Проблема №1 для России и Дагестана — коррупция. Этим пороком в прямом смысле слова пронизана вся жизнь индивидуума: взятку надо давать в роддоме, когда человек только рождается, платить надо в морге, когда настает смертный час. Случилось самое страшное: сегодня на коррупционных основах держится государство. Если пофантазировать и представить, что всех взяточников сию минуту арестуют, завтра придет конец стране. И это не гипербола, а страшная реальность. В то же время успешная война со взяточничеством означает не только спасение страны и Дагестана от развала и коллапса. Это мощное пополнение казны, ведь согласно оценкам авторитетных экспертов, затрата одной условной единицы на противодействие коррупции оборачивается доходом в 23 единицы.
Слова, слова, слова…
Стоимость теневого рынка в России, по оценкам отдельных аналитиков, сейчас превышает 400 млрд долларов. Председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов недавно заявил, что коррупционный оборот составляет 50% ВВП. Эти цифры практически совпадают с данными Всемирного банка. На обслуживание теневой экономики уходит около 50% расходов предпринимателя. 80% оборотных средств в образовании — теневые, в сфере оказания государственных и муниципальных услуг показатель возрастает до 90%. В прошлом году Минэкономразвития России провело исследование коррупционного рынка, в результате чего выявилась следующая картина. Одной из самых коррумпированных в стране, по мнению респондентов, является сфера высшего образования. Лишь поступление на учебу обошлось гражданам почти в 21 млрд рублей. Получение прав на вождение автотранспорта и прохождение техосмотра опустошило карманы налогоплательщиков на сумму более 24 млрд рублей. За ГИБДД пристроились армия, детские сады, службы, связанные с рынком труда. Весь объем черного рынка системы здравоохранения оценивается в 35 млрд рублей, средний размер взятки — 3 тыс. 476 рублей, тогда как средняя сумма взятки в целом по всей России (данные Департамента экономической безопасности МВД) за первое полугодие 2010 года составила свыше 44 тысяч рублей. Сегодня в стране осталось всего 9% граждан, не умеющих «договариваться» с нечистыми на руку госслужащими. И только 1% не дает взяток, опасаясь уголовного преследования.
Естественно, сложившаяся ситуация не может не беспокоить первых лиц страны. Только приступил к исполнению своих обязанностей нынешний президент России Дмитрий Медведев, как по его прямому указанию разработали национальный план противодействия коррупции. В документе перечислялись конкретные мероприятия с указанием исполнителей, форм, средств и сроков реализации, параметры ожидаемых результатов. Буквально не проходило месяца, чтобы Медведев не высказывался по теме коррупции, он выдвигал предложение за предложением. Проанализируем лишь часть его речей за 2011 год.
26 января Медведев официально признал поражение в борьбе с теневой экономикой. Он также сделал одно любопытное признание, которое почему-то осталось незамеченными экспертами. «Говорили буквально следующее: зачем вы за это беретесь? Вы же не победите коррупцию ни за год, ни за два, за президентский срок не победите», — отметил президент России. Медведев тогда же с гордостью сообщил, что «впервые за всю тысячелетнюю историю России» появилось антикоррупционное законодательство.
30 марта Медведев заявил, что «хватка коррупции не ослабевает — она держит за горло всю экономику». И как следствие — «деньги бегут из нашей экономики». Глава государства поручил генпрокурору России Юрию Чайке с мая ввести особый механизм рассмотрения обвинений чиновников в коррупции, который предполагает обязательную публикацию его итогов.
13 мая президент России сообщил, что объем коррупции можно уменьшить через формирование новой политической культуры, основанной на понимании чиновниками того, что брать взятку неприлично и невозможно, так как факт может сказаться на будущей карьере.
17 июня Медведев заявил, что «слова о том, что коррупция душит Россию, звучат постоянно. Ответ на них очевиден — удавка на шее коррупционеров должна все время сжиматься». Он предложил увольнять чиновников только за подозрение в получении взятки.
Коррупция: спорадическая и системная
Из уст руководителя страны прозвучали и другие, не менее интересные предложения, но ситуация с коррупцией не менялась ни на йоту. Все протекало по классическому для России сценарию, когда процесс дальше громогласных деклараций, угроз и обещаний не шел. Были и реакции, но совершенно неожиданные. В частности, известный приказ Медведева не «кошмарить» бизнес дал весьма своеобразный эффект: чиновники стали брать реже, но большими сумами. Сегодня индекс коррупции, составленный Transparency International для России, равен 2,1 балла (154-е место из 178 стран). Нужно иметь в виду, что даже оценка ниже 6 баллов говорит об ужасающих масштабах мздоимства. Топ-пятерка наименее коррумпированных государств выглядит следующим образом: Дания, Новая Зеландия, Сингапур, Финляндия и Швеция. Согласно последним официальным данным фонда «Общественное мнение» (bd.fom.ru), 46% опрошенных россиян считают, что уровень коррупции в стране только растет, 36% полагают, что он остался без изменений. Каждый третий респондент считает, что ситуация в 2012 году только ухудшится.
«Коррупцию условно можно подразделить на две части: «низовую» (спорадическую) и «верховую» (системную), — объясняет юрист Газимагомед Хириев. — С первой соответствующие госструктуры якобы борются. Кто из нас не слышал о взяточнике-враче или преподавателе вуза, который попался на сумме 3—4 тысячи рублей. Кстати, этот контингент в основном и формирует официальную статистику, где речь идет о тысячах и тысячах уголовных делах по фактам мздоимства. Но для государства более страшна коррупция «верхов», она остается вне внимания статистики, СМИ и общества. Здесь речь уже идет о миллиардах и миллиардах рублей. Высокопоставленный чиновник, особенно федерального масштаба, беря взятки, посылает открытые сигналы подчиненным: дескать, я беру, вы тоже не будьте лопухами. Так создаются коррупционные схемы с вовлечением почти всего управленческого аппарата, в итоге государство может просто развалиться».
Об актуальности проблемы говорит то, что в 2010 году президент страны сообщил граду и миру о мошенничестве при госзакупках «мерседесов». Медведев также рассказал, что выявлены посредники в деле: «Если их смогут «расколоть» и они дадут показания на должностных лиц из Министерства обороны, из Федеральной службы охраны, те пойдут в тюрьму». Руководитель страны тогда же высказался и по хищениям нескольких миллиардов рублей при строительстве трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Самое интересное, что обе истории не имели абсолютно никакого продолжения: в тюрьме не оказался ни один чиновник, никто не возместил ущерб государству, видимо, в процесс оказались вовлеченными слишком могущественные силы.
Известный коммерсант, председатель правления ОАО «Москонверспром» Валерий Морозов недавно обвинил чиновников Управления делами президента России во взяточничестве, когда структура выделила 800 млн долларов на ряд уже возведенных объектов для правительственного санатория «Приморский» в Сочи. Он также признался журналистам британской газеты The Sunday Times, что заплатил взятку в размере около 180 млн рублей заместителю начальника одной из структур этого самого управления Владимиру Лещевскому за заключение выгодного государственного контракта. Коммерсант заявил, что уже обратился с жалобой в правоохранительные структуры, где ему ответили, что «с Управлением делами президента России никто не хочет связываться и ничего у вас не выйдет». Утверждение Морозова, может, и правда, особенно если вспомнить вышеприведенные слова президента России Медведева, что даже ближайшее окружение рекомендовало ему не браться за борьбу с коррупцией.
Ситуация в Дагестане
Естественно, коррупцией охвачен и Дагестан, ситуация здесь в определенной мере схожа с российской, хотя есть и своя специфика. Руководители республики на словах также подтверждают свою готовность к борьбе с коррупцией. В частности, президент Дагестана Магомедсалам Магомедов только в начале февраля этого года заявил следующее: «В республике принята программа противодействия коррупции. Могу ответственно заявить, что люди, запятнавшие себя коррупционной деятельностью, в моей команде работать не будут. Ни одного человека не потерплю! Я ориентирую правоохранительные органы и прокуратуру в первую очередь на то, чтобы вести эту работу до конца. Нет ни одного неприкасаемого человека».
Но на фронте этой борьбы пока никаких успехов не видно. «В Дагестане любую проблему можно решить взятками, — утверждает председатель Независимого профсоюза водителей и предпринимателей Дагестана Исалмагомед Набиев. — Можно также купить любую должность. Все ограничено размерами кошельков. Лично меня больше всего беспокоит ситуация с правоохранительными органами. Сегодня структура превратилась в сплошной рынок коррупции. Конечно, тут работают и честные сотрудники, но они погоды вообще не делают. Знающие люди говорят, что устроиться на службу инспектором ГИБДД можно за 30 тысяч долларов, место помощника прокурора в обычной районной прокуратуре стоит около 10 тысяч, подъем по служебной лестнице в среднем обходится от 5 до 10 тысяч. Каждый «кошмарит» бизнес как может: прокуроры за «крышевание» нелегально ежемесячно получают в среднем по 10 тысяч долларов, оперативники УБЭП и ФСБ, проверяющие экономическую деятельность, кладут в карман 20 тысяч «левых», инспекторы ГИБДД — 5 тысяч, рядовые дознаватели — 3 тысячи, свою долю имеют участковые милиционеры. Часть денежных средств идет на самый верх, в Махачкалу и Москву, вплоть до лоббистов в высших органах. Свой прейскурант имеет и фемида. Кресло судьи стоит 50—100 тысяч долларов, далее потраченные деньги частично возвращаются через посреднические услуги так называемых «черных адвокатов», которые предлагают «уладить» любое дело с конкретным судьей за вознаграждение. И на фемиду нет никакой управы. 99% жалоб на коррупцию обычно заканчиваются получением ответа, что «суд независимый и правоохранительные органы не имеют права вмешиваться в его дела». С подобными ответами приходилось сталкиваться даже мне. «Левые» деньги получают участники спецопераций, в последующем взятки уходят на судебные разбирательства, выкуп трупа и так далее. Говорят, что место депутата нашего парламента стоит около 200 тысяч долларов. Это только прямая коррупция, а ведь есть еще и скрытая».
