Мир таков, каким создал его Творец, а общество и государство таковы, какими мы их создаём. Но в том, что живём плохо, в том, что в нашем обществе нет справедливости и равноправия, виновны не небесные законы, а мы сами. Общественный порядок и согласие, как и социальный прогресс, и процветание, не возникают сами собой, а являются результатом непрерывных усилий. Настало время, когда каждый из нас должен задать себе вопрос, — куда мы идём, каким идеалам и ценностям служим?
Какие бы силы, внешние или внутренние нам не мешали, прежде всего, от нас, от наших действий будет зависеть выбранный путь и конечный результат. Аллагь предоставил нам право выбора — идти по дороге единства и сплочённости, созидания и прогресса или по дороге вечного противостояния и конфликтов, взрывов и убийств, бедности и отсталости.
А может, мы думаем, что все это не касается нас? Но ведь — это наша жизнь и наша боль, это наши недостатки и слабость нашего общества перед реалиями современного мира. И коль сегодня погибают десятки и сотни наших братьев, завтра будут погибать тысячи. Ведь и те, кто погибают в лесах, и те, кто погибают от их рук, все наши мусульмане. И боль утрат в одной или в другой семье, это наша общая боль и наша общая утрата. Каждый из нас ещё раз должен ответить себе — действительно ли мы, гордые и духовно чистые кавказцы, всегда жившие разумно, по законам мудрости, гостеприимства и доброжелательности соответствуем образу настоящих мусульман?
Во все времена, когда добро и духовность молчат, и где силы добра и света спят, активизируются силы зла и разрушения. Коль выпушен джин войны, а он появляется всегда там, где недовольство и ярость переходит грань разумного, добру его не победить, если все мы будем молчать и бездействовать. Да, любое событие и явление имеет свою причину, и, не зная истинную причину этих явлений, бороться со следствием порождённых им событий, бывает подобно тому, как бороться с ветряными мельницами. Тем более, что многие явления имеют глубинные и неоднозначные причины.
То, что происходит в Дагестане, как и в целом на Северном Кавказе, является результатом наслоения и соприкосновения многих причин и разных сил, желающих не решать эти вопросы, а просто, используя сложную ситуацию (зачастую созданную ими самими), погреть на этом свои грязные руки.
Основной и главной причиной напряжённости в регионе является нерешённость многих проблем (в первую очередь занятости), и ежегодное ухудшение социального положения местных народов.
Учитывая стабильный демографический рост населения в этих республиках, что естественно увеличивает социально — экономические потребности и рынок труда, положение ещё больше ухудшается.
Второй причиной является то, что на фоне бедствующего большинства населения, и при абсолютном отсутствии какой — либо внятной государственной политики, объединяющей все общество, все ниже и ниже падает духовность и нравственность. Особенно прискорбно, что лицемерием в первую очередь страдают те, кто в силу своего положения, занимаемой должности должны служить образцом мусульманской честности и порядочности.
По своей сути, гордые и духовно — чистые кавказцы поставлены в унизительное и бесправное положение. Люди, которые на деле доказали, что готовы защищать общую родину — Россию, готовы честно трудиться и со всеми дружить, вынуждены пребывать в состоянии безысходности, когда нет работы, социальных гарантий, когда власть сама выбирает себя, не обеспечивая даже элементарной защищенности и лишая надежды на будущее простых людей.
Атмосфера вседозволенности для небольшой группы людей с одной стороны и бесправного положения большинства, вынужденных переносить на себе все социальные тяготы общества, в числе которых и налоговые выплаты, и коммунальные платежи, не только растлевает духовно — нравственную сущность людей, но и увеличивает её протестующую часть.
После развала Советского Союза большинство людей, оказавшись в вакууме бездуховности, без идеалов и героев, без привычных ценностей жизни и вековых традиций, которые сдерживали в рамках общепринятых норм, потянулись к истокам, к религии. Но оказалось, что там тоже не все однозначно. Помимо простых верующих появились и другие, не признающие нормы традиционного ислама, по которым жили наши отцы и деды. Их влияние на умы людей в большей степени строилось на эмоциональной, а не сознательной основе. Люди были увлечены в большую политику и идеологическое противостояние, отодвинув на задний план веру и шариатские обязанности. В дальнейшем их начали использовать некоторые силы, как через ислам, так и вне её для решения своих корыстных целей. Исламские фундаменталисты оказались ко двору и тем, кто искал образ врага в инаковерующих россиянах, и даже всей западной цивилизации.
