Идея модернизации экономики, всех сегментов народнохозяйственного комплекса, общества в целом и пути решения этой стратегической задачи выдвинуты Президентом страны Д. Медведевым. Для реализации проблемы нужны управленцы нового мышления. Как в нашей республике осуществляется подготовка менеджеров в вузах? С этого вопроса началась беседа корреспондента нашей газеты с профессором кафедры менеджмента Даггосуниверситета Габибулой Магомедовым.
— Подготовка управленческих кадров в советский период, — сказал он, — была ориентирована в первую очередь на реальный сектор экономики. В этом была ее сильная сторона, отвечающая требованиям социалистического хозяйствования. Переход к рыночным механизмам функционирования экономики потребовал большего внимания к ее финансовой составляющей, банковскому сектору, другим институтам и инструментам новой экономики. Произошли серьезные изменения в направлениях подготовки управленческих кадров. Их в основном стали готовить с ориентацией на финансово-банковский сектор.
Конечно, нужно сделать упор на подготовку кадров для финансово-банковского сектора. Но нельзя забывать и об управленцах для реального сектора экономики. Тем более, что этот сектор оказался в состоянии разрухи. Резко снизилась и подготовка для него управленческих кадров.
Анализ деятельности новых менеджеров показывает, что в ней прослеживаются два аспекта. Первый связан с организацией производства и обычно реализуется посредством рационально построенного управления как человеческими ресурсами (трудом), так и технологическими процессами. От органической взаимосвязи труда и производственных процессов прежде всего зависят и производительность труда, технико-технологический процесс, качество и номенклатура создаваемых товаров и услуг, их рыночная востребованность.
Второй аспект относится к формированию связей и отношений с теми структурами, которые являются внешней средой. Именно через эти связи и отношения осуществляется синергетика, самоорганизация устойчивой структуры, приобретаются ее системные качества, гармония во всех отношениях экономической и производственной деятельности. Это является главным фактором, определяющим общественную целесообразность производственно-экономической деятельности, превращает управление в общественную потребность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования и позволяет восполнить пробелы в подготовке управленческих кадров для реального сектора экономики.
Появляются возможности для внедрения концепции непрерывного образования, которая просто напрашивается в связи с проводимыми реформами высшего образования, прежде всего в связи с реализацией программ бакалавриата. Такая связанная воедино система подготовки в высшей школе, то есть бакалавриат, плюс постоянное дальнейшее образование обеспечат перманентное профессиональное развитие, а следовательно, и осуществление карьеры, позволят сделать систему образования в целом соответствующей потребностям реального сектора экономики.
— Как в вашем университете поставлена работа по подготовке управленцев нового мышления?
— У нас подготовке управленческих кадров уделяется особое внимание. Во-первых, для этого в нашем университете создана кафедра менеджмента. Во-вторых, радикально изменены программы обучения.
Уместно сказать, что в университете готовят управленческие кадры для малого бизнеса. Можно утверждать, что для его эффективного развития потребуются свои, специализированные управленческие кадры, которые пока отечественная высшая школа не готовит.
В качестве базиса подготовки кадров для малого бизнеса необходимо учитывать следующие обстоятельства. В малом бизнесе нередко выступают в единстве несколько функций, которые обычно разделены в условиях крупного промышленного производства: один человек и предприниматель, и управленец, и непосредственный исполнитель.
Это простейшая организационно-производственная форма малого бизнеса в реальном секторе экономики.
Таким образом, при подготовке кадров для малого бизнеса надо руководствоваться именно этой структурой его организации. Имеющиеся данные позволяют прийти к выводу, что бакалаврские программы вполне соответствуют реализации подготовки специалистов с учетом трех составляющих: предприниматель, менеджер, непосредственный исполнитель.
— Расскажите, пожалуйста, как ваши выпускники этой специальности трудоустраиваются после окончания вуза. Они востребованы?
— Разумеется. Кстати, о них хорошо отзываются руководители крупных предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса. Это особенно важно. Ведь в ближайшем будущем более 70 процентов продукции должны производить субъекты малого и среднего бизнеса. Поэтому все более настоятельно ощущается потребность в специальных управленческих кадрах, осуществляющих стыковку и одновременно синхронизацию работы подразделений крупного производства и малого бизнеса. И речь в данном случае идет не только о планировании и требованиях к качеству поставляемой предприятиями малого бизнеса продукции крупному производству, но прежде всего о синхронном развитии, совместимости используемых инноваций и инвестиций.
— Какие требования нынче предъявляются к подготовке управленцев нового мышления, то есть менеджеров?
— Подготовка кадров для таких структур отличается от модели подготовки кадров для малого бизнеса. В этом случае упор должен делаться на знания и умения, обеспечивающие, с одной стороны, стабильность функционирования данной системы, а с другой – ее непрерывное развитие.
В качестве локомотива развития всегда, конечно, будут выступать предприятия большого бизнеса, лидерство которых обеспечивается не просто подгонкой под их потребности, но и пониманием экономической и организационной значимости создания такого комплекса. В этом, кстати, будет заключаться одна из социальных ролей, социальное предназначение большего бизнеса.
Управленческие кадры для этого вида деятельности должны готовиться через магистратуру. Именно кадры этого уровня станут центральным звеном диверсификации высшего образования в области управления.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=21459