В шкале отраслевой коррумпированности в Дагестане первое место, по мнению экспертов и обывателей, досталось системе высшего образования, за ним пристроились МСЭК, полиция, детские сады, судебные структуры. В свою очередь, согласно данным того же фонда «Общественное мнение» Дагестан по уровню коррумпированности занимает 9-е место из 83 субъектов федерации. Единственное, что нас может утешить, — что вышестоящие позиции выглядят следующим образом: Кабардино-Балкария, Камчатский край, Северная Осетия, Санкт-Петербург, Волгоградская область, Краснодарский и Ставропольский края. Правда, отдельные эксперты объясняют место Дагестана тем, что здесь просто не принято жаловаться. В частных беседах наши высокопоставленные чиновники заявляют, что в наибольшей мере мздоимством поражена Москва, но тут нужно иметь в виду один нюанс. Главы районов Дагестана чуть ли не открыто утверждают, что самой коррумпированной у нас является республиканская власть: мол, позитивные подвижки в любом вопросе в Махачкале появляются только после дачи взятки нужному человеку. Конечно, часть истины в этом утверждении есть, но эта уловка, по сути, направлена на защиту своего нечистоплотного образа жизни: дескать, я даю в Махачкале (Москве), поэтому и приходится воровать государственные средства, брать от вас взятки и так далее.
Пути решения проблемы
Нет никакого сомнения, что коррупцию при желании действительно можно уничтожить. Для первоначального этапа не нужны даже большие финансы и кадровые перемены. Ключевое звено в процессе — свободные СМИ. Чтобы журналисты могли сполна выполнять свои функции, необходимо облегчить доступ к информации о деятельности всего государственного аппарата. Любой материал о коррупции должен стать сигналом к немедленному действию, на период ведения следствия чиновника надо отстранить от работы. Пока же в Дагестане наблюдается обратный процесс.
Помнится, в свое время «НД» писало о системе взяток в газовой отрасли, одному начальнику не понравилось, что его имя упоминается в материале, он обратился в суд, который и наложил штраф на еженедельник: мол, вы опозорили честнейшего человека. И нет никакого сомнения, что фемида вынесет вердикт в пользу любого, даже самого прожженного взяточника.
Необходимо в законодательном порядке сделать открытой деятельность публичных органов. Закон о свободе доступа граждан к государственной информации в России давно разработан, но его принятию противится Госдума.
Необходимо обеспечить максимальную прозрачность и конкуренцию при осуществлении государственных закупок и подрядов. Сегодня в различных тендерах обычно участвуют лишь доверенные люди определенных сановников, о прозрачности торгов можно только мечтать. Полная информация об имущественном положении и доходах чиновников, их родственников должна стать общедоступной, до сих пор ни на одном официальном сайте Дагестана нет такой информации, а то, что есть, ничего кроме усмешки не вызывает.
Бороться с мздоимством можно с помощью добровольных осведомителей, которым в последующем выплачивается 30% стоимости выявленного по их доносам материального ущерба. Каждого дорожного полицейского надо снабдить видеокамерой с фиксацией всех его действий.
Можно начать по примеру других стран с более глобальных реформ. И тут пригодятся как авторитарно-тоталитарные, так и демократические методы. В Китае взяточников публично расстреливают, казнь транслируется по государственным телеканалам, имущество конфискуется в пользу государства. В Уганде сократили госаппарат, повысили зарплату чиновникам, для них создали жесткий этический кодекс. В Гонконге официальные и неофициальные институты тщательно занимаются мониторингом действий властей, также ужесточено законодательство. В Сингапуре при министерстве финансов создали специальную антикоррупционную программу, которая, в частности, включает в себя следующие меры: совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями для исключения проволочек; обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими; введение ротации чиновников во избежание формирования устойчивых коррупционных связей; проведение внеплановых проверок; обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях; введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3—5 лет.
Перечень рекомендаций и примеров можно приводить и далее, но, честно говоря, лично я сам убежден, что никаких перемен россияне и дагестанцы в ближайшее время не увидят. Проблема в самой системе, она действительно не может физически существовать вне коррупционного пространства, частные косметические меры уже не помогут ни стране, ни республике. Нужен переход на совершенно новый уровень мышления и действий, нужно формировать нового человека на дееспособной идеологической матрице, что возможно только при всеобщем единении и мобилизации всех ресурсов. И когда придет такое время, и придет ли оно вообще, известно одному Всевышнему, поэтому война с коррупцией заранее считается проигрышной…
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=5741