Молодые люди, которые приобщились к религии, приобщились к хорошим поступкам, часто задают такой вопрос: «Как же сделать своё сердце утончённым? Как сделать его более чувствительным?» Т. е. речь идёт о чёрствости сердца, «толстокожести». Это очень важный вопрос. И люди, что задают этот вопрос, радуют тем, что обнаружили эту болезнь у себя и хотят бороться с ней.
Тогда как большинство мусульман, которые только знают, что они мусульмане, ещё не обнаружили у себя этот порок. Они просто этнически себя к мусульманам относят и страдают этой болезнью, сами того не зная. И вопросов подобных, конечно же, у них не возникнет.
Когда ты обнаруживаешь эту болезнь у себя — это очень хорошо. Это значит, что ты на истинном пути, ты обнаружил ту преграду, которая препятствует твоему приближению к Всевышнему Аллагьу и поклонению Ему. Те люди, что не обнаружили болезнь, и лечения не ищут.
Лекарство, которое переводит мусульманина из состояния забвения в состояние поминания Всевышнего, ощущения взора Всевышнего Аллагьа за собой. Это называется халят аш-шухуд — состояние, в котором человек обнаруживает, что сердце у него стало утончённым, чувствительным. Для этого единственное лекарство — систематическое поминание Всевышнего Аллагьа, не только просто поминать, а проявлять усердие в этом, используя вирд.
Что же такое вирд? Вирд — это слово, которое имеет основание из Корана и хадисов, из жизни Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников. Смысл этого слова таков: систематическое соблюдение определённых видов, форм поминания Всевышнего Аллагьа, которые ты стараешься ни в коем случае не пропускать и ради Всевышнего соблюдать. Поминание Всевышнего только таким образом может избавить сердца от того наслоения, которое в Коране названо "ар-ран".Сердца наши ржавеют, как ржавеет металл. Со временем, когда мы заполняем наши сердца мыслями о мирском или же когда мы совершаем грехи, сердце покрывается слоем, который назван в Коране словом "ар-ран". Он делает сердце чёрствым, и человек уже очень слабо чувствует наставление проповедников, очень слабо влияют на него мысли о смерти и т. д. И таким образом, это становится причиной его отдаления от Всевышнего Аллагьа.
Большинство из мусульман находятся в подобном состоянии. Религия для них — это традиция, если они молятся, то только физически — совершая поясные и земные поклоны, завершая молитву они также возвращаются к мирской суете. Если наступит пост месяца рамадан, то они постятся, только лишь телом пройдя через голод и жажду, при этом их души переживают совсем другое состояние. И также во время хаджа, мы знаем, сколько разных намерений тянет туда людей. И мало тех, которые, соблюдая эту религию, вникают не только в её форму, но и в её содержание.
Содержанием, духом поклонения, конечно же, является ихсан — ощущение видения Всевышнего Аллагьа, то, что мы называем смиренностью во время исполнения тех или иных предписаний Аллагьа. Усердное поминание Всевышнего приводит нас в то состояние, в котором мы становимся не форменными, а истинными мусульманами, которые проходят через внутренние ощущения, через смиренность, когда они поклоняются Аллагьу, да и вообще — когда совершают обыденные дела, всегда ощущают взор Всевышнего Аллагьа.
Когда человек поминает Аллагьа усердно, он старается не упустить время и ни в коем случае не откладывать и своевременно выполнять долг поминания Всевышнего, посредством которого старается приблизиться к Аллагьу, познать Его.
Если бы мы хорошо понимали суть аятов Корана, в которых Всевышний говорит, что уверовавшие — это те, кто усердно, систематически поминает Аллагьа по ночам и на рассвете (смысл): "Они мало из ночи спят и при рассвете просят прощение у Всевышнего".
И вирд, который даёт наставник, обычно состоит из истигъфара (просьба о прощении грехов), зикра — поминания Аллагьа и салавата (прославление Пророка (мир ему и благословение)). По этому поводу Посланник Аллагьа (мир ему и благословение) говорит: "Воистину, я ощущаю слой на своём сердце и обращаюсь к Аллагьу с просьбой простить мои грехи в течение дня 70 раз".
Если Посланник Аллагьа (мир ему и благословение) говорит так о себе, что остаётся нам? В хадисе, приводимом Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллагь), говорится, что Посланник Аллагьа (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижникам, сказал: "Обновляйте свою веру!" Сподвижники спросили: "О, Посланник Аллагьа (мир ему и благословение), как же нам обновить веру?" Он сказал: "Вы чаще говорите слова "ла илягьа илляллагь" (Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллагьа.) (Ахмад).
