Леонид Левашов: «Еще один шаг и мы упадем в пропасть»
Россию спасет только высокая гражданская активность народа
В то время как арабский нефтяной «пирог» делят между собой сверхдержавы, мировой финансовый рынок сотрясают автоматные очереди в Триполи, а простой дагестанский народ продолжает метаться в поисках хлеба насущного, президент России Дмитрий Медведев подписал указ, давший старт официальной предвыборной гонке за вожделенные думские мандаты.
О том, к чему могут привести события на арабском Востоке и какое место уготовано России на новой геополитической карте мира, читателю «НВ» рассказывает президент Академии геополитики, доктор исторических наук, генерал-полковник Леонид Ивашов.
Леонид Григорьевич, ваш экспертный прогноз – есть ли будущее у России и Северного Кавказа и, если есть, каким вы его видите?
– Мы уже вплотную приблизились к пропасти. Ситуация такая, что еще один шаг и мы упадем туда. В таких условиях народ, когда замечает, что его заталкивают в пропасть, оборачивается и говорит: уходите! Никто за нас ничего не сделает, и, еще раз повторюсь, что сегодня все зависит от самого народа. Надеяться только на себя и проявлять активную гражданскую позицию – это единственный выход из ситуации.
Можно с уверенностью сказать, что 95% населения России едины в том мнении, что существующая власть опасна для страны. Поэтому и те полторы-две тысячи дагестанцев, которые, взявшись за оружие, бегают по лесам республики, тоже должны осознать, что этот путь не даст результатов, а будет только мешать объединению.
Могу сказать однозначно, что угрозы гражданской войны сегодня нет. Мне кажется, что народ просто объединится против диктатуры олигархата, и все. И лучше, чтобы это объединение началось уже накануне выборов в Госдуму.
Сегодня есть предложение объединиться «коммунистам» и «справедливороссам» и выдвинуть на пост президента России человека, который не будет членом ни той, ни другой партии, но которого поддержат все регионы.
При этом условии практически все общественные объединения и организации, а также люди, которые давно не ходят на выборы, консолидируются в выборе «своего» человека. Вот этот вариант был бы самым лучшим. А главное – законным.
Вы можете назвать человека, обладающего всеми качествами лидера-президента, в котором так нуждается народ?
– Нет. Имен, конечно же, называть я не буду.
Потому что, сами знаете, стоит появиться какому-нибудь хорошему человеку с задатками лидера, как тут же он либо умирает очень рано, либо его политической карьере приходит конец. Думаю, что любой умный и мужественный россиянин сегодня был бы лучше, чем существующая власть.
Мы сегодня являемся свидетелями целой волны так называемых «твиттерных» арабских революций, которые одна за другой свергают режимы, устоявшиеся на протяжении не одного десятка лет власти. Где-то это получается быстро, где-то эти процессы затягиваются, но сам факт уже отрицать невозможно, причем движет этими процессами молодежь, уставшая от ига. Ни для кого не секрет, что уже достаточно большое количество представителей кавказской, в частности дагестанской молодежи (порядка 1500–2500 человек), находится «в лесу». Большинство из них отучилось в исламских вузах Египета и Сирии.
Каким образом, на ваш взгляд, «арабский» фактор может сказаться на обстановке в республиках Северного Кавказа?
– Безусловно, ситуация на Арабском Востоке и в мусульманском мире влияет и на ситуацию в России. И не всегда в положительном плане. Среди всех цивилизаций исламский мир сегодня самый отстающий, в том числе и центр этого мира – Арабский Восток. А ведь раньше арабская цивилизация была передовой. Здесь происходит развитие радикального, необразованного ислама напрямую способствует деградации Арабского Востока. Причем все эти процессы поощряются Западом.
У меня был такой случай. Когда создавалось движение «Талибан», я получил информацию, что этот процесс обсуждался в Объединенном развед-управлении Пакистана, совместно с резидентурой ЦРУ и представителями спецслужб Саудовской Аравии. Тогда пакистанцы предложили формировать это движение на основе национально-освободительных принципов, но не на основе религиозной фундаментальности.
