Этническая демография русских Дагестана

Русские никогда не были самым многочисленным эносом Дагестана, однако именно они больше всего сделали развития данного региона

Русское население Дагестана является этнической группой, то есть частью русского этноса, живущей в отрыве от основной территории расселения и оказавшейся в дагестанской этнической среде. Впрочем, судя по тому, как обстоят дела сейчас, правильнее говорить «являлась».

Истоки русско-дагестанских связей относятся к ранне-средневековому периоду. Первыми русскими, посетившими Дагестан, видимо, еще в VII-VIII веках, были торговые люди, вывозившие на рынки Кавказа и Ближнего Востока меха, янтарь, воск, лен, полотно и другие товары. В средневековый период по сведениям армянских, арабских и грузинских письменных источников, торговые связи между русскими княжествами и Кавказом, в том числе и Дагестаном, усиливались.
В конце XIX – начале XX века русские составляли около половины городского населения Дагестана, и именно русские, наряду с другими народами, были тем ядром, вокруг которого формировалось городское население края.

С образованием Русского централизованного государства, особенно со второй половины ХVI века после присоединения Казанского, Астраханского и Тюменского ханств, начинается новый этап русско-дагестанских отношений. В 1588-1589 годах в устье реки Терек на одном из ее протоков – Тюменке – была построена крепость Терки (Терский город). Это первое исторически известное русское поселение на территории нынешнего Дагестана. Его появление было вызвано военно-политическими (создание опорного пункта, крепости для обороны южных границ Московского государства), экономическими (вовлечение русского купечества в восточную торговлю) и другими причинами.

Во второй половине XVI века на Тереке возникают поселения русских казаков по так называемым гребням (холмам и предгорьям) вдоль реки Терек. Эти вольные люди, получившие впоследствии имя терских (по реке) или гребенских (в значении «горных») казаков, прибывали в край из самых различных мест России: из Рязани, с Дона, Волги и других регионов. В состав терских казаков вливались также представители многих северокавказских, в том числе и дагестанских народов.

Терцы являются одной из ранних групп русского старожильческого населения на Северном Кавказе. Взаимоотношения терских казаков с народами Северо-Восточного Кавказа на протяжении многих десятков лет были преимущественно мирными. Между ними шла оживленная торговля, развивались хозяйственные, торговые и куначеские связи, имели место и брачные союзы.

Следующий этап в проникновении русских на территорию Дагестана связан с Петром I, по указу которого во время Персидского похода (1722-1723) был заложен ряд опорных пунктов и укреплений, расположенных вдоль морского побережья. В это время были сооружены укрепления и крепость на Аграханском полуострове, на реках Сулак, Орта-Бугам, Рубас. В 1724 году по завершении строительства крепости Святой Крест (на развилке реки Сулак и ее рукава Аграхани) в нее были переведены гарнизон и жители Терского города.

Несколько позже здесь, в устье реки Сулак и до моря, была поселена тысяча семей донских казаков. Однако, по условиям Рештского (1732) и Гянджинского (1735) договоров между Россией и Ираном, русские войска и казаки-поселенцы вынуждены были оставить все укрепления и крепости, расположенные южнее Терека. К 1735 году было завершено строительство крепости Кизляр, туда перевели русские гарнизоны из крепости Святой Крест на Сулаке и других укреплений. Кизляр вскоре стал крупным торгово-экономическим и политическим центром Северо-восточного Кавказа.

Новый этап формирования русского населения в Дагестане начался с 1813 года, когда с подписанием Гюлистанского договора между Россией и Персией завершился процесс вхождения края в состав России. С этого времени шло строительство укреплений и опорных пунктов (крепости Внезапная, Бурная и другие) вблизи крупных аулов Дагестана и размещение в них русских войск.

В период народно-освободительного движения горцев Северо-восточного Кавказа в 1820-1850 годах царизм продолжил возведение укреплений и крепостей в стратегически важных пунктах – укрепления Евгеньевское. Воздвиженское, Петровское, Хаджалмахи и т. д., а также крепости близ аулов Ахты, Кази-Кумух, Курах, Чирах и других. На месте некоторых укреплении выросли русские поселения. Так образовались слободы в Дешлагаре, Ишкартах (ныне Сергокала), Чирюрте. Часть русских поселений и крепостей в силу ряда экономических и политических причин развились до уровня городов – это Кизляр, Порт-Петровск (ныне Махачкала-2), Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск). В этот период русское население формировалось, в основном, из отставных офицеров, военнослужащих и гражданских чиновников.

В конце 80-х годов XIX века начался новый этап переселения русских в Дагестан. Существенную роль в этом играло движение крестьян из внутренних губерний России на Кавказ, особенно усилившееся на рубеже XIX и XX века. Царские власти поощряли переселение русских на Кавказ, в частности в Дагестан, оказывая всяческую помощь – ссудную, агрономическую и т. д. Приток русского населения в Дагестан был форсирован постройкой Петровской ветки Владикавказской железной дороги. Русские переселенцы осели на многочисленных станциях и разъездах: Хасавюрт, Темиргое, Шамхал, Петровск-Кавказский (ныне Махачкала-1), Порт-Петровск, Тарки, Манас, Каякент, Мамедкала, Дербент, Белиджи и другие.

