Зурна. Дудук. Свирель. Известные с древнейших времен прекрасные музыкальные инструменты лезгинского народа. Ох, как красивы и звонки их голоса! Как ясный солнечный день и любимая девушка, так и зурна, свирель тоже никогда не надоедает, сколько бы ее ни слушали.
Этим и отличаются зурна и дудук от современных инструментов, на которых играют «новые музыканты» на свадьбах и на других торжествах. Поэтому зурна с незапамятных времен была как бы Шахом лезгинских свадеб, а Свирель – неразлучным спутником чабана в его длинных, трудных горных дорогах и тропинках. Зурне и свирели чужды фальшивые звуки, они не терпят суеты. Когда на них играют, слушая неповторимую гамму мелодий, человек как бы преображается, радуется, становится одухотворенным, ноги сами собою пускаются в пляс. Естественные, как у соловья, милые сердцу голоса, звуки! Ибо прекрасное всегда величаво. Трудно представить чабана без свирели, это, обязательный его атрибут, как и кожаный рюкзак с ароматным овечьим сыром.
Особенно когда поднимается на высокие вершины, оттуда, как на ладони, видна Самурская долина, величественные Шахдаг и Шалбуздаг, чабан обязательно достанет из рюкзака свирель и сыграет пленительные мелодии, ритмы. Они слышны бывают далеко как в Кюре, так и в Куба, при этом, позабыв о всех невзгодах, душа трепещет от радости. Слушает, затаив дыхание, как бы вся природа-мать-горы и долины, птицы и животные:
Овцы, ягнята твои, как газели.
Чтобы они всегда были резвы и целы,
Пой об этом весело на свирели,
Зоркий страж гор, чабан.
Кажется, что пока свирель поёт, и дикие животные становятся добрее, благороднее. Ни от одного чабана я не услышал о том, что коварный волк нападал на отару, когда человек играл на свирели. Недаром в народе говорят: сладкое слово, приятная музыка и змею из норы выманят. Ведь известно, как индусы-факиры, играя на свирели, заставляют кобру постепенно поднимать голову из корзины, или делать различные движения. У свирели немало таинств, недаром об этом инструменте бытует много интересных легенд…
У нас в ауле жил один 90-летный мудрый аксакал. Звали его Севзихан буба (дедушка). Он был хромым. Несмотря на это, он всю свою долгую жизнь чабанил, резво бегал по горам за отарами овец и коз. Закаленный трудом, ветрами и морозами, крупного телосложения, с мужественным лицом, он был похож на скалу. В обеденное время, отдыхая под деревом, он отечески давал нам, детям, юношам добрые наставления. Рассказывая какую-нибудь историю из своей жизни или интересную легенду, он начинал издалека. А мы слушали, затаив дыхание.
– Смотрите, мои дорогие сыновья, — учил Севзихан буба,- это бренный мир, где идет вечная борьба между добром и злом, между правдою и ложью, между любовью и ненавистью.
Старайтесь жить по человечески честно, правдиво и благородно. Будьте всегда на стороне тех, кто прав и справедлив. Никакой туман не устоит против лучей правды. В жизни, конечно, доказать правду, справедливость всегда трудно. Ведь недаром говорят: скажешь правду – голове больно, не скажешь – сердцу. Но помните: правда и в воде не тонет, и в огне не горит, она всё равно когда-нибудь всплывет на поверхность. И начал рассказывать…
Жил в одном царстве царь: царь-тиран, царь-деспот. У него был личный парикмахер, который брил его бороду и голову при занавещанных окнах и плотно закрытых дверей, чтоб ни одна душа не видела голову царя, точнее царских ушей.
Шли годы. Люди замечают, что царский парикмахер сохнет, становится словно тень. Он задумчив и у него в душе тайна, которую боится кому-либо открыть. Жители интересуются: что же с ним стряслось и почему он в таком состоянии, но парикмахер ничего не может сказать им в ответ. Только пожимает плечами. В конце концов, он решил обратиться к одному мудрому знахарю.
Хотя парикмахер не открыл ему тайну, но мудрец понял, в чем дело и советовал идти в дремучий лес, вырыть глубокую яму, спустится туда и выкрикнуть там о своей тайне сколько душе угодно. Так цирюльник и сделал. В душе стало легко. Со временем стал поправляться.
Проходит определенное время. Однажды сюда, где была вырыта яма, забрёл один чабан.
Увидев толстые камыши, он срезал себе несколько штук и изготовил из одного свирель. Хотел сыграть, но вместе мелодичных звуков из него выходят слова: « У нашего царя ослиные уши!» Узнав об этом чуде, детвора тоже смастерили себе такие же свирели из тростника. Что удивительно, и эти свирели повторяли слова «у нашего царя ослиные уши». Разгневанный царь вызывает к себе дрожащего от страха парикмахера и говорит:
— Я тебя предупреждал, чтоб ты, мерзавец, никому и никогда не рассказывал о нашей тайне.
Был уговор, если ты нарушишь, то отсеку тебе дурную голову. Вот теперь настало время.
– Я не в чем не виноват,- отвечает парикмахер.
– Кто же тогда виноват, если кроме тебя моих ушей никто не видел? – стал кричать всемогущий царь.
И парикмахер рассказал царю всё как было. Что же делать? Судьба. Тайна раскрылась. Он сбежал. Наступил мир — народ положил конец междуусобным войнам. Вот какая сила имеет свирель! Правда и в воде не тонет, и в огне не горит!- подытожил свою легенду Севзихан буба.