«Поистине, дела оцениваются только по намерениям…»хадис
В каждой вещи, каждом деле различают внешнюю сторону и внутреннюю сущность его проявления. Иман, (вера) также обладает внешними атрибутами и проявлениями– молитва,- как физическое движение тела; посещение мечети, произнесение определенных слов, являющихся Сунной («аль-хамду-ли-Лля, субхана-Лла», -«Хвала Аллаху», и пр.).
Другая же сторона- внутренняя сущность, скрытая от глаз: это ночная молитва, это пост, это наши дуа и помыслы, и мельчайшие движения души. Всегда ли мы умеем правильно отличать одно от другого? Не превалирует ли у нас порой внешнее – над внутренним?
В чем заключается сущность ислама? Однозначно ответить невозможно.
Ислам, это — акыда (вероучение), сущность которой- таухид (единобожие);
Ислам, это –поклонение, сущность которого-искренность;
Ислам, это –взаимоотношения между людьми в обществе*, а сущность- это честность;
Ислам, это –нрав (ахляк), а сущность –это милость и мягкость;
Ислам, это –поклонение, сущность которого-искренность;
Ислам, это –законодательство, сущность которого-справедливость;
Ислам, это –дела, сущность которых- стремление к совершенству в каждом деле;
Ислам, это –этика, а сущность этого-деликатность;
Ислам, это –ихсан (чистосердечие): по отношению к Аллаху- когда ты поклоняешься , чувствуя, что Он всегда видит тебя, ихсан по отношению к людям, и к любому делу, так что сущность ихсана- это искренность и стремление к совершенству;
Ислам, это –отношения с родственниками и друзьями, а сущность этого-понятие братства и любви ради Аллаха.
* И если выше уже говорилось об отношениях общих, то здесь речь идет об отношениях более близких;
Ислам, это –цивилизация, сущность которой- умеренность и сбалансированность,
И, конечно, еще многое другое.
Соотношение, пропорции внешнего проявления и внутреннего содержания зачастую весьма различны. Так, информированность человека об исламе может не соответствовать уровню его имана, его понимания.
Можно быть хафизом Корана (так называют человека, знающего наизусть весь Коран), однако, если человек не стремился вникнуть в сущность аятов, не размышлял над Книгой Всевышнего и, главное, не стремился применить эти истины по отношению к себе,- то знание не добавит ему имана.
Однажды, во времена правления халифа Умара ибн аль Хаттаба (да будет доволен им Аллах), ему сообщили, что бедуины одного племени, недавно принявшие ислам, выучили наизусть Коран. Умар очень обрадовался, а его проницательный сын, Абдуллах, воскликнул: «О, горе нам! Быть большой фитне! Проблема в том, что у них сначала Коран, а потом- иман. И Коран не выходит выше их горла…»
Давайте вспомним историю: люди, убившие праведных халифов Усмана ибн Аффана и Али ибн Аби Талиба тоже знали Коран…И таких примеров можно привести, к сожалению, много. Так, человек может читать лекции о понимании хадисов, сам так и не вникнув в их сущность, такой человек остается далеким от милости этой религии, от ее сути…
Понятие «имана» в Коране
-в Книге Всевышнего упоминается 4 вида силы, силы духовной, той особой энергетики, что дает только истинная вера:
1. Сила руководства («хадийя»)- это та направляющая, указывающая человеку смысл его жизни, конечную цель его существования, освобождающая от слепого блуждания в невежестве.
В суре «Аль Фатиха» сказано: «Веди нас («ихдина») прямым путем»; «А кто держится за Аллаха, тот выведен уже на прямой путь» (3:101); «А кто уверовал в Алаха, сердце того Он направит на прямой путь…» (64:11); об этой руководящей силе свидетельствуют и многие другие аяты.
2. Движущая сила, побуждающая человека к совершению добрых дел, к созиданию, отдаче, стремлению быть первым в хороших делах. Влекомый этой силой, верующий оставляет свою уютную постель и встает на утренний намаз, это тот «вечный движок», это энергия имана, проявляющаяся и в отношениях с людьми, и в делах поклонения. Ведь если побуждающей силой является иман, а не что-то другое, то человек никогда, ни при каких обстоятельствах не оставит молитву, не прекратит хорошие отношения с людьми! «Верующие – только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; а когда читают им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа…они- верующие по истине… » (8: 2-4)
Аль Газали говорил: «Ищите ваше сердце в трех местах: когда читают Коран, когда говорят о смерти, и во время молитвы; если же не найдете (то есть: если сердце не откликается в эти моменты), то- просите у Аллаха сердце».
Наверное, иногда надо посидеть одному, переосмыслить себя, перебрать все свое внутреннее, и задаться вопросом: «А действительно ли я верующий?» «А как у меня обстоят дела с иманом? С сердцем?»
Дорогие братья и сестры, прочитав эти строки, не стали ли вам страшно?! Мне лично, вот, что-то жутковато…
Посланник Аллаха сказал: «Существует 70 и более ветвей имана, высшей из которых (являются слова) «ля иляха илла Аллах» («нет бога, кроме Аллаха»), а низшей- убрать препятствие с дороги мусульманина. И скромность- одна из ветвей имана».
То есть, начиная со слов признания единобожия, начинается процесс воспитания личности, через изменение характера верующего, приобретения положительных качеств (скромность, самоконтроль, устранение эгоизма и пр.), до уровня созидательной работы на благо других, на благо общества.
3. Контролирующая сила, удерживающая от грехов, явных и скрытых.«Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я вовсе не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров» (5:28)
Верующий будет наблюдать за собой до совершения какого-либо поступка, во время (совершения) и после. А также будет винить себя, если допустит какие-либо оплошности. Безусловно, внутреннее побуждение к созиданию, совершению добрых дел непосредственно взаимосвязано с удержанием себя от свершения греховного, да и просто неодобряемого. В Коране эти силы также упоминаются вместе: «И пусть будет вреди вас община призывающая к одобряемому и удерживающая от порицаемого…» (3:104,110).
Установление ограничений для себя индуцирует проявление другого свойства души- привычки к самоконтролю. Верующий относится к своим поступкам (внешним проявлениям), так и к своей душе критически, он постоянно недоволен собой, спрашивает с себя строго. Ведь не случайно после каждой молитвы мы делаем «истигфар» (говорим «астагфиру-Лла»)- просим прощения у Аллаха за ошибки и совершенство нашей молитвы. Аль- Газали говорил: «Уделение внимания своей душе, самоконтроль- это то особое состояние сердца, когда замечаешь Наблюдающего за тобой и принимаешь Его во внимание».
Утвердив намерение с сердце до совершения любого действия, следует спросить с себя- «Делаю ли я это ради Аллаха? Насколько я искренен?», четко контролировать себя в процессе (например, хушуа (смирение, концентрация)-во время молитвы), и по завершении действия. Так, после каждой молитвы следует истигфар, после какого-либо поступка- вопрос: «Достаточно ли хорошо я это сделал?»
4. Некая особая сила, «сакина», придающая сердцу верующего спокойствие, а душе-умиротворение: «Он-Тот, который низвел сакину в сердца верующих, чтобы они еще больше увеличили свою веру…» (48:4).Глубоко верующий человек всегда, при любых самых сложных обстоятельствах, перед лицом смертельной опасности внутренне остается спокоен-он уповает на Аллаха и знает,понимает, что следует своему предопределению, и что к Нему- его возвращение.
Посланник Аллаха (СААС) умел видеть сущность вещей, намерений и поступков людей, не делая при этом акцент на их внешних проявлениях. Наверное, многим хорошо знаком эпизод, когда пророк велел сподвижникам совершить послеполуденную молитву, достигнув поселения бани Курайза. Однако время молитвы застало в пути, и часть сподвижников остановилась и совершила молитву вовремя, другие же исполнили приказ посланника Аллаха (ССА) в точности, хотя и совершили молитву аль-аср уже после вечерней. Однако пророк (СААС) не стал порицать ни тех, ни других, он понимал, что намерение у обоеих групп было самое искреннее, и все были по-своему правы.
А вот еще один пример: Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) из Худайбии был направлен парламентером в Мекку. Он разговаривал с курайшитами, будучи при этом в ихраме,- но не совершал таваф! «Ты не будешь делать таваф?»,- спросили его изумленные курайшиты. «Нет». «???!!!» Они не могли этого понять. Для него же поклонение Аллаху заключалось в первую очередь в следовании за Его Посланником (СААС), а пророку (СААС) в тот раз не суждено было совершить хадж.
Таково было воспитание пророка (СААС).
Для первого поколения мусульман внешнее проявление и сущность ислама сливалась воедино. Давайте просить Аллаха Всевышнего, чтобы он укрепил наши сердца на этом пути, и приложим максимум усилий, чтобы хоть чуточку на них походить.
Источник: http://www.islamnaneve.com/mpage.php?p=spirituality/iiman