Но американцы настояли, чтобы движение это формировалось именно на основе радикального ислама. И когда мы обсуждали эту информацию, то решили, что американцы – «дураки» и наступают на те же грабли, что в случае с Аль-Каидой. И я уверовал, что американцы совершили ошибку. Но уважаемый мною лидер Северного альянса Афганистана Ахмад шах Масуд, когда я этот вопрос задал, объяснил мне, что этот фундаментализм и радикализм не дает мусульманам развиваться, сдерживает их в развитии. С другой стороны, он делает их фанатичными.
Сегодня многие ученые в исламском мире говорят, что нужно несколько развивать религию. Ну не может она, родившись в 7–9 веках, быть актуальной сегодня (!). С одной стороны, ислам держит человека в состоянии глубокой нравственности, но, с другой – он тормозит развитие. И это отставание консервирует молодежь, а кто-то использует это в качестве инструмента. Радикализм, в первую очередь, дискредитирует саму религию ислам, он вызывает антогонизм и невосприятие, отторжение его другими конфессиями, ну а в-третьих – он тормозит развитие стран, где этот радикализм присутствует.
Почему английские спецслужбы финансировали создание и развитие движения «Братья мусульмане», почему сегодня штаб-квартиры этой организации, сирийской например, находятся в Лондоне и так далее? Таких примеров множество. Спецслужбы могут использовать их для разжигания межконфессио- нальной розни и дестабилизации в нужный момент ситуации как на территории своей страны, так и на территории другой, нужной им страны.
Эта же система проглядывается и в Дагестане. Возьмите советский период. Как бы ни критиковали компартию, Сталина, но в то время было сделано одно – межконфессиональное несоответствие было, так сказать, придавлено. Тогда религию, и христианскую, и ислам, отодвинули, на второй план во избежание возникновения конфронтаций. Но давать людям базовые религиозные знания, воспитывать в людях мужество, любовь к близким и отечеству с помощью религии Союз не запрещал. Запрещал лишь лезть в государственные дела. Остальные же светские знания и принципы давались людям различных национальностей в одном «букете», что, естественно, людей равняло между собой.
Какие великие поэты были в том же Дагестане? Тот же Расул Гамзатов – человек с общесоюзным именем и даже мировым, он поощрялся. Были певцы, танцоры, ученые, врачи и так далее. Талант и знания – все получало развитие. Это возводилось в ранг общесоюзной культуры и было объединяющим фактором. И сегодня на различных конференциях с участием религиозных деятелей всех конфессий, где они говорят, что прихожан становится все больше и больше, я задаю вопрос: какая же задача сегодня стоит перед государством – сделать всех верующими или, опираясь на религиозные принципы, воспитать в россиянине яркую творческую личность, чтобы у нас были свои конструкторы, поэты и ученые… и вообще талантливые люди. Система должна воспитывать, прежде всего, честного, образованного, мужественного и справедливого человека. Этот архетип сегодня размыт. На экранах телевизора последние двадцать лет кого мы видим в качестве главных героев фильмов – воров, убийц, проституток и предателей. Разве такой архетип нам нужен?
Ахмад шах Масуд сказал тогда, что многие мусульмане смотрели на Советский Союз, как на путеводную звезду: «У вас было много мусульман, хороших и знаменитых алимов». Ну я знаю, что был крымский Аметхан Султан… Но шах Масуд привел в пример человека по имени Талгат, фамилию я не разобрал. Потом уже я поручил выяснить, кого имел в виду Ахмат шах Масуд. Оказалось, это Талгат Якубекович Бельгельдинов – дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Казахстана. То есть они внимательно следили, а мусульмане наши не понимали, что вообще-то исламский мир Советского Союза был наиболее образован и адекватен.
Да, я понимаю, нужно совершать хадж, нужно держать связь с остальным мусульманским миром, но нужно и помнить, что мы единственная страна в мире, где почти двести народов уживались как одна семья, и мы не выйдем в лидирующее число народов по культуре, экономике, другим достижениям, если будем разрознены.
Две матрицы, славянская и тюркская, слившись воедино, сделали нас великими. Это был феномен в истории человечества. Писатель Сергей Карамурза называет эту цивилизацию советской. Это поистине уникальное историческое, культурно-цивилизационное явление.