«Томь» может сняться с чемпионата премьер-лиги. Махачкалинский «Анжи» покупает за десятки миллионов евро Самюэля Это’О. При этом Дагестан не богаче Томской области. Истории расцвета и гибели российских клубов в разных игровых видах спорта показывают: у нас все основано на банальной показухе, «политической» нагрузке на бизнес, но не на искренней любви к делу.
На томском стадионе «Труд» висит знаменитый баннер. Гигантский портрет нынешнего премьер-министра России Владимира Путина, его указующий перст и путинская цитата: «В Томске должен быть футбол!». «Должен» не в смысле «обязан». А в смысле «город заслужил, чтобы там была команда мастеров». Лично Путин пытался спасти футбольный клуб «Томь», утвердив список его спонсоров. Сейчас все спонсоры успешно отскочили, областное правительство финансировать команду не хочет, и клуб оказался на грани финансового краха. Видимо, название «премьер-лига» следует трактовать буквально: захочет премьер — будут жить или даже процветать те или иные команды, не захочет — превратятся в клубы дыма.
Точно так же Путин утверждал список спонсоров самарских «Крыльев Советов»: команда последние годы дышит на ладан. На политическую поддержку проекта надеялся и бизнесмен Дмитрий Якушев, когда решил возродить в Сочи футбольный клуб «Жемчужина», — мол, накануне Олимпиады (между прочим, зимней, не имеющей к футболу никакого отношения) поступит заказ сверху и клуб начнут спонсировать олигархи. В результате случился всероссийский позор. В начале 2010 года клуб начал давать сверхамбициозную наружную рекламу, а потом и рекламу на ТВ. Ролики снимал специально нанятый известный французский фотограф и клипмейкер Бруно Авейан, работавший для таких знаменитых компаний и марок, как Paco Rabanne, Louis Vuitton, Bailey’s, Lacoste, Guerlain. Команда называлась в этих роликах будущим российского футбола. А в начале августа 2011 года снялась с чемпионата Футбольной национальной лиги: «будущее российского футбола» оказалось недолгим.
Пока одни команды скупают иностранных звезд пачками, не имея никакой прочной финансовой и инфраструктурной основы, другие загибаются прямо на глазах. Но стратегически судьба купающихся ныне в деньгах «Зенита» или махачкалинского «Анжи» не выглядит более счастливой, чем у «Амкара», «Томи» или уже почивших в бозе ФК «Москва» и раменского «Сатурна». Изменится политический расклад в России, поменяют начальников в «Газпроме», и «Зенит» снова превратится в команду, которой был на протяжении всей своей советской и начала постсоветской истории — все там будет бедненько и чистенько. «Анжи» пока и вовсе выглядит как непонятная забава Сулеймана Керимова — он, конечно, болельщик, но раньше хотел идти путем Романа Абрамовича, покупать приличный зарубежный клуб, а с недавних пор вдруг решил превратить скромный «Анжи» в российский «Манчестер Сити». Такая сказка может кончиться очень быстро, тем более что в современном спорте просто за любые деньги успех не купишь.
При этом Россия теряет знаковые клубы не только в футболе. История мужского волейбольного ЦСКА, который 13 раз побеждал в Кубке европейских чемпионов, трижды выигрывал Суперкубок Европы, 34 раза становился чемпионом СССР и России, а в июне 2009 года после нескольких лет прозябания в низших лигах прекратил существование, очень показательна. Фактически команда стала жертвой скандальной реформы армейского спорта, ставшей частью общего сокращения армии. Причем в российском волейболе деньги есть. Но на легендарную команду, чья роль сопоставима с ролью «Реала», «Барселоны» или «Милана» в мировом футболе, их не нашлось. Сейчас команду, к счастью, как-то пытаются возродить, но финансирования, достойного имени и истории этого клуба, по-прежнему нет. На официальном сайте клуба даже висит жалостливый опрос: «Верите ли вы в возрождение ЦСКА?» Мы едва не потеряли хоккейные клубы, ставшие частью большой истории — московский «Спартак» и тольяттинскую «Ладу». В случае с «Ладой» пока рано говорить о реальном полноценном спасении.
Понятно, что разорение команд в игровых видах спорта — вещь достаточно обычная не только в России. Нынешний чемпион Германии по футболу дортмундская «Боруссия» несколько лет назад оказалась на грани полного финансового краха и вынуждена была заложить свой стадион. Плохи дела у некоторых известных испанских клубов, в частности у «Валенсии». На грани исчезновения оказался английский «Портсмут», к чему приложили руку и выходцы из России. Но нигде в цивилизованном спортивном мире нет такой критической зависимости финансирования некоторых спортивных проектов от политической воли правителей или прихотей олигархов. Премьер-министр Великобритании не станет спасать не то что «Портсмут», но даже «Ливерпуль» или «Манчестер Юнайтед», назначая им спонсоров.
России так и не удалось выстроить цивилизованные механизмы финансирования спортивных команд и большого спорта как такового. Бюджеты клубов непрозрачны, зачастую даже непонятно, кто реально владеет командами. Достаточно вспомнить скандальную история разорения раменского «Сатурна» — концы не могут найти до сих пор. Разумеется, ситуация в спорте не слишком отличается от общей практики владения российскими компаниями. Но в спорте при желании навести финансовый порядок легче, чем во всей экономике. По крайней мере тогда мы будем знать, какие спортивные клубы могут превратиться в ближайшее время в клубы дыма. И кто в этом виноват.
Источник: http://www.mn.ru/newspaper_sport/20110826/304351383.html