Значит, нашей вере свойственно ослабление. Потому что человек в этой жизни сталкивается с множеством вещей, которые ослабляют его веру. А для её укрепления надо чаще говорить "ла илягьа илляллагь".
Великие имамы призывают тех людей, кто систематически совершает какое-то богослужение (вирд), чтобы они его возмещали, если пропустят. Имам ан-Навави говорит: "Если человек занимается поклонением Всевышнему посредством поминания (зикр) днём или ночью и если он его упускает, то очень желательно возместить".
Второй праведный халиф Умар бин аль-Хаттаб (да будет Аллагь доволен им) говорит: "Тот человек, который проспал свой вирд или часть из него, потом исполнил его между утренней и полуденной молитвами, то ему будет записано это, как будто бы он совершил его ночью".
Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) проявляли особое усердие в поминании Всевышнего Аллагьа и применяли особые средства. Однажды, заходя в дом, Посланник Аллагьа (мир ему и благословение) увидел, что его жена Сафия поставила перед собой четыре тысячи семян и поминает посредством них Аллагьа. Тогда Посланник Аллагьа (мир ему и благословение) восхвалил её рвение и стремление, одобрил её поступок и даже подсказал некоторые слова, чтобы она продолжала поминание Аллагьа.
Также от одного из великих сподвижников Абу Дарда (да будет доволен им Аллагь) приводятся достоверные сведения о том, что у него был особый мешочек, в котором он держал косточки фиников сорта "аджва", посредством них он поминал Всевышнего после утреннего намаза.
Приводятся также сведения о том, что у сподвижника Сада были особые круглые камешки, на которых он так же поминал Аллагьа. Ещё достоверно приводится, что у Абу Хурайры (да будет доволен им Аллагь) была нить с тысячами узлов, на которых он также исполнял свой долг — поминание Всевышнего.
Это всё говорит о том, что эти люди считали себя нуждающимися в излечивании своих сердец поминанием Всевышнего и прославлением Посланника Аллагьа (мир ему и благословение).
В число слов, которые укрепляют, утончают сердца уверовавших, приближают к довольству Аллагьа входит прославление Посланника Аллагьа (мир ему и благословение) — салават. Ибо Всевышний Аллагь в Коране говорит (смысл): "Воистину, Аллагь и Его ангелы прославляют пророка и вы, о те, которые уверовали, прославляйте его".
Что же такое салават? Это обращение к Всевышнему Аллагьу с мольбой возвышения Посланника Аллагьа (мир ему и благословение) в степени, в положении перед Ним. Многие из хадисов Посланника Аллагьа (мир ему и благословение) указывают на особое вознаграждение, которое даётся за чтение салавата. Но важно следующее.
Абдуррахман бин Авф говорит: "Посланник Аллагьа (мир ему и благословение) вышел, и я последовал за ним, он направился в сторону пальмового сада, приступил к молитве и очень долго задержался в земном поклоне, что меня насторожило, и я начал беспокоиться: вдруг что-то стало с Посланником Аллагьа (мир ему и благословение). После молитвы,увидев мою настороженность, он сказал мне: "Что с тобой, о, Абдуррахман?" Я сказал: "О, Посланник Аллагьа (мир ему и благословение), когда ты долго задержался в земном поклоне, я испугался". И тогда он сказал: "Ко мне пришёл Джабраил (мир ему) и сказал: "Обрадовать ли тебя доброй вестью? Всевышний Аллагь говорит: "Того, кто прославит салаватом Моего Посланника (мир ему и благословение), Я прославлю, того, кто поприветствует Моего Посланника (мир ему и благословение), Я поприветствую" (Насаи, Ибн Хиббан). Наверное, для того, чтобы убедиться в необходимости частого прославления Посланника Аллагьа (мир ему и благословение), одного этого хадиса было бы достаточно.
Еще Посланник Аллагьа (мир ему и благословление) сказал: "Приблизился Судный час, поминайте Всевышнего Аллагьа". В это время один из присутствующих спросил: "О, Посланник Аллагьа (мир ему и благословление)! Я прославляю тебя очень часто, сколько мне это делать?" Пророк (мир ему и благословление) ответил: "Сколько тебе угодно". Он сказал: "Тогда я буду четверть всего моего времени прославлять тебя". На что Посланник Аллагьа (мир ему и благословление) ответил: "Прославляй, сколько хочешь, чем больше будешь прославлять, тем больше будет благо для тебя". И этот сподвижник сказал: "О, Посланник Аллагьа (мир ему и благословление)! Я всё своё время буду проводить, прославляя тебя". Тогда Пророк (мир ему и благословление) изрёк: "Этим тебя Аллагь избавит от невзгод, переживаний и простит твои грехи".
