История махачкалинского маяка – это все равно, что история города. Сооружение младше столицы всего лишь на девять лет. Маяк изображен на гербе Махачкалы и стал ее своеобразным символом, но, несмотря на все это, продолжает, как и 146 лет назад, обеспечивать безопасность движения кораблей.
27 метров высота, а над уровнем моря почти 85. Полосатый красно-белый маяк видно из любого уголка Махачкалы. Ночью, благодаря прожектору, а днем – яркой расцветке. Выше маяка в столице лишь телебашня. Построенный в 1866 году, он и сегодня продолжает работать.
Фонарное сооружение находится на самом верху маяка, чтобы увидеть его, необходимо пройти 117 ступеней. Это высота девятиэтажного дома.
Роман Курабеков в шутку признается, что профессия маячника досталась ему по наследству. Начальником махачкалинского маяка был еще его отец, ну а дядя до сих пор работает на таком же объекте в Дербенте.
Диаметр полосатого восьмигранника восемь метров, на площадке хоть и тесновато, зато увидеть город можно с любого ракурса. «В лихие девяностые, — рассказывает Роман, — им с отцом удалось сохранить раритетное сооружение».
Специфика работы маяка проста. Все оборудование включается по расписанию. В восемь вечера – заход, в пять утра – восход. Видимость в хорошую погоду – 24 мили. Аппарат состоит из хрустальных линз и вращается со скоростью пять оборотов в минуту.
Первоначально маяк был красного цвета, затем его перекрасили, после чего он стал полосатым, и оснастили мощной по тем временам аппаратурой. В годы Великой Отечественной восьмигранник работал в военном режиме. В конце прошлого века маяк стал разрушаться, поэтому старинное здание пришлось срочно реконструировать.
Всего на территории республики функционирует пять маяков. И хотя в мире сегодня существуют современные системы навигации, маяки, ставшие историческими памятниками, продолжают помогать кораблям не сбиться с пути.
Источник: http://rgvktv.ru/news/14849