Руководитель комиссии по адаптации боевиков, инициатор борьбы с казино и саунами, чиновник, который открыто называл боевиков «зайчиками», человек, запустивший проект «Чистое сердце», через который тысячи нуждающихся семей получили материальную помощь по всей республике, — это Ризван Курбанов, бывший вице-премьер правительства Дагестана, ныне депутат Госдумы от «Единой России». Во время недавнего приезда в республику парламентарий дал интервью «Новому делу».
— Ризван Даниялович, вы активно включились в законотворческую деятельность Госдумы РФ. Какими законопроектами вы занимались?
— Я выступал с докладами на пленарном заседании Госдумы по двум законопроектам. Один из них обсуждается с 2005 года, второй — с 2010-го. Инициатор первого законопроекта предлагал установить более благоприятное правовое положение в Российской Федерации для белорусских граждан и дополнительного нормативного закрепления для них равных прав с гражданами Российской Федерации на осуществление трудовой деятельности, медицинское и социальное обслуживание и других мер социально-экономической поддержки. Выражая положительное отношение к отмеченной целевой установке авторов законопроекта, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, тем не менее, не считал возможным рекомендовать его Государственной думе к принятию, поскольку, во-первых, возражал против концепции данного законопроекта, а во-вторых, имел в отношении него определенные замечания правового характера. Что касается концепции законопроекта, то Комитетом не разделялись как обоснованные доводы авторов проекта федерального закона о том, что является целесообразным включение в законодательство Российской Федерации обязательных для нашей страны норм международного права, к числу которых относятся и договоры, а также иные двусторонние правовые акты России и Белоруссии. В данной связи Комитет обращал внимание на то, что в силу прямого указания части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы нашей страны. Поэтому подобное нормотворчество к рассматриваемому законопроекту можно считать избыточным правовым регулированием, вследствие чего не согласуется с общей концепцией представленного законопроекта.
Мы знаем, что принято множество международных договоров, в соответствии с которыми усиливается тенденция сближения наших государств. Свидетельством тому — таможенный союз Казахстана, Белоруссии и России. Ряд международных договоров между Россией и Белоруссией позволяют сегодня гражданину Белоруссии спокойно приехать в Россию, проживать здесь и устраиваться на работу.
Инициатор другого законопроекта предлагал установить упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, признаваемых соотечественниками. Автором предлагалось неприменение к ним таких общих условий приобретения российского гражданства, как соблюдение обязательного 5-летнего срока проживания на территории нашей страны и наличие вида на жительство в Российской Федерации, а также требования об обращении в полномочный орган соответствующего иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства данного иностранного государства. Данный законопроект также был отклонен Государственной думой. Основное замечание касалось фактически инициируемого законопроектом возникновения множественности гражданств у иностранных соотечественников, желающих получить гражданство Российской Федерации. Как известно, в настоящее время нормами федерального законодательства допустимые случаи правомерного возникновения двойного гражданства, в контексте соблюдения всех соответствующих процедур, не предусмотрены вообще, а на международно-правовом уровне такие случаи достаточно четко предусматриваются лишь на основании соответствующего Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании двойного гражданства и Договора нашей страны с Республикой Таджикистан также об урегулировании вопросов двойного гражданства.
В принципе, наше законодательство не препятствует двойному гражданству, оно предоставляется и сейчас, но в исключительных случаях, по фактам заслуг перед Россией и так далее. Законопроект о двойном гражданстве на первый взгляд правильный, демократичный, необходимый, но он может поставить наших соотечественников в не совсем удобное положение. Президент Туркменистана, в частности, всем русскоязычным жителям страны, у кого двойное — таджикско-российское — гражданство, отменил пенсию. Кроме того, в Казахстане, к примеру, если гражданин этой страны получил второе гражданство, то, по их законодательству, запускается процедура лишения его казахского подданства.
Пользуясь случаем, хотел бы известить читателей, что мне как заместителю председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству поручено вести законодательство, касающееся вопросов гражданства, правового положения иностранных граждан, а также связанное с миграционной политикой государства.
По поручению Председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы Владимира Плигина и по согласованию с Президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым в республику приехал специалист комитета Госдумы Саид Омаров. Он направлен сюда специально для проработки вопроса по ветеранам боевых действий во исполнение решения Конституционного суда. Дело в том, что статус гражданских лиц — участников событий 1999 года пока не определен, и социальные гарантии они не получают. Магомедсаламом Магомедалиевичем было проведено совещание, на котором принято решение организовать дополнительные консультации с федеральными органами государственной власти, чтобы определить правовой статус гражданских лиц — участников боевых действий и чтобы в последующем на законодательном уровне предоставить им социальные гарантии.
