Интерес к энергоресурсам Каспия со стороны европейских потребителей не ослабевает. Вместе с тем, не менее важным с точки зрения обеспечения энергетической безопасности потребителей продолжает оставаться и вопрос транспортировки нефти и газа. Соответственно, основное внимание европейские политики продолжают уделять диверсификации маршрутов, а на деле – строительству новых транспортных магистралей в обход России.
Наиболее важным и дискутируемым проектом продолжает оставаться газопровод NABUCCO, в пользу строительства которого дружно выступают и ЕС и США.
Однако, сложности с финансированием, а главное – источниками поставок «голубого топлива», оставляли этот проект в подвешенном состоянии в течение прошедших лет. Новый удар идее реализации NABUCCO нанесла Турция. Напомним, что под занавес прошлого года Россия достигла договоренности с Турцией о получении окончательного разрешения на строительство газопровода «Южный поток» в турецких территориальных водах Черного моря. Турецкая сторона довольно долго взвешивала все «за» и «против», прежде чем выдать разрешение по прокладке газопровода. Но, похоже, политика взяла свое: ухудшение отношений с Францией, неясность со вступлением Турции в ЕС, да и выгоды от укрепления отношений с Россией перевесили для руководства Турции обещания Запада.
Обсуждение маршрутов будущих газопроводов продолжилось и в нынешнем году. В начале февраля важной площадкой «фиксации позиций» по прокладке будущих маршрутов нефтегазового транзита стала конференция по безопасности в Мюнхене, в которой приняли участие около 350 политиков и экспертов из более чем 70 стран мира. Внимание участников обсуждения было сосредоточено на позиции в первую очередь странэкспортеров. Организаторы конференции на сей раз связали вопрос добычи и транспортировки энергоресурсов не только с проблемой энергетической безопасности, но и с охраной окружающей среды. Как и следовало ожидать, свою позицию в вопросе освоения энергетических ресурсов каспийского региона еще раз подтвердил Азербайджан.
Позицию страны озвучил президент Ильхам Алиев: Азербайджан представляет собой новый, большой и надежный источник энергопоставок для европейских покупателей. Как и всегда, Алиев был более чем оптимистичен. По его словам, если будет построен Южный газовый коридор, «мы вступим в этап перспективного и плодотворного сотрудничества в энергетической сфере на десятилетия». И без того не вызывающая, казалось бы сомнений позиция Азербайджана обрела в изложении азербайджанского президента новые нюансы. Так, по мнению Алиева, для европейских партнеров актуальнее обсуждать диверсификацию источников энергоресурсов, нежели диверсификацию маршрутов поставок без смены источников. При этом азербайджанский лидер отметил, что диверсификация маршрутов также важна с точки зрения энергетической безопасности.
Имел ли в виду Алиев в качестве новых источников только Туркмению, неясно. Ведь крупными запасами газа обладает Иран, который как раз и не пускают на европейский рынок. Однако проблемы реализации поддерживаемого Евросоюзом проекта трубопровода NABUCCO не ограничиваются нехваткой газа (что изначально ставило под вопрос реальность всей затеи). В феврале появились и новые соображения, связанные с тех-нической стороной реализации проекта. Так, по информации источника, близкого к консорциуму по строительству газопровода, примерная стоимость NABUCCO составит не 8 млрд. евро, как было запланировано, а 15 млрд. евро. Учитывая, что в конце прошлого года Турция продемонстрировала пессимизм в отношение проекта и перестала рассматривать его как приоритетный, финансовая сторона, похоже, способна еще больше отодвинуть перспективы его реализации.
