Ромео + Джульетта + Петканин

Такого благодарного молчания в зрительном зале давно не видела дагестанская сцена. В воскресенье Лакский театр представил долгожданную премьеру: «Ромео и Джульетта» болгарского режиссера Богдана Петканина.

«Художественный руководитель Лакского театра Бадрижат Магомедгаджиева целый год звонила и приглашала меня к вам. Мне польстила такая настойчивость, и я согласился» — говорит режиссер. Это не первая его «Ромео и Джульетта». Петканин ставил ее несколько раз — и у себя на родине, в Болгарии, и в Ростове-на-Дону: «В этом материале я абсолютно уверен. У любого уважающего себя театра должны быть Шекспир, Мольер, Теннеси Уильямс в репертуаре. Я рад, что у меня есть возможность заниматься высокой литературой. В частности, в Лакском театре».

История на сцене развивается с кинематографической стремительностью: длинные монологи умело чередуются с захватывающими дух мизансценами, романтические вздохи и воспоминания, щедро разбавленные световыми эффектами и задымлением — с постановочными драками, продуманными до мелочей. Динамичности сюжета вторит и оформление: трудно даже сосчитать, сколько оборотов вокруг сцены совершили декорации за время действия, аскетичные, но функциональные до предела.

Аскетичностью в пьесе пропитано, пожалуй, все, кроме костюмов, вполне органично вписывающихся в наши представления о шекспировской Вероне. Не очень сличаем разве что паж, похожий на действующих лиц киношных футурологических саг.

Совершенно удивляет подбор актеров, сделанный Петканиным. Ощущение, что режиссер не летом познакомился с действующими лицами пьесы, а как минимум сосуществует с ними в одном сценическом пространстве лет эдак десять. В постановке нет, наверное, ни одной роли, вызывающей недоумение. Прекрасные Ромео и Джульетта — Хасбулат Курбанов и Зинаида Чавтараева, молодые, красивые, юные, робкие, часто пропадающие под натиском более раскованных и смелых, но именно такие, которым хочется верить. Непререкаемая сеньора Капулетти у заслуженной артистки Лакского театра Луизы Шахдиловой, уверенный отец Лоренцо у Аслана Магомедова, одного из лучших артистов театра, веселая и шумная кормилица, хоть и не без оттенка народной традиции, Саният Курбанмагомедова. Оригинален и зловещ Тибальт (Артур Абачараев), словно списанный с Гитлера; самодоволен и противен (но ровно настолько, насколько этого требует действо) молодой исполнитель роли Париса Арсен Курбанмагомедов. Но все же наш «Oscar goes to» двум, как оказалось, абсолютным исполнительским премьерам театра — актерам, исполнившим роли Меркуцио (Гурам Гаргацов) и Бенволио (Сухраб Шуаев), захватившим и, кажется, даже перевоспитавшим зрительный зал. Если такое вообще возможно за один присест. Актеры с мощной энергетикой, потенциалом и, хочется верить, не только комедийного плана.

Но, пожалуй, главное достоинство всей постановки — целостность, какая присуща только настоящему театральному действу. Тому самому, к которому совершенно не нужно придумывать каких-то аккуратных эпитетов, сочинять сложные языковые конструкции, оправдывающие режиссера и действующих лиц. В новом детище Лакского не все идеально, это не миллион раз обкатанный ленкомовский спектакль, но именно его хочется смотреть раз за разом, прослеживая эволюцию, оценивать по самым строгим канонам, с приглашением именитых критиков и театроведов. Просто потому, что не стыдно.
 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=6264

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *