Дагестан издревле славился уникальными народными художественными промыслами. И это неслучайно. Каждая из более чем 100 национальностей горного края веками формировала и совершенствовала свою культуру, имеющую наряду с общедагестанскими чертами свои индивидуальные, специфические особенности. И сегодня Дагестан – одна из немногих в современном мире территорий, где традиционное народное искусство органично входит на правах доминирующей культурной единицы в современную социальную жизнь.
Трудно представить нашу республику без табасаранских и лезгинских ковров, кубачинских и гоцатлинских украшений из серебра, унцукульских изделий из ценных пород дерева с орнаментальной насечкой и инкрустацией мельхиором, балхарской керамики.
Аул Кубачи, славящийся своим искусством, всегда привлекал к себе внимание. Его тысячелетняя давность засвидетельствована средневековыми источниками. Основное занятие кубачинцев — ремесло. Ведущая и высокоразвитая отрасль – металлообработка. Кольчужное производство высокогорного селения было известно персам еще до нашествия арабов – в VI веке. В перечне изделий, производившихся кубачинскими мастерами, арабский историк Андалузи называет кольчуги, шлемы, ножи, кинжалы, мечи и разную медную посуду.
Кубачинские изделия из века в век отмечались высокой ювелирной техникой, обильным применением зерни, позолоты и драгоценных камней: традиционно темных, насыщенных, пурпурного цвета альмандинов, вбирающих свет, и матовой, холодно-голубой или зеленоватой бирюзы.
Интересны и принципы композиционного построения растительного орнамента. Его основными элементами стали тутта – ветка, мархарай – заросли, тамга – пятно. Тутта представляет собой ветку с симметрично расположенными ответвлениями, украшенными стилизованными головками, называемыми бик. Несимметричные спиралевидные ветки мархарая образуют композицию, свободно располагающуюся на всем поле предмета и легко заполняющую поверхность самых сложных форм. Тамга играет роль определенного центра, вокруг которого организуется орнамент.
Несколько особенным стоит «московский» рисунок. В его основе своеобразный букетик из несимметрично изогнутых ветвей, усеянных листьями, цветами и шишечками.
Сейчас мастера активно используют гравировку по металлу с эмалью, когда-то привнесенную художником Бахмутом Тубчиевым. В простой, легко читаемый орнамент вводят изображения птиц и животных. Включаемые в орнамент надписи стилизуют под арабскую вязь.
Чайные и кофейные сервизы, коньячные наборы, бокалы, рюмки, креманки, подстаканники, чайные и кофейные пары, кувшины, вазы, кубки, декоративные блюда – всего до 100 наименований изделий производят на Кубачинском художественном комбинате, в 1960 году преобразованном из ювелирной артели, организованной в 1924 году. Комбинат стал крупнейшим предприятием народных художественных промыслов в Дагестане, преемником традиций старых мастеров.
Женские украшения, изготовленные в Кубачах, пользуются повышенным спросом, не раз были удостоены наград за художественное мастерство на многих отечественных и зарубежных выставках. Ведущим мастерам присвоены звания народных художников России, Дагестана, многие – члены Союза художников России, награждены орденами и медалями. Среди них Р.Алиханов, Г.Магомедов, А.Абдурахманов, Г.Кишев, Г. Чабкаев, ставшие также лауреатами Государственной премии Российской Федерации им. И.Репина.
Экономические неурядицы в стране не обошли стороной и Кубачи. Остро стоит проблема сохранения очага художественной культуры, являющегося национальным достоянием не только народов Дагестана, но и всей страны в целом.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=18248