Новые промышленные предприятия – бумагопрядильная и ткацкие фабрики, рыбоконсервные, винокуренные, маслобойные и другие заводы в Порт-Петровске, Темир-Хан-Шуре и Дербенте, построенные этот период, требовали квалифицированных рабочих. Они вербовались во внутренних губерниях России: текстильщики – в подмосковном фабричном районе и Иваново – Вознесенске, бондари – в Рязани и Астрахани, Значительное число русских, прибывало на сезонную работу на рыбные промыслы (ватаги), расположенные вдоль морского побережья.
Особую тревогу вызывают факты насильственного выживания русского и русскоязычного населения преступными элементами. Данные процессы наносят большой моральный политический и экономический ущерб.

В конце XIX – начале XX века русские составляли около половины городского населения Дагестана, и именно русские, наряду с персами, азербайджанцами, горскими евреями, кумыками и армянами, были тем ядром, вокруг которого формировалось городское население края.

Следует отметить, что усиленно раздуваемые ныне дагестанскими националистами и сепаратистами положения о «колониальном режиме», «русификаторской политике царизма», «тюрьме народов» и т. д. не совсем отвечают действительности. Дагестанцы получили возможность приобщиться к передовой русской науке, технике, культуре, просвещению, а через русский язык – к достижениям западноевропейской культуры.

Большое влияние на культуру народов Дагестана оказали русские светские школы и библиотеки, которые начали открываться в городах и аулах с середины ХIХ века. Важную роль сыграли периодическая печать (газеты, сборники), книгоиздание, открытие медицинских (аптеки, фельдшерские и ветеринарные пункты), телеграфно-почтовых отделений и других учреждений. Все это наслаивалось на самобытную дагестанскую почву с письменностью на основе арабской графики, существовавшей с XI-XIV веков, сочеталось достижениями в области мусульманского богословия, астрономии, медицины и других областях.

Самые ранние достоверные сведения о численности в крае русских, как и других народов Дагестана, имеются в работе А. В. Комарова «Народонаселение Дагестанской области», опубликованной в «Записках кавказского отдела Императорского Русского географического общества» в 1873 году. По данным, основанным на материалах Главного штаба Кавказской армии, в Дагестанской области, на 1866 году насчитывалось 449,5 тыс. человек, из них русские составляли 3,8 тыс. человек или 0,8%. Следует иметь в виду, что границы Дагестанской области до 1920 года не включали территорию Дагестана севернее реки Сулак т. е. данные эти неполные.

По материалам первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года в Дагестанской области насчитывалось уже 16 тыс. русских, что составляло 2,8% населения. Наибольшее количество русских в Дагестане фиксируется в 1913 году – 41,7 тыс. человек или 5,9%. В пересчете на пределы современных границ Дагестана накануне Первой Мировой войны русских насчитывалось до 100 тыс. (правда, в это число входят и военные).

В период гражданской войны и иностранной военной интервенции часть русских эмигрировала во внутренние губернии России и их численность заметно сократилась. В это время фиксируются значительные перемещения населения, в том числе и русского.

Во время ликвидации хозяйственной разрухи 1921-1926 годах в республику из России были приглашены специалисты самых различных отраслей хозяйства: квалифицированные рабочие, техники, инженеры, и особенно учителя, преподаватели вузов, техникумов, училищ, работники культуры, в основном, русские. Их численность по переписи населения 1926 году составила 65,7 тыс. человек или 8,8% населения Дагестана.

Бурный рост численности русских в Дагестане, в основном за счет миграции из центральных областей России, произошел в конце 20-х и в 30-е годы. В этот период русские прибывали в растущие города Дагестана. К 1939 году в республике насчитывалось 195,3 тыс. русских или 19,1%. Быстро росла их доля в городском населении Дагестана – в Махачкале русские составляли свыше 60%, в Каспийске – 65,5% населения города, что было связано с экстенсивным развитием объектов военно-промышленного комплекса.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов число прибывавших, большую часть которых составляли русские, постоянно росло до 1943 года, а затем начался отток. В послевоенный период также постоянно нарастал приток русских, в результате чего к концу 50-х годов число их достигло максимальной (величины – 213,8 тыс. человек или 20,1% всего населения республики (по переписи 1959 года.).

Начиная примерно с середины 60-х годов численность русских в Дагестане сначала стабилизировалась, а затем начала медленно уменьшаться. К 1970 году число их составило 209,6 тыс. человек или 14,7% всего населения Дагестана.

В 70-е и 80-е годы отмечается дальнейшее постепенное уменьшение числа русских в Дагестане. Но особенно резко начала уменьшаться их доля с началом «перестройки» и после нее, вплоть до сегодняшнего дня. Это результат воздействия двух демографических факторов: оттока за пределы Дагестана и рождаемости. По данным переписи 1979 численность русских составляла 189,5 тыс. человек или 11,7%, а через десять лет их число уменьшилось до 165,9 тыс. человек (9,2% населения).

Согласно последним официальным данным о численности населения Дагестана, относящимся к 2002 году, численность русских в республике составляла 120,9 тыс. человек (4,7 %). Официальные источники не предоставляют цифры, характеризующие ситуацию сегодняшнего дня, но, понятно, что они стали еще ниже. Кроме того, для современного русского населения Дагестана характерны самые низкие показатели рождаемости и естественная убыль при резко возросшей миграции из республики во внутренние области России.

Среди социально-экономических причин низкой рождаемости русских следует назвать, прежде всего, неуверенность в будущем, социальную незащищенность при отсутствии внутриэтнической сплоченности и помощи родственников и общины, как это наблюдается у дагестанцев.

Особую тревогу вызывают факты насильственного выживания русского и русскоязычного населения преступными элементами. Данные процессы наносят большой моральный политический и экономический ущерб. 

Источник: http://kavkaz.ge/2011/10/21/etnicheskaya-demografiya-russkix-dagestana/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *