Театр, театр и еще раз театр. О нем говорят, о нем пишут, его показывают по телевизору, одним словом, в Махачкале настоящий театральный бум. Третий Международный фестиваль русских театров привлек внимание даже тех горожан и гостей столицы, которые раньше поход в театр считали пустой тратой времени.
События развиваются с неимоверной скоростью, и заядлые театралы с трудом успевают переключиться с одного представления на другое, а от того, что происходит на сцене, часто захватывает дух.
Тамбовский государственный драматический театр представил дагестанцам моноспектакль «Советские штаты Америки» — название, согласитесь, весьма парадоксальное. Андрей Кружнов, постановщик и исполнитель главной и единственной роли, интриговал на протяжении всего спектакля, все полтора часа зритель находился в сопереживающем напряжении. Строгое, даже аскетическое оформление сцены позволяло сосредоточиться на содержании, не отвлекаясь на мелочи. Сцена почти пуста. Вся декорация — два стула и несколько свисающих на ниточках картонных звездочек, оклеенных разноцветной фольгой.
На сцене обычный лузер, то есть неудачник, маленький человек, мечтающий о большом счастье. Вот только вопрос: где его искать? Он ищет его в семье, в работе, в любви — и не находит. Но ему есть куда бежать — в Америку «обетованную». Она встречает его совсем неласково, но именно там он находит отголоски своего советского детства. Точнее, мечту своего советского детства о спокойствии и надежде, которую он ощутил на окраине Питтсбурга «в лучах заката, похожего на восход».
Артист находит много общего между, казалось бы, столь разными государствами, как суровый Советский Союз и такая заманчивая для всех Америка. Он размышляет о том, что за годы смертельного противостояния эти государства-антиподы так вжились друг в друга, что теперь их трудно различить.
Несмотря на то, что артист на сцене всего один, спектакль строится на диалоге… диалоге со зрителем, к которому Андрей Кружнов обращается со своими вопросами и утверждениями.
У пьесы, как и у истории, нет конца. Финал открыт, и каждый, уходя из зала, может придумать его для себя. «Человек должен иногда быть неудачником, чтобы поднимать глаза к небу и молиться или опускать их вниз и каяться», — завершает свое выступление Андрей Кружнов. И в этом, пожалуй, есть некая философская идея.
Следующий спектакль, который проходил уже на сцене Кумыкского театра и как бы продолжил мысль Андрея Кружнова о том, что если человеку везет всегда, то он забывает о совести и о Боге.
Трагикомедия «Искушение» Русского государственного музыкально-драматического театра Республики Ингушетия (г. Назрань) долгое время была под запретом на родине, ее сняли с показа, обвинив… Впрочем, обвинения были надуманные, просто многие узнали себя в главном герое.
Адвокат Версаче, которого играет Рустам Евлоев, — главный герой и режиссер в одном лице, из рядового неудачника, мелкого чиновника в министерстве превратился в министра благодаря хитрости и изворотливости своей жены Матильды (Фатима Ахтильгова). Дорога к заветному креслу была устлана пачками денег, которые он брал и давал для достижения своей цели.
Долгое время уловки оказывались удачными, махинации проходили незамеченными, друзья помогали наращивать капитал, а семья – дочь и жена – безумно радовалась финансовым успехам. Но момент истины тоже был не за горами. Предательство одного из партнеров повлекло за собой крах всех планов и надежд министра. Вершина карьерной лестницы превратилась для него в тюремную камеру, а все друзья, подельники и даже члены семьи отвернулись, не желая «тонуть» вместе с министром-неудачником.
Говорят, что хороший спектакль должен быть поставлен не просто игры ради, а для достижения конкретных целей и результатов. «Искушение» — один из тех спектаклей, которые не просто актуальны и затрагивают «злобу дня», в нем еще большой назидательный смысл для тех, кто может, как и адвокат Версаче, обманывать себя мыслью: «Если не я возьму, то возьмет кто-нибудь другой». Спектакль словно намек и укор не чистым на руку чиновникам, которые в погоне за положением и деньгами забывают о благополучии народа.
Трагикомедия вызвала у зрителей большой интерес, помимо богатого смыслового наполнения, выделялась и игра артистов. Особенно запомнился главный герой, который вжился в свою роль настолько, что, казалось, всей душой переживал все происходящее.
Спектакль закончился, артисты получили заслуженные овации, поздравления и традиционный символ фестиваля в форме двух обращенных друг к другу масок. К счастью, в программе фестиваля еще много интересных и ожидаемых представлений.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=19050