Резонансное дело, которое едва не взорвало Дагестан, на грани развала.В Дагестане стало известно, что потерпевшая в громком деле об изнасиловании, 13-летняя Залина Аюбова отозвала свое заявление. Прошлой осенью в Хасавюрте четверо молодых людей чуть более старшего возраста, чем сама Залина, похитили ее, удерживали в течение трех дней и, по версии следствия, систематически насиловали ее.
После того как мать девочки обратилась в хасавюртовский отдел внутренних дел, участников преступления задержали далеко не сразу – строго говоря, лишь после того, как эта история получила огласку в интернете. Несколько «живых журналов», перепостивших сообщения о происходящем, в течении нескольких суток оставались в числе лидеров рунета по числу посещений. Мир как раз находился под впечатлением от революционных событий в Тунисе и Египте, и в какой-то момент показалось, что в Дагестане вот-вот начнется своя «твиттер-революция». После этого всплеска общественного интереса молодые люди были задержаны, а президент Дагестана Магомедсалам Магомедов пообещал взять расследование под свой контроль. Местные и международные правозащитные организации оказывали семье потерпевшей всемерную поддержку. Теперь громкое дело близко к тому, чтобы полностью развалиться.
В управлении Следственного комитета РФ по Дагестану «МН» рассказали, что заявление Залина забрала еще 5 августа. «Она объяснила, что все происходило с ее согласия. Причем вместе с ней при этом присутствовали ее законные представители – мама, педагог и адвокат», — сказал представитель следствия. По его словам, теперь всех четырех обвиняемых, которые проходили по делу об изнасиловании, «придется освобождать из-под ареста». «Трое из них несовершеннолетние, поэтому в отношении них преследование, скорее всего, будет вовсе прекращено. А вот один из них на тот момент совершеннолетия уже достиг, поэтому даже если все и происходило по обоюдному согласию, от ответственности это его все равно не освобождает. Дело в отношении него вскоре будет направлено в суд, но статья ему, конечно же, будет изменена со 131-й (изнасилование) на 134 – половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста», — сказал собеседник «МН».
Известный дагестанский адвокат Расул Кадиев считает, что возможны два варианта. Есть некоторая вероятность, что именно теперь Залина сказала правду, и ни похищения, ни изнасилования в действительности не было. «Но факт изнасилования ведь доказывается не только чьими-то словами: существует, например, медицинская экспертиза», — говорит Кадиев. Второй вариант объяснения поступка теперь уже бывшей потерпевшей – то, что она сама и ее семья все-таки уступили давлению со стороны самих злоумышленников и их семей.
Один из известнейших дагестанских блогеров, чей «живой журнал» поставил рекорд посещаемости после публикации хасавюртовской истории, сказал «Московским новостям», что крайне разочарован и считает, что мать Залины просто «продала ее»: с его точки зрения, заявление было отозвано в обмен на круглую сумму «отступных».
Расул Кадиев никак не прокомментировал эту точку зрения, но напомнил, что мать Залины с самого начала отказывалась от любых предложений неформальной компенсации – от денег, квартир и т.п., — и настаивала именно на законном расследовании и справедливом приговоре. Собственно говоря, огромный резонанс хасавюртовской истории был вызван, с одной стороны, самим фактом ее огласки – традиции и этикет дагестанского общества в обычной ситуации огласку исключают, поэтому большинство изнасилований никак не попадают ни в официальную статистику правоохранителей, ни в поле зрения общественности. Сам по себе факт огласки был для семьи Аюбовых в своем роде героическим поступком, требовавшим большого личного мужества.
С другой стороны, общественное возмущение было усилено слухами о том, что злоумышленники находятся в родстве с кем-то из хасавюртовской администрации и именно поэтому имеют шансы избежать законного наказания. С этой точки зрения, после огласки конфигурация этой истории оказалась достаточно оптимистической для потерпевших: президент Дагестана, взявший дело под контроль, получил еще и дополнительный козырь для борьбы со своим политическим противником, мэром Хасавюрта Сайгидпашой Умахановым. «Теперь ситуация оказалась, мягко говоря, неудобной для президента, — говорит Кадиев. – В то же время он сам должен был быть осмотрительнее в высказываниях: все-таки по закону следствие у нас независимое».
Кадиев считает, что независимо от реальных причин отзыва заявления главный недостаток сложившейся ситуации в том, что процесс вместо прецедентного суда над насильниками может теперь превратиться в рекламу безнаказанности такого рода преступлений. «В Дагестане огромное количество изнасилований, которые не регистрируются, — говорит адвокат. – Это реальная проблема. Есть молодые люди, спускающиеся с гор, никогда толком не видевшие женщин. Увидев, что молодые женщины, к примеру, курят или не покрывают голову, они автоматически записывают их в разряд проституток и считают, что с такими позволено делать что угодно. Обычаи, как правило, исключают для потерпевших обращение в правоохранительные органы. Во многих случаях такие дела до сих пор решались фиктивным браком насильника с жертвой: формально он становится мужем, и семья потерпевшей отказывается от претензий. Если теперь, после того, как Аюбова забрала заявление, всех отпустят, это будет означать рекламу: оказывается, проблему можно решить, если девушка заберет заявление». По словам Кадиева, вероятный развал дела — очередной повод для разочарования в эффективности и вообще жизнеспособности системы защиты прав и интересов россиян посредством следствия и суда. В Дагестане это разочарование и так очень велико, и часто именно оно заставляет молодежь делать выбор в пользу шариата или вообще выхода на "тропу войны".
Напомним, по официальной статистике МВД, Дагестан занимает второе с конца место в рейтинге регионов РФ по уровню преступности. Лучше, чем в Дагестане, дело, с точки зрения полицейских криминологов, обстоит только в Чечне.
Источник: http://www.mn.ru/blog_caucasus/20110817/304124695.html