— Один из дагестанцев, Гаджимет Сафаралиев, является председателем комитета Госдумы, у депутатов от нашей республики есть и другие должности в нижней палате парламента. По вашему мнению, что дагестанский депутатский корпус сможет реально сделать в Госдуме?
— Я бы не хотел забегать вперед. Пока не могу дать оценку даже своей деятельности — насколько она будет эффективной. Полагаю, уже очень скоро время покажет, кто, что делает. Но могу сказать, что обновление дагестанского представительства в Госдуме абсолютно оправданно и своевременно. Представители республики в парламенте должны понимать степень своей ответственности в условиях очень динамично развивающихся политических процессов не только в Дагестане и в России, но и во всем мире.
— Наша газета рассказывала о проблеме земель отгонного животноводства в Ставропольском крае, сейчас поднимается аналогичный вопрос в Калмыкии, в Астраханской области. Идет преследование дагестанцев на этих территориях. Команда депутатов-дагестанцев в Госдуме эти вопросы обсуждала?
— Данные вопросы обсуждались у президента республики, они у него на контроле, и об этом говорилось в различных СМИ. Когда будет выработан какой-то общий механизм по ним, можно вести речь и о конкретных усилиях депутатов.
У нас, группы депутатов от Дагестана, был ряд выступлений по резонансным вопросам. Мы, в частности, выступали с совместным обращением по ситуации вокруг «Авиалиний Дагестана», кроме того, отправили письмо на имя председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина по факту трагической гибели вашего коллеги Гаджимурада Камалова.
— Вы уже упомянули о письме и обеспокоенности депутатов ситуацией вокруг аэропорта. Ситуация с морским портом тоже немного в подвешенном состоянии…
— Не готов ответить по ситуации с аэропортом. Я знаю, что идут процессы по его передаче в республиканскую собственность. Что будет в дальнейшем, предсказать не берусь.
— В республике считают, что у вас в бытность вице-премьером было широкое поле деятельности, высокий объем работы, и на вас лежала большая ответственность. Не считаете ли переезд в Москву понижением?
— Ну, надо правильно понимать, что статус депутата Госдумы предполагает достаточно возможностей влиять, помогать, быть полезным республике, быть полезным команде президента Магомедсалама Магомедалиевича. В частности, по тому же законопроекту по ветеранам боевых действий 1999 года. Находясь в Москве, я могу эффективнее использовать свой потенциал и тот опыт, который был получен мной за 2 года в республике. 17 февраля я принимал участие в видеоконференции следственного комитета МВД РФ, в которой также участвовали заместители генпрокурора, Верховного суда и МВД РФ. На ней мною было обращено внимание руководства федеральных структур на уголовные дела (№1170315 по ст. 188, ч. 4, и №1170335 по ст. 188, ч. 4), возбужденные по факту обнаружения контрабандного товара народного потребления общим весом 150 тонн, который был уничтожен с нарушением, на мой взгляд, ряда статей УПК РФ. Прокуратурой республики внесено представление на имя министра МВД РД, в котором указывается на установление фактов нарушения статей УПК РФ сотрудниками МВД республики. В настоящее время федеральное МВД проводит проверку выявленных фактов.
— Ваше отношение к прошедшим митингам в республике, к этому накалу страстей…
— За этими митинговыми страстями, я нахожу, стоят нездоровые силы. Нет ни одного вопроса, который нельзя решить в формате диалога. Я согласен, что какие-то вопросы могут подолгу не решаться, но никогда не соглашусь, что мы здесь, в республике, не могли найти общий язык со «здоровыми» силами. А лиц, которые пытаются дестабилизировать ситуацию, я считаю врагами республики.
Есть проблемы. Не все идеально, и не только в России, но и во всем мире. Но если взять те же арабские страны, где проходили подобные митинги, — что они выиграли от этого? Это же для нас наглядный пример. Я понимаю, что среди людей накапливается недовольство. Но это не дает оснований терять рассудок. Сегодня, как мы видим, за митинговщиной нередко стоят лица, которые преследуют какие-то свои политические, меркантильные, не исключаю и заказные, цели. Хотел бы, чтобы и ваши читатели понимали, что необратимых процессов пока, слава богу, нет. Но мы должны понимать, что если процесс митинговщины будет продолжаться, то это может повлиять на инвестиционный климат и, соответственно, кого-то и отпугнуть. В связи с этим считаю необходимым всем здоровым силам республики объединиться вокруг Магомедсалама Магомедова для решения тех или иных возникающих вопросов.
— Еще до вашего отъезда в Москву говорилось о начале реализации нескольких экономических проектов. На какой стадии они находятся?
