Таус Махачеву лучше знают в Москве, чем в Дагестане. И это при том, что она активно позиционирует себя именно как дагестанскую художницу, много работает с национальным материалом, часто посещает республику с лекциями, персональными и групповыми выставками, дарит республиканской библиотеке арт-литературу.
2011 год для художницы во многом знаковый. Зимой состоялась первая персональная выставка Таус в Москве в галерее «Паноптикум INUTERO», чуть позже, весной, — в миланской галерее Impronte Contemporary Art, а сентябрь и вовсе побил все возможные (не только личные) рекорды.
Во-первых, Таус вошла в основную программу Четвертой Московской биеннале современного искусства «Переписывая миры» / Rewriting worlds, которая проходит с 23 сентября по 30 октября в Москве. Основной проект биеннале представлен на двух площадках: в новых выставочных залах в Центре дизайна Artplay и в пространстве ЦУМ Art Foundation. Его куратором выступил Петер Вайбель, художник, теоретик новых медиа, глава ZKM (Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ). И это даже больше, чем просто круто. Комментируя финальный список участников основного проекта, Петер Вайбель поясняет: «Мы собрали вместе художников из разных стран. Это дает действительно глобальное представление о современном искусстве. Многие из них еще не очень известны, но все они вносят важный вклад в развитие современного искусства».
В рамках основного проекта представлено 13 произведений российских художников, и Таус — одна из них. В основном проекте Таус представила фото- и видеопроект «Быстрые и Неистовые», который интересен по-особенному. Город взбудоражила работа художницы над этим видео. Ведь для него Таус обклеила новенький черный лексус шубами, купленными на блошином рынке. В такой тюнингованной машине художница приехала на нелегальные гонки на Каспийской трассе, намереваясь погонять там, и ездила по городу. Смотрелось более чем вызывающе. Махачкала снимала увиденное на телефон, устраивала погони за чудо-машиной и даже интересовалась, где можно сделать подобный тюнинг. А Таус снимала все происходящее на камеру. Арт-теоретик Алексей Масляев в тексте к проекту говорит вот о чем: ««Быстрые и Неистовые» рассматривает ряд социальных изменений, связанных с особенностями функционирования медиа в современном мире, погружаясь в субкультуру уличных гонщиков. Пассивное или активное участие в нелегальных заездах автоматически становится знаком принадлежности к «эксклюзивному», закрытому сообществу и символически наделяет его членов характеристикой «настоящий мужчина». Для «настоящего мужчины» машина — продолжение его самого, и подтверждением этому может считаться особое внимание стритрейсеров к дизайну и техническому совершенствованию автомобиля. Чтобы быть принятой сообществом, Таус Махачева тоже «тюнингует» свою машину — покрывает внедорожник сшитым чехлом из старых шуб. Несмотря на то, что гонка, в которой планировала участвовать художница, не состоялась из-за приезда полиции, артистическое вмешательство в городскую среду все-таки произошло».
Во-вторых, 17 сентября в пространстве галереи GMG открылся специальный проект IV Московской биеннале «Из области практического знания», куратором которого выступил Станислав Шурипа. Среди 42 авторов, задействованных в проекте, есть и Таус с фотодокументацией перформанса Delinking («Размежевание»). Вот как сама художница описывает эту работу: «Для этого перформанса мое лицо было расписано хной: индийским, африканским и ближневосточным узорами. После того как хна высохла, мое лицо поменяло цвет и стало оранжево-коричневым, этот новый цвет держался около недели».
Суть спецпроекта биеннале и названия «Из области практического знания» куратор расшифровывает так: «Есть формальное знание, которое существует отдельно от человека, например: дважды два — четыре. А практическое знание — такое, которое трудно формализовать, и оно не существует отдельно от человеческого опыта. Например: традиционный художник рисует натюрморт и думает, что у него талант, а на самом деле, как сейчас выясняется, это некая сложная форма знания, которая не всегда формально осознается умом. Знает тело, психика или нервная система. То есть речь идет о том, что одна из важных задач сегодняшнего искусства — являться источником такого практического знания. И не только в том, что у одного художника — такая живописная манера, а у другого — иная, а в том, что именно в новых методах искусства, когда художник является экспериментатором, выясняется нечто такое о мире, что, с одной стороны, может быть, трудно применить (в отрыве от художественной практики даже не всегда понятно, что оно значит), но, во-вторых, открывает новые знания о людях и о мире», — говорит Шурипа.
В-третьих, есть еще один спецпроект биеннале — «Неверная адресация». Экспозиция представляет собой остроумный и органичный сплав работ семи художников, объединенных темой «нахождения не по адресу» и «путешествия в неверном направлении». Единственным российским автором проекта стала Таус с видеоработой «Иди». «Работа выстаивается на контрастирующем принципе между объектом показа и субъектом действия. Панорамный, аскетичный пейзаж редуцирует человеческую фигуру до уровня объекта, которым этот пейзаж манипулирует. Состояние покоя, статика и буквальность этого пейзажа противопоставлена динамике человеческой фигуры. На фоне колоссального и довлеющего пейзажа действия и само присутствие человека кажется ничтожным. Человек не может охватить всю панораму своим взглядом, находясь в ситуации борьбы с собственными ощущениями и эффектами подобного контакта. Однако любопытно, что когда возвышенное транслируется через видео, воспринимающий субъект приобретает зрительскую позицию. Зритель смотрит как бы сверху и охватывает целостность панорамы. Таус стремится найти грань между личностным и общественным — и исходя из этого понять, в чем же роль художника в современном обществе.
И, наконец, в-четвертых. По итогам голосования жюри и экспертного совета оргкомитет самой престижной в России художественной премии Кандинского представил шорт-лист номинантов 2011 года. И в номинации «Медиа-арт проект года» среди десяти авторов значится фамилия Таус. Художница номинирована за проект «Пуля» — видеодокументацию перформанса, в котором Таус стреляет из пистолета в песок и долго пытается отыскать в нем пулю: «Приехав домой, в Махачкалу, снимать эту работу, я узнала, что на углу моего дома застрелили трех милиционеров. О чем может быть работа с использованием оружия, снятая в таком контексте? Я стреляю в песок из «макарова», пистолета, который идет в стандартном наборе милиционера…» — говорит Таус в описании проекта. Остается только дождаться финального голосования и узнать, кого жюри премии сочли главными российскими авторами стремительно подходящего к концу года. Наши симпатии вам известны.
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=5692