Российский олигарх тратит безумные деньги на комплектование футбольного клуба «Анжи» – и до добра это не доведет. В российском футбольном бизнесе появился свой шейх Мансур – и это, конечно же, катастрофа. Поток денег, питающий иллюзии, амбиции и представления о прекрасном русских футболистов, увеличился в разы. Главный герой этого процесса – владелец махачкалинского «Анжи» и по совместительству «Уралкалия» Сулейман Керимов.
Этот текст не состоялся бы, если бы не переход одного из лучших российских футболистов Юрия Жиркова из лондонского «Челси» на берега Каспийского моря, в команду «Анжи» из города Махачкалы – ту самую, которую активно накачивает деньгами Керимов. Лучший левый край нашего футбола еще, казалось бы, недавно рвал за ЦСКА и был одной из ключевых фигур исторического разгрома голландцев сборной Гуса Хиддинка в 2008 году. Его переезд в Лондон казался логичной историей: наконец в российском футболе появился новый герой, способный уложить лучшую премьер-лигу к своим шиповкам. Но Жиркову оказалось плевать на старые принципы, сформулированные Николаем Заболоцким. Зачем душе трудиться, зачем мыслить в категориях non progredi est regredi, когда кому-то деньги жгут ляжку.
Но обо всем по порядку. Шейх Мансур, член правящей королевской семьи эмирата Абу-Даби, зять правителя Абу-Даби шейха Мохаммеда, в 2008 году купил не блиставший на протяжении многих лет клуб «Манчестер Сити». Сразу же вслед за покупкой клуб начал тратить чумовые суммы, похоронившие человеческие представления о том, как приобретаются игроки и тренеры. К февралю 2010 года Мансур потратил на игроков около миллиарда фунтов. Крепостного права в футболе никто не отменял, но мало кто относился с меньшим уважением к персонам простых работяг, чем арабский клан, выписавший себе и квадригу, и льва, и ретиария в одном лице сразу.
Герман Ткаченко, один из самых влиятельных (если не самый влиятельный) агентов влияния от российского футбола в эфире программы «Удар головой» признается: как в свое время Роман Абрамович инъекцией денег в «Челси» оживил футбольный рынок, так и шейх Мансур своим новорусским поведением в последние годы впрыскивает необходимые для развития отрасли сотни миллионов. Логику Ткаченко легко понять: именно он – на благо Дагестана в целом и Керимова в частности – ведет процесс комплектования «Анжи». Но на мой вкус, Мансур просто подогревает трансферную сковородку и безо всякого резона взвинчивает потолок зарплат до головокружения. Когда Серхио Агуэро за 40 миллионов фунтов покидает родной «Атлетико» и отправляется в Манчестер, первое, что приходит на ум, – чеканная формулировка про дурака и фантики. Футболист, пусть и родственник Марадоны, не может столько стоить. Ни при каких обстоятельствах.
Раздражает даже не бесстыдное мотовство: в конце концов, что в случае «Сити», что в случае «Анжи» это чужие деньги, не наши. В такой стратегии смущает полное и бесповоротное попрание футбольной бизнес-логики. Давным-давно сформулированы краеугольные принципы футбольной экономики: даже топ-клуб с серьезной зарплатной ведомостью и дорогими покупками может быть прибылен, если основные источники дохода – спонсорство, доходы в день матча, поступления от реализации телеправ – отрегулированы и настроены. Претензии в стиле «ешь богатых» к тому же «Зениту» легко разбиваются о цифру в 70 миллионов долларов: именно столько петербургский клуб зарабатывает в год. Для российского футбола это просто заоблачные цифры, с нашими-то аскетичными доходами от телевидения. Мансуру проще: в собственности у клуба есть 40-тысячный стадион, сейчас вообще строят новый, болельщики регулярно оставляют на стадионе примерно по 100 фунтов каждый. Что не делает разрыв в воображаемой кассовой ленте меньше: миллиард за 3 года клуб определенно не заработал. В «Анжи» только к моменту написания этой заметки перешло больше десяти футболистов с зарплатами от миллиона до семи. Стадион в Махачкале вмещает чуть больше 10 тысяч зрителей (кстати, покупать билеты на Кавказе не принято: на контроле всегда можно встретить родственника, приятеля, одноклассника), поступления от НТВ+ – копеечные, доходы от реализации атрибутики бесконечно стремятся к нулю. В последнее время в РФПЛ появились клубы, которые стремятся вести дела именно с точки зрения футбольного бизнеса. «Зенит», ЦСКА, «Краснодар», в конце концов. Что в свете неизбежных перемен в отрасли – чемпионат мира 2018 выигрывать-то надо – исключительно отрадно. «Анжи», покупая Жиркова, лишний раз подчеркивает: мы не из таковских. Как с таким подходом можно готовиться к финансовому fair-play, который планирует ввести глава УЕФА Мишель Платини, признаться, не очень понятно.
За прошедшие годы сквозь состав «Манчестер Сити» прошли несколько десятков футболистов. Напомню, одновременно в составе одной команды на поле может выйти 11 игроков. Идеальная заявка – 25 человек. Если речь идет о клубе, который готовится к финалу Лиги Чемпионов, то 30. Когда «Анжи» приехала играть в Петербург, для разминки перед матчем едва хватило половины поля: прибывшим парням – столько их на поле собралось – было натурально не разбежаться. Ясно дело, команда находится в стадии становления, строится, так сказать. Но с каких пор для собачьей будки требуется «КамАЗ» кирпича?
Как известно, у любого текста должна быть одна мысль, и эта мысль проста: плохо. Плохо то, что делает «Манчестер Сити», – и то, что делает «Анжи». Керимов, который, насколько я знаю, искренне любит футбол, купил футбольный клуб с малой родины. Чего уж там, пожили бедно – хватит. Гонка зарплат, Роберто Карлос с «Буггатти Вейерон» в подарок на день рождения, поездка на финал Лиги чемпионов, рекордные трансферы, преследование турнирных целей здесь и сейчас – все это сомнительная попытка по блату перескочить несколько ступеней эволюции. Если год назад «Анжи» боролась за выживание, то сейчас клуб не скрывает своего желания попасть в еврокубки (ну а где ж, как не в еврокубках, играть Роберто Карлосу?!). Болезнь роста страшнее болезни левизны. По моей информации, Жирков, по сути, не игравший последние два года, за четырехгодичный контракт получит в Махачкале 4 миллиона долларов подъемных и зарплату в 3 миллиона в год. После таких новостей начинает казаться, что включая матч чемпионата России по футболу, ты пристально вглядываешься в бездну.