В Чародинском районе Дагестана похоронили ректора Института теологии и международных отношений Максуда Садикова. Его застрелили киллеры в Махачкале, недалеко от дома, где он проживал. Вместе с ученым-теологом был убит и его племянник Залимхан Мусаев, выполнявший роль телохранителя.
Выпускник Тимирязевской академии, МГУ и Академии народного хозяйства при правительстве РФ, кандидат экономических и доктор философских наук, руководитель общероссийского мусульманского движения «Нур» («Свет») Максуд Садиков относился к числу тех деятелей, кто одновременно критиковал и ваххабитов за их радикализм, и правоохранительные органы за их ставку на силовое противодействие экстремистам. В качестве меры борьбы с ваххабизмом и иным религиозным радикализмом ректор института признавал дискуссию.
Институт теологии и международных отношений им. Маммадибира ар-Рочи (ИТиМО) позиционирует себя как вуз, дающий и светское, и религиозное образование. Назван в честь дагестанского шейха XIX века. При институте действует гуманитарно-педагогический колледж. Особое внимание уделяется «духовно-воспитательной» работе со студентами. Иными словами, ИТиМО на своих факультетах готовит теологов, преподавателей, журналистов, экономистов, и все это – в рамках исламских традиций (включая раздельное обучение юношей и девушек и ношение платка представительницами прекрасного пола).
В теологических спорах Максуд Садиков дискутировал с религиозными радикалами. «По их мнению, наш ислам – это вообще не ислам. Они оскорбляют чувства наших верующих. Если бы они спокойно жили – ради Бога. Но если ко мне приходит кто-то и говорит: ты не верующий, ты многобожник – меня это оскорбляет. А они не просто говорят, что я не такой, как они, они делают это с автоматом в руках. И говорят, что, если я не буду верить, как они, они меня убьют», – разъяснял Максуд Садиков суть этих споров за год до своей смерти.
Он призывал оппонентов сесть за стол, чтобы в мирном теологическом диспуте, с книгами в руках, выяснить, кто прав.
«В России далеко не все люди, называющие себя ваххабитами, ими являются. Те, кто совершает преступления и взрывает людей, – это не ваххабиты. И это не мусульмане. Это преступники», – уверенно заявлял ректор в интервью «Коммерсанту».
В отличие от экстремистов, ректор ИТиМО призывал мусульман жить в мире с представителями других религий. «Всевышний создал людей разными, чтобы они узнавали друг друга, изучали культурные и религиозные особенности разных народов», – учил теолог.
«Ислам говорит: если у меня есть сосед — иудей, христианин, немусульманин, – я обязан думать о нем, чтобы у него все хорошо было. Если у него праздник, я должен его поздравить, если он голодный, я не должен быть сытый. А что говорят последователи учения аль-Ваххаба? Если он иноверец, значит, его можно убивать, обкрадывать и так далее. Это выходит за рамки ислама», – подчеркивал Садиков.
По мнению ректора ИТиМО, радикализм ваххабитов только мешал распространению ислама в России. «По исламу грех, совершенный против немусульманина, более тяжкий, чем грех, совершенный против мусульманина. Потому что в Судный день немусульманин скажет: вот такой-то мусульманин сделал мне такое-то зло, и я понял, что ислам – это экстремистская религия, и поэтому не стал мусульманином и других отговорил», – убеждал единоверцев Максуд Садиков.
Полемизируя с радикалами, ректор ИТиМО одновременно осуждал силовиков, жестко преследовавших религиозных диссидентов в Дагестане. По замечанию Садикова, в правоохранительных структурах очень много безграмотных людей, которые работают не на пользу страны.
«Ваххабизм – это не преступление, и если кто-то из имамов следует учению аль-Ваххаба и не призывает к насилию, никто его не должен трогать», – считал исламский теолог. В отличие от силовиков ректор утверждал, что в республике нет мечетей, которые бы контролировались экстремистами-ваххабитами.
Убийство такого умеренного исламского теолога Максуда Садикова показало, насколько накалена обстановка в северокавказской республике. «Практически ежегодно десятки человек погибают от рук террористов. И, к сожалению, эти преступления большей частью остаются нераскрытыми, а преступники – ненаказанными», – вынужден был констатировать президент Дагестана Магомедсалам Магомедов и вновь приказал правоохранителям найти и наказать преступников.
Смерть Максуда Садикова глава республики назвал «вызовом всему нашему обществу». Магомедов лично выехал в село Арчиб Чародинского района, где состоялись похороны Максуда Садикова и его племянника.
По-своему на смерть ученого откликнулись экстремистские сайты ваххабитов, назвав Садикова «муртадом» (вероотступником) и ректором «так называемого института».
Дискуссии «с книгами в руках» явно не получилось.
По замечанию криминолога Сергея Слепцова, распространение махачкалинским ИТиМО идей, противостоящих лозунгам «джихада», давно уже вызывало недовольство у «идеологических противников». «Джихад» этот выражается в вымогательстве экстремистами денег у дагестанских чиновников и бизнесменов. Идеологическое посягательство на такие вещи не прощается», — отметил он.
«В условиях безработицы, низкого уровня образования, утрачивания культурных традиций в северокавказской республике совсем не трудно найти два-три десятка фанатиков, которые, будучи поощряемы долларовым вознаграждением, готовы убивать того, на кого им укажут», – подчеркнул криминолог в комментарии «Росбалту».
Схожего же мнения придерживается и руководитель информационного холдинга «Ислам в Евразии» Руслан Кучмезов. «Раньше были спортсмены-рэкетиры, а теперь у вымогателей новое, религиозное амплуа», – заметил эксперт.
Впрочем, Руслан Кучмезов не исключает и того, что за убийством Максуда Садикова стоят силы, которые остаются «в тени». Их цель – дальнейший развал страны в условиях отсутствия реальной системы государственного управления.
Комментируя гибель своего коллеги Максуда Садикова, дагестанский искусствовед Патимат Гамзатова назвала наступивший временной период в Дагестане «сезоном охоты». Это идет охота на тех, кто словом противостоит ваххабизму-салафизму.
Тем временем власти Дагестана обсуждают вероятность замирения с представителями ваххабизма. «Лидеры этого движения активно участвуют в этих переговорах, жалуются на то, что им не дают эфирное время, возможность открывать собственные СМИ для пропаганды своего движения. На уровне депутатов серьезным образом обсуждается вопрос об отмене закона о запрете ваххабизма», – рассказала Гамзатова.
Противникам ваххабизма теперь, видимо, останется только ждать – когда и за ними придет ангел смерти, констатировала Патимат Гамзатова. Как он уже пришел за Максудом Садиковым.
Источник: http://www.rosbalt.ru/kavkaz/2011/06/08/857061.html