Ядерная программа Ирана: история и перспективы

После устранения очередного неугодного Западу политического лидера, т. е. Муамара Каддафи, «ревностные хранители демократии» взялись за президента Сирии Башира Асада и президента Ирана Ахмади Нижада. Что конкретно сегодня предъявляют Тегерану? Среди прочих ярлыков повешенных на шею властей Ирана, доминирует тема ядерной программы этой страны. А как всё это начиналось?

Ядерная программа Ирана началась ещё в далёком 1967 году, когда США передали шаху Ирана Мухаммаду Реза Пехлеви атомный реактор мощностью 5 МВт. Подключились к данному процессу также Германия и Франция. В году 1974-м, была создана "Организация по атомной энергии Ирана" которая разработала план строительства 23 ядерных энергоблоков стоимостью более 30 млрд долларов. При строительстве данных объектов Ирану была оказана помощь со стороны США и других стран Запада, которые сегодня ратуют за сворачивание Тегераном атомной программы. Вышеуказанная программа была рассчитана на 25 лет. Ираном были также закуплены 4 атомных реактора во Франции и ФРГ. В 1977 году ФРГ поставила Тегерану ещё 4 реактора, а через год США тоже доставила в Иран очередной реактор. Германия также приступила к строительству АЭС в Бушере. 
В 1979 году в Иране свершилась Исламская революция и иностранцы, участвовавшие в ядерной программе этой страны, выехали за границу. Уехали из страны и многие иранцы, задействованные в данной программе. Через несколько лет после совершения революции, руководство Ирана вернулось к реализации ядерной программы при помощи Китая.
В 1992 году между Россией и Ираном было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии по разным направлениям (промышленность, медицина, сельское хозяйство и т.д.). В 1995 году Россия подписала соглашение о завершении строительства первого блока АЭС в Бушере.
После введения Соединёнными Штатами в том же 1995 году санкций в одностороннем порядке против Ирана и дальнейшего подписания меморандума Альбертом Гором и Виктором Черномырдиным, Россия ослабила сотрудничество с Ираном, заморозила поставки в эту страну военной техники, в том числе 570 танков, 1000 БМП, средств ПВО и запчастей к раннее поставленному вооружению.
Но спустя три года, строительство Бушерской АЭС было продолжено. В 2000 году Москва официально уведомила американскую администрацию об отказе с первого декабря 2000 года от данных в 1995 году обязательств не поставлять в Иран обычные вооружения. В 2001 году Россия возобновила поставку в Иран продукции военно-технического назначения.
В 2002-м году власти Соединенных Штатов, а именно Джордж Буш причислил Иран к так называемой "оси зла", а через год обвинил Тегеран в том, что иранцы ведут работы над созданием ядерного оружия. В конце 2003 года Франция, Германия и Великобритания убедили Иран согласиться на внесение изменений к подписанному раннее Договору о нераспространении ядерного оружия, которые позволят инспекторам МАГАТЭ проверять любой иранский объект. В 2004 году МАГАТЭшники получили доступ к военно-исследовательскому центру Лавизан-Шиян, на котором, по мнению Вашингтона, велась тайная деятельность по созданию ядерного оружия. После проверки, инспекторы МАГАТЭ пришли к выводу, что в данном центре не ведется работа с делящимися материалами.
Переломный момент по отношению к позициям Тегерана был достигнут в том же 2004 году. США удалось настроить против Ирана Великобританию, Францию и Германию, которые ещё в 2003 году выступали против оказания чрезмерного давления Вашингтоном на это государство. С 2004 года Запад единым фронтом начал выступать против Ирана и до начала так называемой арабской весны, процесс оказания политического давления на Тегеран, можно сказать, протекал без особо острой динамики. Россия и Китай играли роль посредников во время переговоров Тегерана и Запада, при этом наша страна оказывала персам реальную помощь по многим направлениям, Запад занимался обвинениями Ирана во всех смертных грехах, Иран парировал выпады Запада и т.д.
Второй переломный момент, как отмечается выше, в данной динамике наступил в 2011 году, с началом дестабилизации в странах Аравии и Северной Африки. Коалиция врагов Тегерана, в которую кроме США и стран Западной Европы входят Израиль, Саудовская Аравия и другие арабские монархии, а также старый противник иранцев — Турция, теперь работают над дестабилизацией внутриполитической ситуации в Сирии, власти которой имеют определённые интересы аналогичные иранским.
Достаточно рельефную и ясную позицию по этому вопросу продолжают выражать Российская Федерация и Китай. Вне всяких сомнений усилия политиков нашей страны и Китая не позволяют интервентам творить в этом государстве беспредел по ливийскому сценарию. Свержение Башира Асада непременно ускорит начало войны с Ираном и поэтому так называемая оппозиция властей Сирии, среди которых множество наёмников из заграницы, получает со всех сторон поддержку и оружием, и всем необходимым от властей Саудовской Аравии, Турции и многих других.
Ещё 21 февраля текущего года закончился срок, отведённый Советом Безопасности ООН для прекращения Ираном ядерной программы. Реакцию Исламской республики можно было предвидеть и, как и следовало ожидать, в Тегеране отказались от выполнения данного требования.
