Из истории заселения параульцами Махачкалы
В Махачкале есть территории, на которых проживает большое количество кумыков. Причем это не только пригороды, а еще и отдельные микрорайоны города, одним из которых является Махачкала-1, находящийся в северной части столицы.
Кумыкское население здесь представлено в основном людьми, имеющими корни из селения Параул, Карабудахкентского района. Как нетрудно догадаться, здесь и сосредоточено подавляющее большинство проживающих в Махачкале выходцев из этого села. При этом появление их в столице (если не считать переселившихся в Тарки в начале прошлого века) началось более семидесяти лет назад, так что даже среди стариков есть те, кто родился и вырос в городе. Поэтому найти людей, являвшихся очевидцами и участниками переселения, оказалось непросто. Воспользовавшись любезно предоставленной нам помощью со стороны местных жителей, особенно Багаудина Закарьяева, удалось собрать некоторые сведения, которые помогли ответить на возникшие вопросы. Большую часть статьи составила информация, полученная из рассказа Джамалутдина Умарова, бывшего жителя селения Параул, ныне находящегося в возрасте восьмидесяти пяти лет и пребывающего на пенсии.
На момент начала переселения в Парауле не наблюдалось серьезных потрясений природного или социального характера (достаточно сказать, что в селении не было преступности), однако некоторые причины все же повлекли местную миграцию. Первые переселенцы из селения Параул в немалой части были религиозными деятелями, которые, преследуемые советской властью, вынуждены были покидать село.
Выбор нового места проживания и предопределил выбор односельчан. Причины основного переселения носили социально-экономический характер. В условиях коллективного хозяйства наблюдался низкий уровень жизни, выражавшийся в мизерной оплате тяжелого труда сельскохозяйственных работников (помимо обычных сложностей имело место практически полное отсутствие необходимой сельхозтехники, при возделывании старались обходиться использованием крупного рогатого скота), при этом наблюдалось привилегированное положение лиц, находящихся во власти и приближенных к ним.
Первые факты переселения можно отнести к 1935–1937 годам, процесс интенсифицировался в период Великой Отечественной войны, когда переезжало большее количество людей, а пик этого процесса пришелся на первые послевоенные семь-десять лет (1946–1947 гг.). Несмотря на поступившее указание в 1952 году вернуться домой и работать там, параульские кумыки остались в Махачкале. Как это обычно бывает в Дагестане, к первым переселенцам приезжали их братья, а также другие родственники – таким образом микрорайон заселялся параульцами, став для них как бы второй родиной.
Конечно, нелегко жилось и в Махачкале: небольшая заработная плата, необходимость содержания детей, отсутствие крыши над головой, что вынуждало вчерашних сельчан строиться на необжитой местности. Изначальное заселение, вызванное работой на кутанах и занятием рыбным промыслом (матагъа), имело место в районе Черных камней, Карамана, Сулака. В самой Махачкале рабочие селились в месте, именуемом по-кумыкски Аркъабаш – территория на некотором возвышении в районе улиц Гаджиева, Громова, Дубинина, Орджоникидзе. Расположенные ниже данной возвышенности участки занимались параульцами позже. Первоначально участки уроженцами Параула занимались без разрешительной документации, в самовольном порядке. Однако с 1950 года начался процесс распределения земель, при этом необходимые документы на недвижимость оформлялись быстро – волокиты со стороны властей не было. Появились улицы (например, улица Казбекова), заселялись места в районе улиц Маяковского и Депутатской. Национальный состав микрорайона в этот период был представлен кумыками и русскими.
Трудоустройство переехавших параульцев в советское время, помимо рыбной отрасли, обеспечивалось нуждами находящейся рядом железной дороги, а также нефтебазы. В микрорайоне было много буровых вышек, на аналогичной работе параульцы были заняты в Пятом поселке, в районе дач, а также в других местах города, где велась разведка и добыча нефти. Женский труд был востребован на фабрике Третьего Интернационала – предприятии текстильной промышленности. Естественно, со временем сферы занятости населения менялись.
Выходцев из Параула сейчас за пределами села проживает больше (в столице примерно 15 тысяч), чем в самом этом населенном пункте. Кумыки с параульскими корнями проживают в Шамхал-Термене, Ленинкенте, Хушете, Сулаке, Карамане и Карамане-2. Параульцы, живущие в Махачкале-1, заняты в большинстве своем в сферах торговли, а также грузовых и пассажирских перевозок. Молодежь, поддерживая связь с родным селом, не стремится жить там, не имея работы, или даже при наличии таковой. Нельзя полностью говорить о наличии «городских» и «сельких» родов – частично параульцы живут в обоих населенных пунктах.
В настоящее время переселение в Махачкалу не является интенсивным, однако наблюдается внутренняя трудовая миграция (так называемая маятниковая) – люди приезжают в город работать, возвращаясь домой на выходные.