Не обращать внимания на прессу – всё равно что заснуть на краю пропасти.
Наполеон Бонапарт.
Большинство из тех, кого я знаю, в один голос утверждают, что дагестанское общество упёрлось в полный тупик. Государство, влияние которого в нашей жизни всегда было чрезмерным, не предлагает нам выхода из той ситуации, в какой мы оказались. Рост влияния клерикалов – следствие того, что в тупике растёт напряжение.
Движение назад невозможно – там пропасть; движение вперёд невозможно – там стена. Начинаем кушать друг друга. На вершине социальной пирамиды этого пока не видно. Но здесь, внизу, мы уже чувствуем запах подъедаемой плоти.
Метафизика явления
Если бы каждый раз, когда государство совершает очередной ляп, взращивая очередные гроздья гнева, мы били в колокола – уже разодрали бы ладони в кровь! Власти предержащие во все времена никогда не понимали, что делает жизнь людей невыносимой. Но в нашем случае вопрос уже не в том, что сытый голодного не разумеет. Дело в элементарном чувстве самосохранения. Сейчас люди готовы рвать друг друга даже по самым ничтожным поводам. Власть ничего этого не чувствует. Не чувствует и раздражения, которое направлено против неё. Практически везде, куда ни придёшь, люди спрашивают, до каких пор во власти будут сидеть одни и те же люди?! Чего только у нас ни происходило, но ни одна из тех персон, что в своё время помогала уничтожать нынешнего президента, даже с места не сдвинулась. Если кто-то сам не сбежал после окончания срока Муху Алиева; почти никого не отстранили. У нас практически не действует легитимный механизм обновления власти. Это вызывает отдельную злобу граждан, в жизни которых годами ничего не меняется.
Система практически стагнирует и гниёт изнутри, но никаких заметных действий по изменению положения дел в сторону справедливости не происходит. Особенно недееспособны те, кто сегодня занимается в Дагестане идеологией и информационными потоками. Общество бьётся в истерике по тому или иному поводу, а люди, олицетворяющие государство, либо отворачиваются от реальности, либо просто не реагируют! Как спасать того, кто сам режет себе вены и лезет в петлю, одновременно принимая таблетки, – непонятно! Самый простой пример: благодаря президенту РД появляется договорённость о строительстве сахарозавода в Ногайском районе. При этом информационное сопровождение этого проекта было столь отвратительным, что люди протестуют против строительства этого завода. Сахар нужен всегда! Появляются рабочие места, появляется налогооблагаемая база для социалки в Ногайском районе. Однако всё это игнорируется, и протестные настроения с огромным удовольствием раскачивает государственное издание «Молодёжь Дагестана»! Это что вообще такое происходит? Борода растёт, а голова не знает? И так во всём! Все делают всё, чтобы степень раздражения увеличилась. Накопившиеся социальные противоречия существующая система снять уже просто не в состоянии. Самое мерзкое то, что люди, которые предупреждают, что мы находимся в опасности, никак не услышаны властью.
Про то, как до этого облажались наши идеологи в ситуации вокруг села Советское, я уже писал. Но повторяется одна и та же ситуация. У Рамзана Кадырова за подобное чиновник летел бы со своей должности носом в созданное им же дерьмо. Да элементарное сканирование Интернет-пространства вызывает, мягко говоря, недоумение: самыми отъявленными оппозиционерами оказываются товарищи, работающие в государственных СМИ! Нет сомнений, что-либо подобное в соседней республике было бы просто невозможно. Вопрос уже не в рамзановской жёсткости – вопрос в том, что положение переходит все мыслимые и немыслимые рамки приличия. Сейчас мы находимся в ситуации, когда в очередной раз с акцией протеста выйдут афганцы. Предыдущую акцию протеста путём переговоров загладить удалось. Однако прошло время, а ни одно из обязательств, взятых на себя переговорщиками от власти, не выполнено!
Пример безответственности
На прошлой неделе случилось преступление, опечалившее нас всех. Убийство Максуда Садикова – это спланированная акция тех, кто на самом деле не хочет мира в Дагестане. Однако в то время, когда люди должны скорбеть о потере, вдруг появляются тексты, от которых захватывает дух. И автором этих текстов является не вчерашняя выпускница журфака, а вдова предыдущего муфтия и супруга нынешнего. Неглупая женщина, вроде бы политически грамотная, начинает говорить слова, которые толковать двояко никак не получается. Чтобы не быть голословным, приведу цитату целиком: «Сейчас в Дагестане проводятся круглые столы на тему диалогов с участием самого президента, министров, членов Общественной палаты и т. д., обсуждается тема прекращения вражды с так называемыми «ваххабитами-салафитами». Лидеры этого движения, называющие себя представителями «ахлю-сунна ва-ль джамаа», активно участвуют в этих переговорах, жалуются на то, что им не дают эфирного времени, возможности открывать собственные СМИ для пропаганды своего движения.
На уровне депутатов серьёзным образом обсуждается вопрос об отмене закона о запрете ваххабизма на территории РД. Нет, вы ничего не подумайте, я тоже за мир в России, на Кавказе, особенно на моей Родине. Но с кем нас хотят посадить за стол переговоров? С теми двумя подонками, которые вчера убили Максуда Садикова? И о чём же нас просят переговорить?»
