Пришла и говорю: как нынешнему снегу легко лететь с небес в угоду февралю, так мне в угоду вам легко взойти на сцену. Не верьте мне, когда я это говорю. Белла Ахмадулина
Да, не легкие времена переживает сегодня дагестанская эстрада. Стать певцом может каждый, кто хоть как-то умеет обращаться с микрофоном и имеет возможности заказать фонограммы. И вот уже толпы безголосых и бездарных псевдоисполнителей, расталкивая друг друга, устремляются на сцену в надежде получить славу и огромные гонорары.
Кривляние, безвкусица и откровенная профанация царят сегодня на дагестанской эстраде, имеющей некогда прекрасные вокальные традиции. Эти грустные мысли посетили меня после пребывания на нескольких сборных концертах.
От этих размышлений меня отвлекло приглашение народной артистки Дагестана Хадижат Джамалудиновой стать режиссером и ведущей ее ежегодного отчетного концерта. Скажу откровенно, я с огромной радостью согласилась, ведь Хадижат – тот бриллиант, который, как мне кажется, несмотря на полученные ею звания еще не полностью оценен республикой.
Но были и опасения, ведь режиссура может быть одна, а поскольку у Хадижат вторая профессия – режиссер эстрады, то могли возникнуть сложности в нашей дальнейшей работе. Но она меня успокоила, сказав, что в этом деле она только певица.
Хадижат Джамалудинова – на нашей сцене явление уникальное. Мощный и сильный голос певицы сочетается с трудоспособностью, многогранностью и здоровой самокритикой, вот почему работать с ней невероятно интересно и невероятно сложно. Она до самоистязания шлифует каждую песню, терзая себя и всех, кто в этом процессе задействован. Композиции, которые исполняет Хадижат, притягивают и завораживают зрителей тем, что каждая из них – это моноспектакль.
… Итак, началась работа. Определили сверхзадачу концерта-спектакля. Она должна была быть выражена в названии. И возникло название – «Весенняя капель», ведь капель – характерный звон, который издают образующиеся при таянии снега капли воды, падая на землю с крыш домов. А поскольку концерт должен был проходить в один из весенних месяцев ( в апреле), то и выбранное нами название соответствовало задуманной концепции.
Поскольку почти восемьдесят процентов в концерте должны были звучать новые песни, надо было понять, в какой из блоков их поставить. Изучив досконально репертуар, мы сошлись на том, что представление будет строиться из трех блоков – народный, эстрадный и международный. В каждом из блоков зрителей ждали сюрпризы. В народном – исполнение под аккомпанемент пандура ( что является большой редкостью для женского голоса), и несколько песен должны были быть исполнены под собственный аккомпанемент вокалистки – бубен.
Во втором блоке должны были прозвучать несколько песен-посвящений, одна из которых, написанная на стихи жены великого художника ХХ века Халилбека Мусаясула баронессы Мелани фон Нагель-Мусаясул, была посвящена рассказу о тоске художника по родному краю, вторая – достойному сыну своего народа Суракату Асиятилову. В третьем должны были прозвучать песни на арабском, турецком языках и на французском песня из репертуара любимой певицы Хадижат француженки арабского происхождения Далиды.
Работа шла полным ходом, когда мы поняли, что концерт может затянуться часа на четыре. В репертуаре вокалистки огромное количество композиций, но надо было учитывать и регламент концерта (к сожалению, о нем мало кто помнит из устроителей подобных программ), ведь зритель идет на концерт, а не на совместное ночное бдение. Именно из-за ограничения во времени пришлось отказаться от участия в программе многих достойных гостей-исполнителей.
Сделав аранжировки ко всем новым песням, заказав национальный костюм у ведущего модельера республики Веры Агошкиной, решили создать клип к песне Далиды, который бы был фоном во время выступления. Время поджимало, а Халижат начать съемку не соглашалась, поскольку ей казалось, что какие-то французские слова у нее звучат неверно. Уже и педагог по французскому языку стал ее убеждать, что все нормально, а она ни в какую: нет, у Далиды это звучит не так. И наконец — о радость! — она согласилась сниматься.
Рассказываю я об этом потому, что если кто-то считает, что жизнь певца – это только цветы, гонорары и аплодисменты, то он глубоко ошибается. Настоящий вокал – это тяжкий труд, требующий полной самоотдачи и жесточайшей дисциплины. И только тот, кто готов пожертвовать своей личной жизнью, свободным временем и веселым времяпрепровождением, может что-то сделать достойное, не обманывая себя и своего зрителя.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=24746