Статья 29 Конституции РФ закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Именно эта конституционная норма является главным правовым регулятором в вопросах обеспечения свободы информации, открытости государственных органов, органов местного самоуправления, а также прозрачности и гласности принимаемых ими решений.
Среди всех разновидностей информации особым интересом по критерию высокой социальной значимости и востребованности пользуется информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Это обусловлено самой спецификой функций, возложенных на эти органы.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 года, среди других ставит перед органами власти задачи по обеспечению высокого уровня доступности для населения информации и технологий, а также совершенствованию системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере.
В соответствии со статьей 38 Закона РФ «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
В целях адвокатирования конкуренции Дагестанское УФАС России направляет в местные СМИ информацию о рассмотренных делах имеющих социально-экономическое значение и затрагивающих интересы неопределенного круга лиц, а также о вынесенных по ним решениях, однако местные СМИ не всегда публикуют эту информацию.
Так, например, за 2010 год Дагестанским УФАС России было разослано материалов в региональные и местные СМИ — 256, фактически опубликовано – только 196.
Такие действия местных СМИ препятствуют реализации системы мер по адвокатированию конкуренции, целью которой, в том числе является повышение прозрачности деятельности ведомства, кроме того не дают возможность реализовать Управлению в должной мере положения Закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Постановления Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».
Повышение информационной прозрачности деятельности органов власти в России является эффективным механизмом борьбы с коррупцией. Как отмечают многие эксперты, информационно закрытые системы сегодня неконкурентоспособны. Поэтому информационная прозрачность – не только влияет на изменение правил поведения власти, повышая ее ответственность и эффективность работы на благо общества, но и способствует качественному изменению самого общества.
Там где люди имеют полноценную информацию о деятельности власти, государство соблюдает права и свободы человека, работает ответственно и эффективно на общее благо. С другой стороны, закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, беззаконие, коррумпированность, некомпетентность и недееспособность в служении людям.
Информационная прозрачность модернизирует страну, создает условия для роста ее конкурентоспособности, укрепления государства, гражданского общества и в конечном итоге искоренения коррупции.
Руководитель ФАС России Игорь Артемьев поставил задачу снижения коррупционных факторов риска в ведомстве за счет повышения информационной открытости ФАС России, активной политики адвокатирования конкуренции и других механизмов.
Хотелось бы отметить, что Федеральная антимонопольная служба в 2007 году получила оценку «высокая прозрачность» в Национальном рейтинге прозрачности закупок среди федеральных органов власти.
Кроме ФАС России в рейтинге участвовало 93 федеральных министерства, агентства и службы, все субъекты Российской Федерации, 50 муниципальных закупщиков, лидирующих по количеству населения, а также 100 крупнейших российских компаний.
В рамках исполнения функций возложенных на антимонопольные органы Дагестанским УФАС России проводится анализ размещенной на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления информации в целях своевременного выявления нарушений законодательства о размещении заказов и антимонопольного законодательства.
На наш взгляд в целях информационной прозрачности органы местного самоуправления РД должны размещать на своих официальных сайтах изданные нормативные и ненормативные акты (постановления, распоряжения) социально-экономического характера, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц или публиковать их в официальных источниках, чтобы любое лицо могло иметь к ним доступ.
Пока прозрачность власти и механизмы реализации открытости информации о ее деятельности не станут реальностью, борьба с коррупцией и бюрократизмом останутся лишь декларативными нормами.