Соколиная охота

Сокол крылья расправляет, Набирает высоту И добычу опускает В придорожную траву. Юрий Максимов История охоты с использованием соколов и других ловчих птиц уходит в глубокую древность. В Европе охота с ловчими птицами оставалась неизвестной (или непопулярной) вплоть до III века, покуда здесь не появились воинственные «варвары».

Особенно популярна была соколиная охота в странах ислама. В 680-83 годах халиф Дамаска Язид ибн Муауийах приказал построить сокольничий двор. Одна из первых научных книг по этой теме «Книга о пользе птиц» содержит 153 главы, освещающие многие стороны жизни соколов, включая их болезни.

Кто занёс моду на охоту с ловчей птицей в Нагорный Дагестан – гунны, персы, арабы, кипчаки или монголы – определить с безоговорочной точностью трудно. В условиях гор это увлечение было хлопотным и сословным. Но так или иначе, в Средневековье в камнерезном искусстве Дагестана появляется этот сюжет. Предположить это даёт повод широко известный тимпан из собрания Дагестанского государственного объединенного музея им.Тахо-Годи (ДГОМ), опубликованный в трудах М.Мамаева, З.Доде, а также резной камень для стенной кладки тоже из коллекции ДГОМ. На квадратной грани камня высечен всадник на скачущей размашистым галопом лошади. Изображение позволяет предположить наличие у всадника головного убора, со свисающей на затылок тульей, облегающего кафтана, широких (либо полосатых, либо щедро драпированных) штанов типа «шальвар», заправленных в невысокие узкие сапожки. Руки всадника симметрично вскинуты вверх, в руках какие-то предметы, которые невозможно идентифицировать ни с каким оружием. Но, зная методику соколиной охоты, можно предположить сидящего на правой руке всадника сокола, а в левой взятую у сокола добычу или снятый с сокола чехол (хотя более распространенной является шапочка, закрывающая птице глаза).

Примечательна лошадь – дугообразно выгнутая шея, довольно длинные ушки, фигурно проработанные копыта, длинный стройный корпус, завязанный в узел хвост. На правом бедре лошади проглядываются два небольших кружочка, вероятно, тавро. Голова лошади достаточно тонкая, прямой профиль с легкой горбинкой, ясно проработаны глаза и ноздри. Резчик внимательно подошел к изображению оголовья: видны затылочный и налобный ремень, их соединение с щёчным и подбородочным ремнями, показан поперечный ремень на переносице. Все ремни декорированы штриховой насечкой.

Стоить заметить, что у всадника не видно даже намёков на наличие оружия. А ведь в том и состоит вся прелесть охоты с ловчей птицей – наблюдать за заведомо предрешённым поединком крылатого хищника и его жертвы, внимать красоте и стремительности полёта. Вероятно, именно это впечатление и подтолкнуло резчиков включить столь редкий для горных условий мотив в палитру изобразительных сюжетов камнерезного искусства Дагестана.  

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=22470

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *