Мы знаем, Союз писателей является организацией, созданной коммунистами в 30-е годы, в период сплошной коллективизации. И эта организация была органичной структурой репрессивной системы. В советское время, когда без обсуждения на национальных секциях наши книги не издавались, в Союзе было пять секций, а с наступлением перестройки, они были сокращены.
Сокращены были также должности зампредседателя Союза писателей, оргсекретаря, бюро пропаганды художественной литературы и т. д. В настоящее время, когда истинных писателей осталось всего ничего и оставшиеся вообще не заходят в Союз, когда последние 15–20 лет наши книги издаются без каких-либо обсуждений на секциях, большинство в коммерческих издательствах за свой и спонсорский счет, оказывается в Союзе писателей Дагестана сегодня «существует» девять национальных секций (почему-то не 19), еще зампредседателя СП, оргсекретарь и энное количество «мертвых душ». Только непонятно, для чего и для кого? Мы, группа писателей Дагестана, несколько раз обращались с заявлением к руководству республики, где было конкретно указано о творящемся в Союзе писателей Дагестана, о «мертвых душах». Но нам даже не ответили.
В советский период литература была государственным делом. Писатель-поэт был своего рода главным хранителем духовности и пользовался непререкаемым авторитетом. Нас умело использовали в своих целях коммунисты, понимая, что слово поэта многого стоит, если оно сказано в нужное время и в нужном месте.
За последние годы от читателей горных районов и сел получаю сотни писем, чтобы я прислала им книги на родном аварском языке, просят учителя, заведующие библиотеками. В горах-то нет компьютеров, если и есть, то единицы. Когда я была в Хунзахе, многие библиотекари обращались с вопросом: «Почему последние 15–20 лет на национальных языках книги не издаются?»
В том же Хунзахе учителями был поднят и другой вопрос: «Мы раньше нужную литературу приобретали на книжных складах в Махачкале, сейчас эти склады ликвидированы, а в магазинах на родных языках книги невозможно найти. Почему нельзя хотя бы один склад сохранить?» Эти вопросы, к сожалению, так и остались без ответа до сих пор. Майсарат МАГОМЕДОВА
***
Что сегодня происходит с дагестанской литературой? Куда она делась? Если еще лет 20 назад на полках книжных магазинов можно было встретить книги наших, дагестанских авторов, то сегодня это почти нереально и ничего, кроме сборника стихов Расула Гамзатова, Фазу Алиевой да нескольких томиков с мемуарами какого-нибудь доцента или КВНщика, вы не найдете.
А куда все это делось? Куда делась наша, пусть и моментами несколько наивная, но все же своя, колоритная проза? Где наши молодые поэты? Да и старые куда делись? Где наша современная драматургия?
Нет, конечно же, книги выходят, стихи пишутся, но зачастую язык не поворачивается назвать то, что печатают в наших типографиях, красивым словом «книга», это скорее «жвачка для глаз», но уж никак не литературное произведение. Открываешь порой что-нибудь из подобного и наталкиваешься на полнейшее пренебрежение автора к читателю. Вот, стой и думай, то ли переводчики стали хуже, то ли состарились наши авторы, выдохлись. Я сейчас говорю о старых авторах, потому что молодежь, как это ни странно, в литературную среду окунаться не торопится. Да, конечно, несколько подобных попыток было – это и Мурад Касимов с его, скажем так, несколько «странными стихами» и нашумевшее произведение Алисы Ганиевой «Салам тебе, Далгат». На мой взгляд, обе попытки оказались не очень удачными. Хотя, конечно, сравнивать их никак нельзя.
Бытует мнение, что самые лучшие поэты, писатели, художники, да и вообще, творцы рождаются на гребне революции. Сегодня в Дагестане, буквально разрываемом на части внутренними распрями, кипят такие страсти, что впору завидовать сценаристам Голливуда, мы же не можем разродиться ничем, что по смыслу было бы глубже тех эстрадных песен, которые в последнее время стали основным способом утоления духовного голода дагестанцев. Что ждет нас дальше? Есть ли шансы возродить нашу литература? Что нужно для этого? Очень надеюсь, что хотя бы один человек знает ответы на эти вопросы. С уважением Салихат СИДОРЕНКО