На днях в Стамбуле состоялось очередное обсуждение данного вопроса на встрече представителей Ирана с делегациями шести стран. В ходе переговоров выяснилось, что в целом какие либо определённые изменения в позиции Ирана по данному вопросу не произошли и соответственно всё ещё остаётся открытым вопрос, какую позицию займут те же США и другие государства, которых поразит молния, если они перестанут выполнять жандармские задачи за пределами своих стран.
На встрече так называемая "пятёрка стран + Германия" пыталась убедить Иран на сворачивании ядерной программы. Отмечалось, что обогащение урана, осуществляемое Тегераном, вызывает тревогу у мирового сообщества (вот не знал, что шесть стран это мировое сообщество…). "Мировым сообществом" поднимался также вопрос и об открытии Ираном всех без исключения ядерных объектов для осуществления проверки комиссией Международного агентства по атомной энергии, возглавляемой Юкия Амано. Представитель Ирана при МАГАТЭ Али Аскар Солтание неоднократно делал заявления, что Иранская ядерная программа имеет только мирный характер. На встрече в Турции делегация Ирана повторила то же самое.
Позиции МИД исламской республики Иран всегда отличались своей чрезмерной вязкостью, а выражаясь иначе рутинностью. Приходит на ум одно из правил кунфу — "противопоставь гибкость силе". И на этот раз переговорщики Тегерана в Стамбуле не оплошали, т.е. не изменили своим традициям и оставили рельеф для путей отхода. В турецком раунде переговоров вроде бы Тегеран соглашался с утверждениями оппонентов, но точку поставил министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салихи, который заявил, что определённые уступки со стороны Ирана будут только лишь в случае получения его страной обогащённого урана из заграницы.
В определённой степени война против Ирана уже идёт, нет лишь горячей её (войны) фазы. Собственно боевые действия как таковые могут начаться в любой момент, после скажем месяца июля. Через ОАЭ уже начали прокладывать нефтепровод по суше, в обход Ормузскому проливу. Эмиратовский город Фуджейра, расположенный южнее данного залива, станет новой отправной точкой арабской нефти, если угодно Всевышнему в месяце июле. Соответственно и ужесточение позиций США и их прихвостней по отношению к Тегерану, может произойти после вышеуказанного месяца.
Если проанализировать возможные военные перспективы, то США не имеют достаточных сил для оккупации всей территории Ирана. Как правило, целями первого удара при начале боевых действий являются ядерные объекты, системы ПВО, объекты связи, воинские части и дороги. Возможно даже применение Соединенными Штатами ядерного оружия. И тут возникает множество вопросов: какой мощью обладают иранские ПВО (Иран постоянно совершенствует свои ракетные комплексы), снабжён ли персидский ВМФ мощными палубными ракетными комплексами способными, сбивать высокоскоростные воздушные цели, ответит ли Тегеран на бомбёжку своей территории НАТО ударом по Израилю…
Влиятельная газета "The Guardian" недавно сообщила, что её источники в Министерстве обороны Великобритании выразили мнение, что британские вооружённые силы могут принять участие в боевых действиях на стороне США, в случае возникновения войны с ИРИ (Исламской республикой Иран). Газета также сообщила, что британские военачальники проводят учебные манёвры своих военных кораблей и подводных лодок, используя как базу остров Диего Гарсия, расположенный в Индийском океане. Запущенный американскими и израильскими спецслужбами вирус "Stuxnet" не смог сорвать Иранскую ядерную программу, хотя ради устранения его последствий компьютерным асам ИРИ пришлось потерять много времени.
Необходимо также отметить, у США не получилось задушить Иран экономическими санкциями, что осложняет для неё и её союзников задачу свержения с власти неугодного для них Ахмади Нижада. В то время как Китай и Япония по прежнему выражают готовность покупать иранскую нефть, Иран не будет сброшен в пропасть американским экономическим давлением. Конгресс США, которому не терпится ввести санкции по отношению к Центробанку Ирана, топчется на месте.
Санкции, введенные Администрацией Барака Обамы, конечно же, нанесли определённый ущерб экономике Ирана, но они не имели пагубных последствий, во вторых они создали феномен сплочения граждан Ирана вокруг своего флага. В процессе использования данных санкций в пользу Ирана принял участие также духовный лидер этого государства Хаменеи, который во время публичных выступлений прокомментировал неэффективность экономических санкций и представил их, как слабость США.
Американские ястребы, т.е. сторонники начала войны против персидского государства, согласились с мнением Хаменеи, т.к. они тоже считают, что не имевшие должного эффекта экономические санкции, являются выражением слабости Соединенных Штатов и призвали Белый Дом перейти от войны экономической к войне с применением оружия.
Наше государство недавно предложило вариант выхода из политического тупика, представив "план Лаврова", согласно которому некоторые санкции направленные против ИРИ должны быть заморожены в обмен на увеличение иранского сотрудничества с инспекторами МАГАТЭ. Предложение МИДа России в Тегеране назвали жестом доброй воли. Иран приветствует усилия России по переводу противоборства сторон за стол переговоров. Министр иностранных дел ИРИ господин Али Салехи в интервью информационному агентству IRNA заявил, что Иран готов к переговорам с Соединенными Штатами на равных условиях и без предварительных условий. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *