В пятницу, 20 апреля, в Москве в зале заседаний Совета Федерации состоялось совместное заседание Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по местному самоуправлению и Общероссийского Конгресса муниципальных образований на тему «Многообразие муниципальной жизни в регионах России: законодательство, теория, практика».
Как сообщает секретариат Председателя Правительства РД, совместное заседание было проведено под руководством Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. В его работе приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, члены Совета Федерации, руководители и представители российских регионов, главы муниципальных образований.
От Республики Дагестан в заседании принял участие Председатель Правительства РД Магомед Абдулаев. В своем докладе премьер-министр обратил внимание присутствующих на ряд важных аспектов в теории и практике развития местного самоуправления в нашей стране и Республике Дагестан. В частности, он отметил: «Становление института местной власти в стране проходило в условиях формационных перемен, реформирования всего уклада жизни, глубоких сдвигов в социальной психологии и общественном сознании. С этим были связаны деформации и перекосы в формировании местного самоуправления, развитие местничества, возникновение противоречий с органами власти другого уровня. Одни требовали свести функции местной власти к минимуму, другие, наоборот, сделать ее фундаментом всей политической надстройки.
Возникла проблема управляемости, соподчинения местной власти государственной, утраты контроля над деятельностью муниципалитетов, выхода их за рамки своих полномочий в условиях несовершенства существующего законодательства.
С этим связан вопрос о принципах организации деятельности органов местного самоуправления. Здесь важно учесть и российский, и зарубежный опыт. Там, где местное самоуправление развивается наиболее успешно, оно организовано на принципах самодостаточности и саморазвития.
У местных органов власти должна появиться возможность рационально управлять своими ресурсами, обеспечивающая повышение качества жизни и создание стимулов к саморазвитию и самореализации.
Необходимо, чтобы федеральное и региональное законодательства обеспечивали доходные источники, самостоятельность и ответственность муниципальной власти по возложенным на нее обязательствам, а также права граждан, сопряженные с полномочиями местной власти, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации.
Вместе с этим возникает общий методологический вопрос: возможно ли в сегодняшних экономических условиях нашей страны перераспределить доходные, налоговые источники в пользу местных бюджетов, чтобы обеспечить их самодостаточность? Ведь есть высокодоходные территории, где сконцентрированы основные финансовые и производственные или сырьевые ресурсы страны, но есть и депрессивные регионы и территории.
Что можно сделать, не допуская чрезмерного ослабления вышестоящих уровней бюджета, чтобы усилить местный бюджет и самофинансирование местного самоуправления?
В связи с этим можно было бы передать на местный уровень налог на доходы физических лиц — 100%, налоги на имущество юридических лиц — не менее 50%, а может быть, и 100% в особых условиях, дополнительно к существующим налогам, отнесенным к местному уровню (налог по упрощенной системе, единый налог на вмененный доход, земельный налог, налог на имущество физических лиц).
В необходимых случаях, чтобы обеспечить сбалансированность местного бюджета, можно было бы отчислять туда и часть налога на прибыль.
К примеру, махачкалинцы во все уровни бюджета в 2011 году уплатили около 15,6 млрд рублей налогов.
И при этом столица Дагестана не может самостоятельно планировать развитие своей территории. За последние 20 лет население города удвоилось и составляет 712 тысяч человек.
Городу не хватает 18 тысяч ученических мест, в детские сады на очереди стоят 22 тысячи детей. Избранный Президент РФ Владимир Владимирович Путин поставил задачу решить к 2014 году вопрос с обеспеченностью населения дошкольными образовательными учреждениями. Как решить эту проблему? Ведь ежегодно надо строить несколько школ и детских садов общей стоимостью примерно один млрд. рублей, пока ситуация не стала критической.
Город обращается во все уровни с просьбой включить его социальные объекты в программы социально-экономического развития. Отсюда напрашивается идея децентрализации, предложенная Президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым. И все это надо связать с механизмами стимулирования органов самоуправления.
Следующий важный вопрос – это стимулирование развития экономики, создание благоприятного инвестиционного климата. На местном уровне для решения этой задачи также требуются ресурсы.
Речь идет о формировании инвестиционных площадок. Для этого необходимо на выделенных земельных участках разместить инфраструктуру и подготовить проектную документацию.
Город Махачкала выделяет более 10 территорий для инвестиционных площадок, однако вопрос упирается в финансирование указанных выше работ. Отсюда следует, что муниципалитеты должны иметь «бюджеты развития», чтобы предлагать готовые, привлекательные площадки для потенциальных инвесторов.
«Бюджет развития» необходим также для поддержки инноваций, поощрения малого и среднего бизнеса. Он станет ядром инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и инноваций.
Хотелось бы обратить внимание коллег еще на некоторые важные аспекты.
Первый. Как уже было сказано, сегодня существует острейшая проблема быстрорастущих городов, как столица Дагестана. В этих случаях на местном и региональном уровнях не удается удовлетворительно решить проблему развития инженерной и социальной инфраструктуры. Помощь оказывается и на федеральном уровне.
Однако этого недостаточно. Здесь нужен нетрадиционный, нелинейный подход программирования и финансирования развития территории. Необходимо динамику объема износа и дефицита инженерной и социальной инфраструктуры перекрывать объемами нового строительства.
Второй. На мой взгляд, статус крупных городских агломератов (500 тыс. человек и выше) необходимо поднять и отличить по закону от статуса поселений, муниципальных районов и городских округов. Надо расширить их публичные функции (по примеру крупных городов в зарубежных странах), вернуть органы социальной защиты, здравоохранения, занятости населения. Учет особых категорий населения должен быть у местной власти, наиболее близкой к людям.
Третий. Мы переходим к электронному формату по всем видам услуг и взаимодействия между ведомствами и организациями. Вместе с этим социальные структуры усложняются, и необходимо модернизировать методы управления ими.
Настало время управлять скорее параметрами, а не людьми и процессами. Достижение определенных параметров (показателей) ложится в основу оценки эффективности деятельности органов управления.
В связи с этим для усиления взаимной ответственности и расширения демократии местным органам власти (через представительный орган, а также местный референдум) необходимо предоставить право на вынесение оценки эффективности деятельности государственных органов и служб, осуществляющих функции на соответствующей территории.
Это приведет не к ограничению властных функций госорганов, а усилит контроль со стороны населения, чтобы они исполняли свои обязанности, а не превращались в закрытые структуры.
И последний. В Республике Дагестан существуют депрессивные территории, в основном это горные районы. Сейчас там происходит вымывание населения, сокращение сферы экономической деятельности.
Основные причины: ограниченность ресурсов (вода, газ), слабая инфраструктура (плохие дороги, труднодоступность, рост накладных расходов при поставках на рынок местной продукции, как следствие – слабая конкурентоспособность). На мой взгляд, надо выработать общую государственную политику содействия таким территориям.
Всякие предложения разумны, если общие экономические условия и возможности государства позволяют их учесть. Руководство страны перед всеми нами поставило большие, но выполнимые задачи по поднятию уровня жизни населения. Органы власти совместно с населением в состоянии их решить.
В заключение хочу выразить благодарность руководству Совета Федерации и Общероссийского Конгресса муниципальных образований за предоставленную возможность участия в работе сегодняшнего заседания.
Источник: http://www.mkala.ru/news/administration/2012/04/24/news_1392.html