С наступлением зимы, а она в нынешнем году заявила о своих правах гораздо раньше обычного, аббревиатура ЖКХ в нашем лексиконе употребляется все чаще и чаще. Да и обращений в службы коммунального хозяйства с началом отопительного сезона заметно прибавляется. Причины разные: куда-то тепло, хоть котельные запустили, так и не дошло, где-то теплотрассу прорвало, и реки по улицам бордюры обогревают. А бывает и так, что запустили отопительную систему, а проверить, все ли заглушки в батареях на месте, не удосужились, и вот вам радость — потоп в квартире, евроремонт насмарку, мебель попорчена, в общем ждут «счастливчика» большие расходы.
В общем все бы ничего, если бы на таких «мелочах» вопросы к ЖКХ и заканчивались. Неразрешенных проблем в отрасли столько, что совсем недавно о них во всеуслышание, с целой тирадой из нелестных эпитетов говорил сам Президент России Д.Медведев. Выходит, заливает из дырявых труб системы ЖКХ всю страну, а денег на это уходит немерено.
Воруют в России, конечно, не только в ЖКХ, однако то, что руководитель страны так эмоционально отзывался о хищениях в этой отрасли, отнюдь не случайно. С самого начала демократических преобразований в России прошло более двадцати лет, а реформа ЖКХ, призванная сделать отрасль рентабельной, так и не оправдала надежд. Последние выступления и действия ответственных руководителей мэрии Москвы в сфере управления жилищным фондом лишь подтверждают то, что, пробуксовывая, реформа, похоже, ломает и то, что с таким трудом добилась за этот период.
Речь о функционировании управляющих компаний и ТСЖ, изначально задуманных для того, чтобы отвязать этот сектор от монополий муниципалитетов. Фактически по существующим законам так оно и есть, однако на практике сила административного воздействия на, казалось бы, автономные предприятия ЖКХ не ослабевает, а, напротив, растет. В Москве устроили настоящую травлю на проворовавшихся руководителей ТСЖ, но при чем тут в общем-то вполне здравое движение собственников жилья, зародившееся по инициативе и еще имеющее силу федерального закона, подписанного В.Путиным.
Последние решения мэра Махачкалы, уволившего несколько нерадивых директоров управляющих организаций и председателей столичных ТСЖ, также рождают вопросы. Нонсенс? Вообще-то, если управляющая организация не исполняет взятых на себя обязательств, будь то жители домов, будь управление ЖКХ муниципалитета, с ним вправе только расторгнуть договор: предприятие-то частное. В случае форс-мажора жители должны выбирать себе новую управляющую организацию. Предусмотрен конкурс, то есть выбор и конкуренция. Что касается ТСЖ, здесь председатель избирается, и никто просто не вправе, помимо самих жильцов, смещать его с этой должности.
ТСЖ это вроде модели демократии, пусть и жилищно-коммунальной: она призвана каким-то образом стимулировать инициативу жильцов в создании конкурентной среды в сфере ЖКХ. Закон, регламентирующий деятельность ТСЖ, позволяет товариществу распоряжаться по своему усмотрению придомовой территорией, подвальными и чердачными помещениями, то есть получать, используя все это, доход. Однако на деле, как это оказалось, к примеру, в Москве, в управление жилым фондом ТСЖ пробрались жулики и шарлатаны, уводящие по темным схемам платежи жильцов и средства, выделяемые мэрией на ремонт подведомственных им зданий. То есть тут воцарилась анархия. Но все же оправданно ли вновь возвращаться на круги своя — в чиновничий монополизм, присущий советской эпохе? И стоит ли рубить с плеча, сметая малые ростки того, что все же, вопреки всем уродствам ЖКХ, дали свои плоды. Вопрос этот, как показывает ситуация в сфере ЖКХ, остается открытым.
Понятно, возврата к прошлому нет, а новое, как ни старайся, не очень-то и прививается. Одна из главных причин этого, нежелание муниципальных властей разводить у себя под носом жилищно-коммунальную демократию, а также отсутствие внятной государственной политики в жилищной сфере. Да и население-то в большей части особо этого и не желает. Реалии наши таковы, что и в одном подъезде консенсуса, как ни старайся, не достичь. Вот и выходит, что жесткое решение только и помогает. Но так ли это?
Все бы ничего, однако, в отсутствие реальной конкуренции частный бизнес в отрасль не пойдет, а значит не заработает механизм рыночных отношений, в результате чего можно повысить эффективность деятельности предприятий ЖКХ, снизить издержки, повысить качество услуг, прийти наконец к реально экономически обоснованным тарифам на энергоресурсы.
Огромные средства, выделяемые на модернизацию «коммуналки» страны, какого-либо заметного результата в этом не дали. Традиционно дотационная, она так и не перестала ею быть в новых условиях. Но и продолжать колоссальные вливания в эту отрасль государству не по силам. Понятно, что провозгласить рыночную экономику оказалось куда легче, чем осуществить ее на деле. Либерализация цен на энергоресурсы обернулась беспрецедентным ростом тарифов. Нынче у нас топливо дороже, чем за границей, а конкуренции в ЖКХ, в которую должны были ринуться предприниматели в надежде получения доходов, как не было, так и нет.
Более того, большинство предприятий ЖКХ нерентабельны, убыточны, то есть де-факто банкроты. В пример можно привести целый ряд предприятий ЖКХ республики, в числе которых ТЭЦ, котельные городов и поселков, муниципальные предприятия электрических сетей, водоснабжения, благоустройства. И это при том, что тарифы растут из года в год. Что за беда, неужто нельзя навести тут порядок? Рынку и госрегулированию это под силу, но вот только одного из этих условий у нас явно недостает.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=20176