Музей истории Махачкалы открывает выставку работ молодых фотографов «Городские новеллы» на которых отображена другая Махачкала, отличная от типичных любительских и «глянцевых» парадных кадров. Улицы, дома, магазины, кафе, дворы, городские персонажи, архитектурные доминанты, рассветы, закаты, истории жизни маленьких людей, рынки, палитра человеческого разнообразия…
Открытие выставки состоится сегодня в музее города в 16 часов.
«…Один из самых простых способов любить город, в котором живешь — время от времени смотреть на него глазами чужака, если, конечно, злая судьба не забросила тебя в совсем уж мерзостную дыру».
М.Фрай
Каждый день мы вступаем в диалог с городом, в котором живем. Когда смотрим на него из окна своего дома, когда идем по его улицам, когда слышим его звуки и запахи, когда несемся по его дорогам. Иногда, чтобы почувствовать душу города, его пульс и ритм, достаточно просто остановиться и посмотреть вокруг…
У разных поколений своя интерпретация города. Со временем город обзаводится новыми арх- и культ-объектами, сосуществующими в живом организме одновременно со старыми, иногда присутствующими лишь в памяти человека.
У каждого из нас свой город.
Выставка «Городские новеллы» – это город глазами молодых людей, составляющие которой — город, человек и фотография. Она объединила работы — Дауда Ахмедова, Геннадия Викторова, Артема Гапурова, Елены Джетере, Шамиля Кадиева, Камбулата Мамаева, Джейран Малакурбановой.
На этих фотографиях отображена другая Махачкала, отличная от типичных любительских и «глянцевых» парадных кадров. Улицы, дома, магазины, кафе, дворы, городские персонажи, архитектурные доминанты, рассветы, закаты, истории жизни маленьких людей, рынки, палитра человеческого разнообразия… Эти фрагменты вплетены в ткань города и составляют его идентичность.
Город как текст, который говорит со своими жителями. Каждый снимок на выставке – это цитата из этого текста.
Авторы фиксируют «живые» уголки старого и нового города, находят «характерные персонажи» на городской сцене. Эти неодушевленные объекты создают вокруг себя городскую сагу. Старый фонарь, заостренный край углового дома, вдавленный в асфальт болт, приставленная к стене лодка, качели заброшенного парка, манекены на ночном рынке, элегантный колодец дворовой арки. Их множество. Эти персонажи ведут собственную жизнь. Они – свидетели истории и сами действуют как история, открывая некую глубину внутри настоящего. Они пересекают время и связывают собой пространство. Они обращают город в огромное хранилище памяти, где процветает множество поэтик.
Часто точка фокуса авторов находится именно в старой части города. Это место особенной энергии, место силы, городских символов и коллективной памяти. Здания и жилища, принадлежащие одновременно к нескольким мирам сохраняют базовый аспект города – его многозначность.
Каждый из семи молодых фотографов находит свои составляющие, образы и метафоры в городской полифонии, которые помогают донести его смыслы. Импульсы, считанные авторами в городской среде, запускают сложный процесс внутреннего видения, связанный не только с магией места живописных промышленных развалин, старого квартала или архитектурного объекта, вписанного в тело города. Фотограф, резонируя с определенной средой, находит эмоциональное основание для фиксации, подтвержденное его личным переживанием и опытом. Отсюда, вырисовывается индивидуальный авторский стиль.
Несмотря на монохромность, остроту перепадов и контрастов, в работах очень много любви и нежности к своему такому разному, маргинальному городу.
Авторы выставки — это люди, несущие идеологию современного города, молодые, талантливые, амбициозные. Практически все успешно используют платформу социальных сетей, как альтернативный канал для презентации и продвижения своих работ.
Круг авторов включает в себя уже достаточно известных и успешных художников и фотографов, имеющих выставочную биографию. Интересны и выразительны работы фотографов, впервые высказывающихся на художественной сцене. И те, и другие, блестяще передали пластику городской жизни, обнажая тезис — «Город, в котором я живу является частью моей идентичности».
Для современного человека город перестает быть судьбой. Он его выбирает.