Иногда мы слышим и такие фразы: "Разве Посланник Аллагьа (мир ему и благословление) нуждается в том, чтобы мы очень часто прославляли его? Ведь он прославлен Всевышним, он на своём заслуженном уровне, независимо от того, прославляем мы его или нет?" Дело в том, что Посланник Аллагьа (мир ему и благословление) — это тот посредник, посредством которого до нас дошёл Коран, религия Ислам, мы познали единобожие и стали поклоняться единому Аллагьу, посредством которого мы приобретаем спасение и в этом мире, и в вечной жизни. Всевышний Аллагь учит нас, чтобы мы были благодарными людьми, и у каждого мусульманина есть долг пред Посланником Аллагьа (мир ему и благословление). Прославляя его, мы отдаём должное Посланнику Аллагьа (мир ему и благословление), который нас спас от заблуждения. Есть сведения, что в любом случае, какой бы раб Всевышнего не прославил Посланника Аллагьа (мир ему и благословление), ему об это становится известно, и он довольствуется этим.
Давайте мы вспомним аят Корана, в котором Всевышний Аллагь говорит (смысл): "Твой господь предписал тебе поклоняться только Ему и оказывать добро своим родителям, ты скажи: о Аллагь, прояви милосердие к моим родителям, как они проявили своё милосердие ко мне". Вы думаете, родители за то милосердие, что оказали своим детям, за те тяготы, что испытала мать, не получат вознаграждения у Аллагьа независимо от того, попросит их дитя у Аллагьа милосердие для них или нет. Независимо от этого, они получают свою награду, за всё то, что они делают детям. Но Всевышний Аллагь всё-таки призывает детей, чтобы они просили у Него милосердия для своих родителей, ибо это долг детей перед родителями. Прославление Посланника Аллагьа (мир ему и благословление) — также долг каждого мусульманина. Всякий раз, когда мы поминаем Посланника Аллагьа (мир ему и благословление), должны прославлять его словами "салляллагьу алайгьи васаллам".
В заключение хотелось бы ещё раз напомнить, что без систематического поминания мы ничего не добьёмся, а для этого нужно каждый день выделять особое время для поминания Всевышнего Аллагьа.
Вопрос — ответ
В данной рубрике приводятся вопросы и ответы, которые прозвучали в разные годы на меджлисах алимов. Имена некоторых алимов, отвечавших на вопросы сохранены, чтобы благодаря нашему доброму поминанию и мольбе они получили вознаграждение Аллагьа.
Вопрос: Можно ли играть в шашки, нарды?
— Пророк (с.т.гI.в.) в достоверном изречении объявил азартные игры на деньги недозволенным времяпрепровождением.
Шейх Саид-Апанди ответил на некоторые тарикатские вопросы
— Обязательно ли делать искъат по умершему?
— Искъат — это исламская традиция, дошедшая до нас от самого Пророка (с.т.гI.в.) и соблюдение его является очень желательным.
— Можно ли делать зиярат на могилы шейхов, которые упоминаются в силсилате?
— Можно и нужно. Я слышал, что на зиярат Сайфуллагь-кади лучше отправляться через 3 месяца, если не получается, то хотя бы раз в полгода. Что касается женщин, то для них лучше ибадат, совершаемый дома.
— Как быстрее продвигаться по тарикатским ступеням?
— Вступивший в тарикат, должен иметь только одно намерение — довольствие и приближение к Аллагьу, поэтому не заблуждайтесь, стремясь к высоким ступеням. Это не самоцель для мурида.
— Можно ли поступить на обучение исламским наукам без разрешения шейха?
— Можно, но если получишь благословение шейха, то на этом трудном пути тебе будет сопутствовать его баракат.
— Иногда вирд исполнять не получается в отведенное время или удается делать только его часть, можно ли его восполнить потом?
— Можно, в шазилийском тарикате обязательным является исполнение только по 100 раз выше этого делать желательно, а если упустили, то восполняйте. Главное, чтобы вы делали это искренне и с желанием, тогда Аллагь воспримет исполненным даже то, что вы нечаянно упустили.