Следует вспомнить и об изменении приоритетов Турции в пользу нового варианта транспортировки газа, гораздо более умеренного по своим масштабам, с использованием уже имеющегося «транспорта», то есть построенных трубопроводов. Такая договоренность с Азербайджаном должна была вызвать пессимистическую реакцию дирекции NABUCCO. Однако и на сей раз был продемонстрирован завидный оптимизм. Предложив закупать голубое топливо у Азербайджана, Еврокомиссия отметила, что вопрос о том, по какому трубопроводу газ будет поступать из Азербайджана в Европу, является… второстепенным (!). «Важно, чтобы этот новый путь был открыт», — заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер. Впрочем, этот «открытый путь» не столь широк, как хотелось бы европейцам. По уже имеющимся трубам можно прокачать не 31 миллиард кубометров газа, как планировалось в случае с NABUCCO, а только 6.
Составной частью борьбы за реализацию NABUCCO остается линия чисто политического противодействия основному конкуренту – «Южному потоку». Так, важную роль в проекте играет Сербия. Газопровод должен пройти через ее территорию кроме того именно в Сербии планируется построить газохранилище. В феврале страна получила статус кандидата на вступление в ЕС, и вынуждена будет играть по его правилам, что фактически замораживает соглашения России и Сербии по нефти и газу. По мнению многих наблюдателей, это — новый поворот в борьбе сторонников NABUCCO против «Южного потока».
Впрочем, добыча и транспортировка природного газа не ограничивается политическими и экономическими проблемами. Порою в дело вступает сама природа. Так, в феврале, даже в относительно теплом Каспийском регионе, производство голубого топлива испытало влияние природного фактора. Если в январе 2012 года Туркмения увеличила объем экспорта природного газа на 28,5%, то в феврале эта страна на 50% сократила экспорт в Иран и ежедневный объем туркменского газового экспорта снизился с 20 млн. до 10 млн. кубометров. В то же время Иран, в предшествующие годы неоднократно сокращавший экспорт своего газа в Турцию, сохранял экспортные поставки на высоком уровне: около 30 млн. кубометров в день. Несмотря на то, что Исламская республика, похоже, сумела пройти сложный погодный период успешно, генеральный директор Иранской национальной газовой компании Джавад Оуджи призвал иранцев сократить потребление газа, чтобы компания смогла удовлетворить повышенный спрос. Ранее Иран неоднократно отдавал предпочтение внутреннему потреблению перед экспортом, что сохраняло серьезные опасения по поводу возможного сокращения иранских поставок. Однако на сей раз, по заявлению Оуджи, несмотря на сильные морозы в Иране, дефицита газа в стране не зафиксировано.
Во всем комплексе проблем, связанных с освоением энергоресурсов Каспия одним из наиболее острых вопросов стала идея прокладки газопровода по дну Каспийского моря. Поскольку попытки решить вопрос в рамках договоренности прикаспийских государств давно упираются в нерешенность проблемы разграничения шельфа Каспия, у наиболее ретивых сторонников проекта появилась идея отстранить от решения судьбы Каспийского шельфа все прикаспийские страны кроме Туркмении и Азербайджана, по шельфу которых и предполагается проложить спорную трубу. Таким образом, внутренний, с географической и, соответственно, международно-правовой точки зрения водоем, хоть и огромное, но все же «внутреннее море», собираются превратить в море открытое, со всеми вытекающими отсюда правовыми, политическими и экономическими последствиями.
Эту инновационную для международного права идею озвучил в прошлом году президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов, вслед за чем последовал слаженный и дружный хор одобрения со стороны заинтересованных государств, начиная от США и заканчивая прочими сторонниками реализации проекта NABUCCO.
Таким образом, переговорный процесс практически по всем каспийским энергетическим проектам постепенно начинает увязать в сложных политических интригах. Несмотря на несмотря на неблагоприятные финансово-экономические прогнозы, реальностью в Европе становится рост потребления «голубого топлива». Однако, под этот рост уже сейчас необходимо планировать и осуществлять серьезные капиталовложения, чему мешает не только все тот же пресловутый финансово-экономический кризис, но и слож-ное политическое противоборство как за источники нефти и газа, так и за пути их экспорта.
Источник: http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&_n=1&news_id=78934