— Вы имеете в виду строительство агропромышленных модулей? Сейчас, насколько мне известно, решается вопрос выделения земли на их строительство. Дело в том что, к сожалению, у нас вокруг земельных вопросов всегда возникает немало споров. Эти процессы, в принципе, есть везде, и вы и сами о них упомянули, затронув ситуацию в Калмыкии и на Ставрополье. Марк Твен сказал: «Приобретайте землю. Это единственное, что не производится». И мы все, условно говоря, набросились на землю, чтобы завладеть ею. В процессе оформления земли для строительства агропромышленных модулей произошли некоторые технические сложности. Ранее, как выяснилось в процессе, отдельные участки были зарегистрированы на каких-то других лиц, которые первоначально не значились в документах. Сейчас эти технические моменты дорабатываются, и я полагаю, что проект будет доведен до логического конца. За ним стоит депутат Госдумы Умахан Умаханов.
— Мы присутствовали на недавнем заседании адаптационной комиссии. Видно, что проделана большая работа. После убийства Ибрагимхалила Даудова, остались в лесах представители губденского джамаата. Ведутся ли переговоры с теми из них, на ком нет крови, о том, чтобы они сложили оружие?
— Дело в том, что ведение переговоров с представителями НВФ — это задача, которая жестко ориентирована на силовой блок. Но на адаптационной комиссии, к моему великому сожалению, представитель МВД в лице заместителя министра Василия Салютина сказал, что это не их работа. Меня, честно говоря, удивило это. В тот период, когда я работал здесь, у нас было четкое взаимопонимание, по крайней мере, с этой структурой — МВД республики. А на последнем заседании Комиссии, как я понял, это вдруг перестало быть их задачей — заниматься выводом ребят, которые находятся в НВФ, из леса. Замминистра было бы полезно ознакомиться со статьей 208 прим. УК РФ, которая гласит, что с лицами, находящимися в НВФ, если они добровольно сдались и при этом не совершили иных преступлений, надо вести эту работу, и преследования в их отношении прекращаются. Заявления о том, что молодые люди уходят в лес — вина только родителей, я считаю ошибочным, так как сегодня мы являемся очевидцами того, что дети некоторых сотрудников МВД также вовлечены в незаконную деятельность НВФ. Вспомним Феликса Талаева, сына сотрудника Дербентского ГОВД, — убит 27.06.2010, Арсен Ахмедов, сын бывшего начальника уголовного розыска Дербентского ГОВД, убит в сентябре 2010 года и т.д. Я считаю, валить вину только на родителей нельзя.
Поэтому полагаю, что высказанное на заседании мнение было субъективным мнением Салютина, а не позиция всего ведомства. Потому что эта задача стоит перед нами всеми, перед каждым гражданином — вести переговоры, попытаться сделать так, чтобы обманутая молодежь оттуда вышла. На заседании комиссии вы могли видеть категорию молодых людей, которые были вовлечены в ряды НВФ обманным путем. Если обратили внимание, то по результатам предшествующей работы у нас нет никакого снисхождения ни к кому, а есть четкое понимание, что лица, которые действительно могут быть освобождены от уголовной ответственности по УК, должны освобождаться.
В связи с этим призываю Салютина и остальное руководство МВД еще раз осмыслить тактику работы с теми, кто не запятнан кровью. Эту работу надо продолжать. Я понимаю, что у МВД может быть много больших задач, но эта проблема — одна из самых актуальных. Работа комиссии одобрена высшим руководством страны. Мною, как депутатом, данный вопрос уже обсуждался в Госдуме. Поэтому в ближайшее время в Госдуме будет дана оценка работы каждого ведомства в переговорном процессе с лицами, желающими сложить оружие. Там, я думаю, члены комиссии в лице руководства силовых структур должны будут отчитаться о проделанной в этом направлении работе во исполнение поручения президента РФ «о необходимости ведения диалога с членами НВФ, желающими сложить оружие».
— По-вашему, сколько людей реально проголосует за Владимира Путина в Дагестане?
— Мой прогноз такой: абсолютное большинство дагестанцев проголосует за него. Ничуть не умаляя достоинств других кандидатов, я могу сказать, что не видел их на территории нашей республики в те времена, когда нам было тяжело, когда мы были на грани войны. Помните, как в ранге председателя правительства Владимир Путин прилетал в Дагестан в 1999 году? Он не сидел в теплом уголочке в Москве, а прилетел сюда, к нам, на Кавказ, в самую горячую точку и со своей семьей новый, 2000-й год встречал в Чечне. Это тоже свидетельство его мужества и отношения к нашим проблемам. Путин был рядом с нашим народом, а не просто наблюдателем. Он продемонстрировал свое отношение к этой ситуации, к дагестанцам. И его становление как президента происходило именно здесь.
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=6518