Художественную премию в области современного искусства «Инновация» начали присуждать в 2005 году. До 2011-го конкурс этот проходил спокойно и ровно – с наградами уходили приличные и достойные художники и кураторы, но вдруг неожиданно для всех в шорт-лист включили арт-группу «Война», достойную, но уж, конечно, неприличную.
История с провокационной "Войной", в итоге и унесшей "Инновацию" за "Х*й в плену у ФСБ" в 2011 году, повлияла вольно или невольно на всех ее участников. Анархистов, явно мало заботившихся о данной премии, включили в определенную, чуждую им, систему. Обычным людям объяснили, что огромный фаллос на мосту есть не что иное как искусство; они, в свою очередь, еще запомнили, что "Инновация" – это такая премия, которую когда-то вручили за "Х*й". В глазах арт-сообщества престиж "Инновации" вырос.
Открыть фотогалерею с выставки работ номинантов на премию "Инновация"
Минкульту же, одному из учредителей премии, пришлось оправдываться и всячески от этой неприятности открещиваться – в министерстве заявили, что акция "Войны" отвратительна и омерзительна и деньги на премию из бюджета не выделялись. В целом было понятно сразу, что перед властями нужно оправдаться – продолжать в столь неприличном духе нельзя, иначе можно ненароком вообще остаться без денег.
Градус политизированности и ненормативности начал резко снижаться – и в этом году "Инновация" вернулась к своему обычном состоянию. Тут, конечно, стоит признать, что ничего настолько умного, провокационного, равного по уровню "Войне" в 2011 году создать не получилось. Но и представить, что организаторы госпремии вновь пустились бы во все тяжкие можно с большим трудом. Если честно, то и стимула не было: в прошлом году все понимали, что номинация "Войны" – это еще и поддержка художников, которым грозила тюрьма за "Дворцовый переворот".
В 2012 году все сложилось пристойно, но это отнюдь не означает, что уровень художников и работ, номинированных и выигравших 3 апреля "Инновацию-2011", стоит считать низким. Наоборот, они более чем достойны и практически никаких претензий предъявить ни организаторам, ни жюри нельзя – их решения вызывают мало вопросов.
Во вторник вечером в Центре дизайна Artplay прошла торжественная церемония награждения победителей седьмой "Инновации", на которой было объявлено, что премия в главной номинации "Произведение визуального искусства" ушла Александру Бродскому и его проекту "Цистерна", что было отчасти предсказуемо. "Цистерна" – один из самых ярких и интересных проектов 4-й Московской биеннале современного искусства, расположившийся в галерее-коллекторе на Микояновском мясокомбинатае. Для своего проекта художник развесил в коллекторе лайт-боксы и белые занавески, которые колыхались; незамысловатые конструкции напоминали светлые окна в темном царстве пустоты и создавали необычную психоделическую атмосферу, необходимую просто для того чтобы остановиться и подумать.
Проект Бродского, лауреата премии Кандинского, участника зарубежных выставок и одного из самых влиятельных лиц в российском искусстве (по версии "Артхроники"), удостоился отличных откликов критики; его, например, очень высоко оценил, Григорий Ревзин. ГЦСИ называет проект Бродского попыткой "выразить и вызвать благоговение перед Большим Городом с его тайными пространствами и бесконечно исчезающим духом".
Столичная биеннале подарила не единственного лауреата – в номинации "Новая генерация" премию получила молодая художница из Дагестана Таус Махачева, которая в рамках основного биеннального проекта "Переписывая миры" показывала мультимедийную инсталляцию про стритрейсеров "Быстрые и неистовые". Приз в другой важной категории "Кураторский проект" ушел к Виктору Мизиано, одному из ведущих российских кураторов, уже побеждавшему в конкурсе "Инновация" в 2006 году. В этот раз жюри оценили его выставку "Невозможное сообщество", посвященную коммуникациям и различным формам социального взаимодействия. Мизиано выбрал более тридцати российских и зарубежных авторов, которые посредством своих проектов поднимали достаточно актуальную сейчас тему "подлинного" общения.
"Инновация" в этом году вручалась еще в двух основных номинациях – в "Региональном проекте" премия досталась калининградскому проекту "Анклав", который задумали четыре куратора – Ева Гожондек, Стах Шабловски, Ирина Чеснокова, Евгений Уманский). Проект представлял собой художественное исследование как города Калининграда, так и самого понятия "анклав". Премия же в категории "Теория. Критика. Искусствознание" отправилась в Санкт-Петербург – ее получил искусствовед Андрей Фоменко за книгу "Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства".
Уже до официального вручения премии было известно, что среди лауреатов – Зураб Церетели, награжденный за поддержку современного искусства, и дуэт художников-концептуалистов Игорь Макаревич и Елена Елагина. Жюри отметило их "За творческий вклад в развитие современного искусства" и наградило 600 тысячами рублями.
Самым же приятным и отчасти закономерным в этом году стоит считать удвоение призового фонда, на который скинулись спонсоры – в ГЦСИ подчеркивали, что бюджетных средств не прибавилось, зато активизировались благотворительные организации, собравшие в итоге три миллиона рублей. Из них 800 тысяч отдали Бродскому, Мизиано и Фоменко – по 500, "Анклаву" – 400, а "Новой генерации" – 200 тысяч рублей.
И хотя сама идея благотворительных пожертвований "Войне" или, не дай бог, каким-нибудь Pussy Riot, Минкульту показалась бы кощунственной, большей дерзости премии в области современного искусства не помешало бы.