Уважаемая Айна Гамзатова знает тех, кто убил Максуда? Она в курсе того, что убийцы – мусульмане и придерживаются салафитских взглядов? Тогда куда смотрит полиция? Необходимо немедленно узнать у этой женщины имена преступников! И параллельно, чтобы ей полегчало, прекратить весь переговорный процесс в Дагестане. У нас мало убивали, у нас мало пролилось крови, пусть люди и дальше доказывают свою правоту не в диалоге, а с оружием в руках. Вот только кем из своих близких готова пожертвовать ради этого госпожа Гамзатова? Неужели потерь и утрат, которые она понесла в результате этого противостояния, ей недостаточно? Беды добрых людей делают мудрыми, а злых – бездумно жестокими. Айна – молодая женщина и вполне может ошибаться, но рядом должен быть кто-то, кто остановил бы её в необдуманном порыве. Жаль, но такого человека рядом с ней не оказалось.
Уважаемая Айна. Прошло время, когда любое убийство обозначалось как ваххабитский след. Возможно, вы не захотели это увидеть, но слишком много всего произошло, после чего в подобные примитивные объяснения люди не верят. Мы живём хотя бы номинально, но в правовом государстве, и за ваши слова вас вполне могут привлечь к уголовной ответственности: пока это преступление не расследовано, ваши слова – это просто клевета по отношению к социальной группе. Понятно, что потеря Максуда – это сильный стресс, но вы публичный человек, говорить первое, что придёт на ум под горячую руку, все-таки нельзя. Нельзя на основании ваших предположений диктовать людям логику их дальнейших действий, в частности, прекращать переговорный процесс. Тем более в другой статье вы сами же пишете: «Но как исламский журналист, у которого чувство ответственности перед Богом должно быть на первом месте, я не имею права озвучивать то, в чем не уверена хотя бы на 99%». Если это так и вы знаете имена убийц, назовите их… Или законы Российской Федерации вам уже не писаны? Вы же, насколько я понимаю, претендуете на место нравственного авторитета?
Ещё одна ваша цитата: «Когда на этих круглых совещаниях идеологи и лидеры ваххабитского движения в Дагестане стенали о том, что СМИ ДУМД занимаются круглосуточным разжиганием вражды и ненависти к представителям «ахлю-сунна ва-ль джамаа», ни один из чиновников не удосужился сказать им: «Вы столько лет убиваете мирных проповедников ДУМД, и ни разу они не ответили вам тем же; неужели хотя бы говорить они тоже не имеют права?» Видимо, те чиновники тоже считали, что работники ДУМД – это жертвы, которые предназначены для молчаливого заклания». Уважаемая Айна, вы полагаете, что в Дагестане что-то решают местные чиновники? Вы полагаете, что им вообще есть дело до рек крови, что текут в Дагестане? Ошибаетесь. Им нет до этого дела, так же, как и вам нет дела до убийства мусульман, с которыми у вас не такие уж и большие расхождения. Я ни разу не слышал о том, чтобы вы были возмущены фактами похищений, пыток, внесудебных казней, незаконных арестов, унижений тех, кто видит дорогу к Господу немного иначе, чем вы. Есть древняя мудрость, которую в Дагестане игнорируют почти все: не желай другому того, чего не желаешь себе. Может, и вам, Айна, обратить на это внимание?
И ещё один аспект обсуждаемой нами проблемы – это критерии, с которыми мы подходим к тем или иным событиям и поступкам людей. Убийство муфтия, милиционера, паренька-салафита, устаза, просто человека – это преступление! И не имеет значения, кто его совершает – командировочные контрактники, ГРУшники, лесные братья или милиционеры-мстители.
Слова, произносимые супругой уважаемого мной муфтия, должны быть обдуманы, как и слова любого другого человека. Вы – женщина. Вы – мама. От вас мы ждём призыва к миру, а не к войне. Вы должны давать нам надежду на диалог, а не на войну. Не обижайтесь, но от Гульнары Рустамовой мы ни разу не слышали подобного, а она потеряла в этой жизни не меньше вас, Айна. Не мне вам это говорить, но гордыня – это смертный грех. Обществу нужен призыв к миру, к диалогу, к справедливости и доброте. Заплачьте вместе с матерью, потерявшей сына, даже если он был салафитом. Посочувствуйте простому человеческому горю. Протяните руку тем, обиды на которых разъедают ваше сердце. Нет другого способа освобождения от обид, кроме как отпускание их. Нет!
На многие вещи мы с вами, Айна, смотрим по-разному. Наверное, есть вопросы, по которым мы никогда друг друга не поймём, но у нас с вами общая Родина, именно ради неё мы должны быть терпеливее. Мы всю свою жизнь идём к Господу. Иногда – не ведая того, иногда – чрезмерно торопясь. Дороги могут быть разные, но в любом случае мы должны быть искренни, терпеливы и добры друг к другу. Мирный, справедливый и счастливый Дагестан, ненавидя, убивая и презирая друг друга, не построить.