Супердизель на тракторомобиль. Новые разработки завода «Дагдизель».

В преддверии IX Межрегиональной выставки «Деловой Дагестан-2012» мы встретились с коммерческим директором завода «Дагдизель» Нажмутдином Шейховым. Выбор не случаен, ведь экспозиция завода «Дагдизель» на выставке едва ли не самая интересная. Здесь и строительное оборудование, и гидравлическое оборудование, и сельхозтехника. Кстати, изюминка экспозиции «Дагдизель» будет связана именно с последней: завод разработал уникальный дизельный двигатель на не менее уникальное транспортное средство для сельского хозяйства, которое трудно назвать автомобилем, но еще труднее назвать трактором. Но обо всем по порядку.

— «Дагдизель» – это прежде всего оборонка? Или что-нибудь изменилось?

— Конечно, мы – прежде всего оборонное предприятие. Для нас первостепенное значение имеет основная специализация. Для сохранения предприятием основной специализации было приложено немало усилий. К примеру, нам нужно было срочно искать замену поставщику комплектующих электропривода или разработать новый электропривод. Начиная с 2008 года мы занялись этим, уже в конце прошлого года межведомственной комиссией, присланной к нам Главкомом ВМФ, была утверждена конструкторская документация Литера 01 (т.е. конструкторская документация, после которой можно запускать изобретение в серийное производство).

Не проще ли было заказать у других поставщиков?

— Других поставщиков в нашей стране нет, есть что-то наподобие за границей, но у нас КПД 0,96, а у зарубежного аналога, насколько нам известно, 0,92. Причем он идет с редуктором, то есть на выходе будут те же 87%. Одним словом, благодаря этим разработкам у нас на сегодня самый современный электродвигатель на наши изделия.

— Понятно, что это лишь одно из направлений вашей деятельности, хоть и ключевое, но как вы стали разработчиком двигателя, да еще и на такой необычный транспорт, как тракторомобиль?

— Завод давно уже наладил параллельное производство строительного оборудования, сельхозтехники и других товаров. Еще в 2008 году мы начали разрабатывать дизель такого ряда, которого до тех пор не было. При этом оказалось, что Министерство сельского хозяйства РФ провело мониторинг транспортного средства, необходимого в сельском хозяйстве. Там пришли к выводу, что необходимо одно транспортное средство, которое бы позволяло выполнять много различных операций, при этом обладало маневренностью и характеристиками автомобиля и проходимостью трактора. При этом ключевой момент – это, конечно, цена и новое транспортное средство должно стоить дешевле трактора.

— Такого транспорта ведь не было?

— Вскоре такое многоцелевое транспортное средство под рабочим названием ММТС (малогабаритное транспортное средство), или тракторомобиль, как его окрестили некоторые, разработал научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (полное название ГНЦ ФГУП «НАМИ»). Только у новой разработки не было сердца, т.е. двигателя, ни один из существующих к нему не подходил. Вот тогда разработкой «Дагдизеля» заинтересовались в «НАМИ», и вскоре появился продукт нашей совместной работы – двигатель 2Э.ДП-45 производства ОАО завод «Дагдизель».

— Скажите, «Дагдизель» или «НАМИ» проводили исследования и анализ востребованности тракторомобилей. Ведь гибрид авто и трактора – это что-то новое, будет ли оно воспринято нашими фермерами?

— Конечно, проводили. Во-первых, возможности этой машины просто поражают: это и многофункциональность, и проходимость, и малогабаритность. Достаточно сказать, что тракторомобиль поднимается по крутым лестницам, проходит там, где и внедорожник не пройдет, при этом перевозит на борту груз до 1,5 тонны и агрегатируется с различными орудиями, используемыми в сельском хозяйстве. Причем на ровных асфальтированных дорогах вес груза может быть до 2 тонн, а скорость тракторомобиля будет достигать 60 км/час. Он может работать во всех широтах нашей страны – от Крайнего Севера до юга. Приблизительный подсчет показал, что стране необходимо около тридцати тысяч подобных машин в год. Мы, конечно, столько двигателей производить не сможем, даже в лучшие советские годы мы делали 6000 дизелей в год. Доведение этой разработки до массового производства будет означать для завода работу с полной нагрузкой.

— Как насчет конкурентов? Сколько стоят аналогичные ТС других производителей, сколько будет стоить ваш?

— Аналогов просто нет, точную цену назвать пока трудно, но мы понимаем, что она должна быть намного ниже, чем у трактора. Скажем, трактор сейчас стоит в районе одного миллиона рублей, значит, мы должны сделать ММТС намного дешевле.

— Что мешает начать производство уже сейчас?

— Конечно, мы можем выпускать двигатели на том оборудовании, которое у нас есть, мелкосерийным производством, но тогда стоимость двигателя, а соответственно и самого ММТС будет значительно выше. Если установить современное оборудование, можно значительно снизить цену, при этом увеличить объемы производства. Самое важное — начать производство, пока китайцы не перехватили идею.

— Словом, многое сейчас зависит от скорости принятия решений в кабинетах власти?

— В настоящее время министром промышленности, энергетики и связи утвержден бизнес-план на организацию производства наших дизелей.

— Что еще вы представите на выставке?

— У нас достаточно широкий перечень дополнительной продукции, всего и не перечислишь, лучше приходите посмотреть. Думаю, мы сможем вас и заинтересовать, и удивить.

 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=22467

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *