашист и так далее) уже несет в себе негативный оттенок. Много пишется, что экономика Страны пирамид в полном коллапсе, а золотовалютные резервы, эквивалентные 36 млрд долларов, за год уменьшились до 21 млрд, забывая упомянуть, что именно военные усиленно расхищали и расхищают богатство страны. Недавно по российским федеральным телеканалам показали сюжеты из Египта, где сторонники Мухаммада Мурси праздновали победу. Ракурс съемки был таким, что у зрителя создавалось впечатление, что в кадре какая-то невменяемая, неконтролируемая толпа. Усиливали эффект апокалиптические комментарии журналиста, который все прошлые, нынешние и будущие беды Египта прямо увязывал с «Братьями-мусульманами». Непропорционально много внимания в материалах уделяется взаимоотношениям нового руководства Страны пирамид с Израилем: дескать, статус-кво должен быть сохранен. Делаются реверансы в сторону египетской армии, которая, мол, не будет совершать резких движений. Но дело в том, что политика Каира обязательно претерпит изменения, она будет учитывать в первую очередь интересы мусульман и египтян, а времена, когда Израиль будет получать газ от соседей по демпинговым ценам, безвозвратно канут в Лету. Новые власти Египта, конечно, сделают соответствующие выводы и из поведения руководства России.
«Дедовщина» и 30%
Что же касается Сирии, тут кровавому и деспотичному режиму клана Асадов приходит конец. Экономические санкции скоро дадут о себе знать в полной мере, дезертирство из силовых структур все усиливается, скоро начнут убегать как крысы с тонущего корабля люди из ближайшего окружения диктатора Башара Асада. Но простые сирийцы еще долго будут помнить, как Москва до последнего дня поддерживала антинародный режим. Самое интересное, что на днях Дамаск получил поддержку и со стороны Израиля. Представитель его военного ведомства генерал Гилад заявил, что «падение режима Башара Асада обернется катастрофой для Тель-Авива. Это приведет к созданию на Ближнем Востоке «исламистской» империи, во главе которой будут стоять «Братья-мусульмане» Египта, Иордании и Сирии».
Сам конфликт в Сирии западными и российским экспертами рассматривается с разных позиций, но доминирующей является мысль, что в основе всего лежат суннитско-шиитские противоречия. Мнение однобокое и несколько примитивное. Сирийский народ восстал не против шиитов, — хотя алавитов, к коим относится и правящий режим, многие ученые вообще не считают мусульманами-шиитами, — он хочет свергнуть тиранию меньшинства против подавляющего большинства. В плоскость межрелигиозного конфликта противоречия в ближневосточных странах в немалой степени переводятся усилиями Ирана. Он делает все, бездумно поддерживая тот же Дамаск, для восприятия шиитов во всем суннитском мире как врагов. Но нет никаких сомнений, что и в Дамаске власть в руки скоро возьмут мусульмане-сунниты. Таковы реалии современного исламского и арабского мира: он уже насытился насильно навязанными «прелестями» капитализма, социализма, прочих форм общественно-политического бытия. Теперь мусульмане хотят вернуться к своим корням.
Естественно, немалая часть дагестанского общества живо интересуется событиями в Египте и Сирии. Победе Мурси радовались многие, но находятся и те, кто утверждает, что «Братья-мусульмане» являются «дефектными» мусульманами и так далее. Эти люди просто не разобрались в сути идущих глобальных перемен, в основе которых лежит феномен исламского ренессанса.
Кстати, именно этим феноменом многие эксперты объясняют и последние действия Москвы в северокавказском регионе и Дагестане. Земляков уже не берут в российскую армию. Хотя официальные представители и пытаются убедить всех, что призыв в республике идет полным ходом, реальность не такова. Нас действительно не берут в армию. Лично я, прекрасно понимая, что собой представляет современная российская армия, абсолютно никакой трагедии из этого не делал и не делаю. Беспокоит другое: перевод факта в очередной раз в плоскость латентного разжигания межэтнической и межконфессиональной вражды. В частности, 14 июня военный прокурор Балтийского флота, полковник юстиции Сергей Ципуштанов заявил, что благодаря некомплектации части флота выходцами из Дагестана число преступлений, связанных с «дедовщиной», в 2012 году снизилось на целых 30%. Проблема может быть рассмотрена и в иной плоскости: в приватной беседе один высокопоставленный генерал недавно заявил мне, что России вполне хватает Аслана Масхадова и Джохара Дудаева, чеченского «джихада» и нынешнего всплеска активности вооруженного подполья в Дагестане, то есть армейское руководство сегодня в каждом земляке-«басурмане» видит потенциального преступника и противника.
Я не делаю никаких обобщающих выводов, но факт, что и в 1943 году в Дагестан поступила устная директива из Центра, что горцев не следует брать в Красную Армию. Может быть, в Кремле снова считают, что в регионе идет полномасштабная война, или нас готовят к ней? Жители Махачкалы уже стали свидетелями прибытия в Дагестан очередных составов с танками, прочей тяжелой военной техникой. Правда, есть мнение, что Москва в преддверии зимней Олимпиады в Сочи просто страхует себя от возможных эксцессов. А кто прав, выяснится в ближайшее время. Нам же только остается надеяться на лучшее…
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=7152