Естественный прирост безработных на Северном Кавказе становится главной экономической проблемой региона
Республики Северного Кавказа могут стать чуть ли не единственным стабильным источником рабочей силы для нашей страны. Итоги последней Всероссийской переписи населения наглядно показывают, что на фоне общего сокращения населения в 2000 годы численность жителей наименее урбанизированных территорий Северо-Кавказского федерального округа стабильно росла. Об этом в понедельник, 2 апреля, заявил в Махачкале руководитель Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Александр Суринов.
По сравнению с 2002 годом, когда проводилась предыдущая перепись, число жителей Северного Кавказа увеличилось на 5,5,% и составило 9,4 млн человек. «Рост численности населения произошел во всех республиках, за исключением Кабардино-Балкарии и Ингушетии», — отметил Суринов. Незначительное сокращение числа жителей этих двух республик, по его словам, связано исключительно с «превышением миграционных потоков над естественным приростом», то есть с переездом значительного количества граждан в другие регионы. В целом же рождаемость в северокавказских республиках остается завидно высокой.
По данным Росстата, в среднем по округу на каждую тысячу женщин приходится 1766 рожденных детей, тогда как для всей России этот показатель не превышает 1469. «В регионах Северо-Кавказского федерального округа традиционно самый большой в стране средний размер домохозяйств, для них характерно наличие многодетных семей», — ссылаются статистики на «национальные особенности» местных народов. Средний размер российской семьи не превышает трех человек. На Северном Кавказе средним показателем является семья из четырех человек. Треть населения живет в домохозяйствах с пятью и более членами семьи. Каждая пятая семья (21%) на Кавказе считается многодетной. Если же брать всю Россию, то семей, в которых воспитывается больше двух детей, не более 6%.
Статистики отмечают и тот факт, что сегодняшнее население Северного Кавказа в сравнении с остальной страной довольно молодо. Средний возраст жителей многих республик СКФО лишь приближается к 30 годам, тогда как средний возраст по стране грозит перевалить за 40. «Мы остаемся одним из немногих регионов, где сохраняется естественный прирост населения. Это позволяет говорить нам, что люди в целом живут неплохо», — не без гордости заявил на встрече с руководителем Росстата президент Дагестана Магомедсалам Магомедов.
Однако стабильно высокая рождаемость и большая доля молодежи в структуре населения – в сегодняшней России предмет не только для гордости, но и для беспокойства. Экономическая активность населения СКФО, констатируют статистики, остается ниже, чем в среднем по стране. По словам Александра Суринова, доля экономически неактивного населения – не занятого и не ищущего работу — в Карачаево-Черкесии и Дагестане, например, превышает третью часть граждан в возрасте от 15 до 64 лет (34,7 и 34,9% соответственно). Значительно выше среднероссийской остается и в СКФО безработица. Число безработных в республиках Северного Кавказа составляет порядка 18%. В России этот показатель не превышает 6,5%.
И на эту проблему экономисты и демографы обращают внимание уже давно, в том числе и предупреждая о том, что следствием такого «разрыва» между количеством рабочих рук и спросом на них может быть всплеск радикализма. «С одной стороны, на Северном Кавказе имеется огромный трудовой ресурс, с другой – маленьким республикам его просто некуда применить», — прокомментировал «МН» данные Росстата генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Сельское хозяйство в горной местности, по его словам, «много народа потребить не может». «Поэтому классические формы утилизации трудового ресурса здесь не работают. А промышленность еще только нужно создавать. Потребуются вложения огромные и опережающие», — считает Журавлев.
Но даже если на Кавказе будет воссоздана промышленная инфраструктура времен СССР, для «утилизации» избыточных трудовых ресурсов этого не хватит: по подсчетам дагестанских экспертов, только эта республика дает около 30 000 пар «лишних» рабочих рук в год. Власти округа работают над программами организованного экспорта трудовых ресурсов в другие регионы России – по согласованию с принимающими субъектами федерации, главным образом, на Урале. Но местные жители пока относятся к этой идее без энтузиазма – особенно там, где столкнулись с депортациями в сталинские годы. В то же время, к примеру, стихийная трудовая миграция в нефтегазоносные регионы Севера и Сибири приводит к появлению целых северокавказских кварталов в городах типа Сургута.
Полностью за счет миграции в другие регионы страны решить проблемы с трудоустройством сотен тысяч молодых кавказцев все равно не удастся. Уровень образования жителей северокавказских республик, убежден Дмитрий Журавлев, просто не позволяет им найти нормальную работу в более экономически развитых областях. И результаты Всероссийской переписи 2010 года этот тезис подтверждают. По данным Росстата, из каждой тысячи жителей в Ингушетии и Чечне, например, более 30 человек не имеют даже начального образования.