… И К РОДИТЕЛЯМ — БЛАГОДЕЯНИЕ

Всевышний Аллагь сказал в суре «Исраъ»: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу и не кричи на них, а говори им слово благородное» (аят 23

 Всевышний Аллагь повелевает своим рабам поклоняться Ему одному и не придавать Ему никого в сотоварищи. Слово "решил" здесь — в значении повеления, и поэтому Всевышний и Всемогущий Аллагь связывает поклонение с добрым отношением к родителям. Аллагь, хвала Ему, сказал: "И к родителям — благодеяние", т.е. Он повелевает проявлять благодеяние по отношению к родителям. Аллагь предписывает поклонение Себе и доброе отношение к родителям. Это поклонение только одному Аллагьу и только Ему, потому что Он — Господь людей, Царь людей, Бог людей. И поклонение — это одна из важнейших обязанностей перед Аллагьом, ради которой посылались пророки и посланники, мир им. Всевышний Аллагь сказал в суре "Рассеивающие": "Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись. Я не желаю от них никакого надела и не желаю, чтобы они Меня кормили" (аяты 56-57).
Последовательность повелений Аллагьа определяет степень их важности. Аллагь связывает поклонение с добрым отношением к родителям, потому что мы им многим обязаны. Затем, после повеления проявлять благодеяние к родителям, Всевышний Аллагь раз’ясняет другие стороны этого вопроса, имеющие огромное значение. Это благодеяние дополняется и украшается отсутствием раздражения к родителям, проявляющимся в словах и поступках, когда они оба или один из них достигнет преклонного возраста.
"Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу!" — т.е. не говори им плохих слов, даже "тьфу", которое является наименее плохим словом. И запрещение говорить "тьфу" указывает на запрещение причинения и всех остальных видов неприятностей, что доказывается словами: "И не кричи на них" (аят), т.е. не проявляй грубости по отношению к ним и не кричи на них, если они делают то, что тебе не нравится. Под запрещением имеется ввиду, во-первых, абсолютное запрещение любого проявления раздражения к ним и, во-вторых, запрещение такого противоречия в словах, как пререкание и пренебрежение. И когда Всевышний Аллагь запретил произносить грубые слова в адрес родителей и грубое отношение к ним, Он повелел говорить им только хорошее и относиться к ним подобающе. Аллагь сказал: "Говори им слово благородное" (аят), т.е. слово доброе, прекрасное, нежное, с уважением, вежливостью и почитанием. "И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия" (аят), т.е. будь мягок с ними, будь смиренным из огромного милосердия к ним и будь покорным им на деле. Заключением всех этих величайших повелений является приказ отвечать родителям благодарностью на их прежние заслуги перед своими детьми. И говори: "Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким" (аят), т.е. помилуй их в их старости и после кончины. Ибн-Аббас, да будет доволен им Аллагь, сказал: "Затем Всевышний Аллагь ниспослал: "Не следует пророку и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожнков, хотя бы они были родственниками, после того как стало ясно для них, что они — обитатели огня" (сура "Покаяние" — аят 113). Одним из величайших плодов и результатов правильного воспитания является то, что дети просят милостыню у Аллагьа для своих родителей. Праведный сын — продолжение своего отца и его лучшее приобретение в жизни. В хадисе говорится: "Когда человек умирает, то его дела прерываются, но остаются три: праведный сын, который просит за него у Аллагьа; знание, которым пользуются люди; и садака джария". Хадис рассказал Муслим со слов Абу-Хурайра, да будет доволен ими Аллагь.
Посланник Аллагьа (с.а.с.) предостерегал от непочтительного отношения к родителям: "Аллагь откладывает наказание за все грехи, которые пожелает, до Судного дня, кроме непочитания родителей. Воистину, Аллагь наказывает совершившего этот грех в этом мире прежде его смерти". Хадис сахих передал Аль-Хаким.
Этот же хадис приводит в своей книге Аль-Кабаир" (великие грехи) Имам Аль-Захаби. Праведный сын (дочь), который просит у Аллагьа милости и прощения для своих родителей, поднимает их по ступеням рая. И когда спросят о причине этого, то им ответят, что это по причине дуа (молитвы) их детей и просьб о милости для них.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *