«Бизнес номер один» — так охарактеризовал футбол президент ФИФА Йозеф Блаттер. Конечно, не стоит чересчур близко к сердцу принимать эти слова, так как футбол и рентабельность зачастую понятия совершенно полярные, а для бизнеса рентабельность — это святое. Но то, что спорт (и футбол в том числе) — это огромная инфраструктура, которая, если она правильно выстроена, приносит большие прибыли и сулит многие другие преимущества, отрицать нельзя. Для Дагестана спорт в таком виде не только возможность заработать и создать рабочие места, но и отвлечь население от повседневной безысходности…
Ну а пока вряд ли кто-то всерьез принимает проект «Дагестан — территория “Анжи”» как бизнес-проект. На данный момент больше говорят о футболе как о своеобразной интерпретации формулы, выведенной еще Ювеналом во времена Римской империи — «Хлеба и зрелищ». Пока инвестиции в ФК «Анжи» напоминают именно этот вариант либо рассматриваются как некая социальная ответственность Сулеймана Керимова. О зарабатывании денег речи пока не идет.
Футбол
Вся информация, которая поступает из стана «Анжи», — о том, что собирается делать клуб и как. Генеральный директор клуба Герман Чистяков отметил: «У нас уже ведется работа с ведущими мировыми архитектурными бюро. Мы планируем построить стадион минимум на 40 тысяч мест, с очень серьезной инфраструктурой: гостиницей высочайшего уровня, многофункциональными спортивными сооружениями. Наши амбиции — построить один из лучших стадионов в Европе. Мы постараемся предельно открыто сообщать о всех шагах в этом направлении, проведем специальную пресс-конференцию, где представим макет и расскажем о всех нюансах проекта. Сейчас мы оперативно изучаем возможность небольшой реконструкции «Хазара». Пока новый стадион будет строиться, мы хотим там проводить домашние игры. Для этого нужно будет достроить боковые трибуны, расширить уже существующие и привести в хорошее состояние подтрибунные помещения. И, конечно, положить новый газон».
Стоимость всего этого не называется. Но можно сделать какие-то оценочные выводы. Ну, например, строительство нового современного стадиона для белорусского клуба «БАТЭ», рассчитанного на 13 тысяч мест, обойдется в 20 миллионов евро. Главный стадион Казахстана, который вмещает 30 тысяч человек, обошелся правительству в 110 миллионов долларов, а на будущий стадион ФК «Зенит» (69 тысяч зрителей) собираются потратить 29 миллиардов рублей. Если говорить о сооружениях, близких по размерам к озвученным Германом Чистяковым цифрам, то тут уместно вспомнить о стадионе Estadi Cornellа-El Prat, построенном в Барселоне в 2009 году (при вместимости 40500 сидячих мест он обошелся в 62460000 евро, стоимость одного места — 1542 евро), а также о стадионе Commerzbank-Arena во Франкфурте (Германия) на 43 тысячи человек, стоимость постройки которого (2005 год) составила 166093321 евро.
Эти цифры, конечно, всего лишь ориентировка. Стадион же вместе со спортивным комплексом и сопутствующей инфраструктурой будет стоить в разы больше. Окупаемость этих сооружений вряд ли предвидится в ближайшем будущем (для сравнения: время окупаемости гостиничного комплекса, уровень которого выше среднего, составляет 5—7 лет).
Строительство футбольной базы, сопутствующей инфраструктуры, развитие детского спорта, строительство детско-юношеской академии выльется в баснословные деньги.
Отдачи от всего этого придется ждать очень долго. Рентабельность многих спортивных сооружений на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Во многом потому, что при строительстве спортивного сооружения за рамками планирования остаются вопросы стратегии развития спорткомплекса (а также маркетинговая стратегия), ключевые группы клиентов и сегмент рынка для спорткомплекса, концепция предоставления услуг, бизнес-план работы спорткомплекса. Поэтому многие спортивные сооружения так и не достигают так называемой точки безубыточности и их приходится закрывать или перепрофилировать.
Между тем хоть об окупаемости на данный момент говорить не приходится, плюсов от строительства таких спортивных объектов в Дагестане много. Взять хотя бы создание рабочих мест. Например, на стадионе футбольного клуба Шальке «Фелтинс-Арена» (60 тысяч болельщиков) более 600 сотрудников ориентированы только на приготовление и продажу пищи. А на один стенд с едой приходится около 2000 посетителей. При этом стенды с едой и напитками должны размещаться максимально близко к людским потокам вокруг стадиона или туалетам, а на каждого продавца должно приходиться 1,2 м прилавка. Обо всем этом (и не только) в Дагестане только предстоит узнать.
Кроме того, создание спортивной инфраструктуры повлияет и на развитие бизнеса, приток инвесторов и инвестиций в регион, которые так нужны Магомедсаламу Магомедову и Александру Хлопонину, и, конечно же, на престиж. Последнее едва ли не самое главное сейчас для руководства республики — показать, что у нас не только стреляют, но и развиваются.
Олимпиада
Из этой же серии и другая инициатива Сулеймана Керимова и Ко — проведение в Дагестане III Юношеской олимпиады. Об этом, в частности, говорилось на встрече вице-премьера Александра Жукова и вице-президента ОКР (Олимпийский комитет России) Ахмеда Билалова с президентом МОК Жаком Рогге. Заявка должна быть подготовлена к февралю 2012 года. По словам Билалова, расходы на III Юношескую олимпиаду будут сопоставимы с тратами на I Юношеские игры (2010 год), которые прошли в Сингапуре. На этих Играх было задействовано 18 спортивных объектов, а подготовка и проведение обошлись в 387 миллионов долларов. Билалов сообщил также, что «государство в лице ОАО «Курорты Северного Кавказа», работающего над созданием в регионе туристического кластера, обязуется подвести к спортивному городку всю инфраструктуру. А дагестанские предприниматели с удовольствием откликнутся на эту инициативу».
Кроме того, предполагается, что активное участие в подготовке и проведении Юношеских игр может принять Сулейман Керимов, а также другой наш земляк — совладелец Новороссийского морского порта Зиявудин Магомедов. Считается, что Керимов станет основным спонсором проекта. По данным «Ведомостей», Керимов собирается вложить в проект более 1 млрд евро: частично — из личных средств, частично — путем привлечения кредитов. Деньги пойдут на строительство стадиона (около $450 млн), который будет соответствовать всем международным стандартам, более сотни футбольных полей, возведение футбольной академии для обучения детей и подростков, создание двух крупных тренировочных баз, строительство гостиниц — минимум два 5-звездочных отеля построят в Махачкале и Дербенте.
Если добавить сюда некоторые другие значимые спортивные мероприятия, которые все чаще проводятся в Дагестане (например, Кубок мира по вольной борьбе), то спорт в Дагестане может стать своеобразным «кластером», локомотивом развития экономики по принципу «взялся за гуж — не говори, что не дюж». В любых других условиях деньги, поступающие в Дагестан, разворовывались бы хамовитыми чиновниками, а международные обязательства, что ни говори, придется выполнять (хоть и сложно поверить, что распила денег не будет вовсе). Другое дело — частные инвестиции — вложения Керимова и других бизнесменов, тут уже они заинтересованы, чтобы их деньги были потрачены по целевому назначению. Главное, чтобы все эти начинания не закончились так же быстро, как начались. Но одно то, что власть нашла точки соприкосновения и Сулейман Керимов начал активно инвестировать в республику, — уже огромный позитив, возможно, едва ли не единственный в последнее время. Не разочароваться бы.
Футбол цифры говорят
8—10 лет — гарантийный срок службы синтетического газона.
70 млрд рублей — нужно потратить, чтобы обеспечить каждую из футбольных школ России хотя бы одним искусственным полем с подогревом.
25 тысяч долларов — стоит специальный трактор для ухода за искусственным газоном. Спереди у него пылесос, который вычищает из газона мусор и очищает засыпочный материал. Уход за полем требует 45—60 минут в день.
Более 12 часов — можно играть в футбол на искусственном газоне. При такой нагрузке и правильном уходе поле прослужит около 7 лет. Естественный же газон не стоит эксплуатировать больше 1,5—2 часов в день.
27—28 млн рублей — стоит оборудование одного синтетического поля. При этом 33% этой суммы составляет строительство основания для газона и дренажной системы, 30% — газон, насыпные материалы и монтаж, 30% — система подогрева, 7% — прочие расходы.
80 млн евро в год — планирует зарабатывать на новом стадионе ФК «Зенит».
360 тысяч рублей в год — стоимость одной современной кассы на стадионе при зарплате кассира в 15 тысяч рублей.
200—250 тысяч рублей — стоит один билетный терминал.
300—600 тысяч рублей — стоит один полноростовый турникет.
12 тысяч человек — за 15 минут смогли пройти на матч «Шахтер-Арсенал», состоявшийся на «Донбасс-Арене» (а теперь сравните это время со временем попадания на махачкалинский стадион «Динамо»).
100 тысяч человек — в Англии вовлечены в индустрию полей.
56% клубов высших европейских дивизионов — были убыточными в 2009 году согласно исследованиям УЕФА. Общая сумма убытков составила 1,2 млрд евро.
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=4732