Положение, когда в государстве, где есть все, основная часть населения бедствует, устраивает только тех, к кому текут миллиардные потоки. Они жируют, социальное напряжение нарастает, но виноваты в этом другие. Чем больше негатива на Северном Кавказе, чем больше противостояния, убийств и взрывов, тем легче им управлять Россией и выкачивать её богатства. Но терроризм и экстремизм, как и коррупция, явления, не имеющие национальной и религиозной принадлежности. И блеф то, что Северному Кавказу и Дагестану выделяются огромные средства. Финансирование образования, здравоохранения и других отраслей в наших республиках в расчёте на душу населения в десятки раз ниже, чем по России. И власть в Дагестане не может быть не коррумпированной, если коррумпирована власть в центре, с её системой назначений и откатов.
А правоохранительные органы, как другие, больны настолько, насколько больно все общество и власть. Все мы являемся заложниками эпохи, порождённой существующей системой власти, в которой очень тяжело быть "белой вороной" и президентам республик, и прокурорам, и министрам. Силы создавшие эту чудовищную систему в России, находятся не во власти, а над ним. И каждый взрыв, и смерть россиянина,- это бальзам, звон золотых монет, растлевающий их души. Они благодарны местным властям настолько, насколько усерднее те загоняют людей в леса.
Третьей причиной обострения ситуации явилось — противостояние разных группировок в исламском обществе, которое возникло в основном из-за гордыни и желания некоторых учёных соблюсти только собственное мнение и интересы, и на их основе развивать Ислам в регионах, да и в России в целом. К сожалению, среди этих учёных часто преобладает не желание устанавливать и распространять истинные знания, выслушивая, и советуясь друг с другом, а личные амбиции и желание показать свою значимость.
Вместе с тем, эти и другие причины не должны были быть основанием для противостояния и убийств, а должны были служить основанием для совместного обсуждения и изучения проблем за столом переговоров. Разве правильно и разумно то, что одна часть мусульман запрещает другой части мусульман называться мусульманами, и тем более ставит их вне рамок закона? Тот, кто считает себя правым, должен доказывать свою правоту за мирным столом, исходя из общих исламских принципов и общих интересов мусульманского общества. У каждого настоящего мусульманина, тем более алима должна быть одна цель — довольствие Аллагьа и максимальная польза обществу, в котором он живет.
Четвёртой причиной того, что молодые люди уходят в леса является то, что многих из них загоняют туда бесконечные проблемы, бесцеремонные вызовы и проверки, вымогательства, избиения и оскорбления со стороны представителей власти. Одно нарушение и одна несправедливость порождает другие нарушения и другую несправедливость. Если те, кто обязан защищать законы и обеспечить правопорядок, действуют вне рамок закона, имеют ли они моральное и юридическое право требовать от тех, кто поставлен вне правового поля, — соблюдения законов. Если человек нарушил закон, то он должен ответить по закону. Если то, что делают боевики, называется самосудом, то почему называется законным то, что силовики убивают людей без суда и следствия?
Правопорядок не может быть обеспечен там, где власть сама не соблюдает законы, так же, как не может быть единства и сплочённости там, где основная часть населения поставлена в условия выживания.
Конечно же, из любой ситуации можно найти выход. Можно отделить Северный Кавказ или, в крайнем случае, Дагестан от России, как предлагают некоторые политики в Москве. Можно объявить наш регион врагом России и сразу начать войну, как призывают другие политики. Но, если не так и мы считаемся частью России и россиянами, в чём не сомневается большинство жителей Северного Кавказа, есть третий путь — это решить социально — экономические вопросы и навести справедливый порядок. Эти вопросы может и должен решать федеральный центр.
А что же должны делать мы,- дагестанцы? Должны ли мы вообще что-то предпринимать?
Да, большая часть населения не довольна жизнью и властью. Да, большая часть населения в Дагестане, как и во всей России, за справедливость, за социальные гарантии и права, за духовность. Но причем здесь взрывы и убийства безвинных людей? В этом ли заключается суть борьбы за справедливость, за истину, за чистоту религии? Ни с позиции религии, ни с позиции горских обычаев и традиций, невозможно понять и оправдать все это. Не только не разумно, а аморально, когда за чье — то зло и несправедливость погибают другие, ни в чем не повинные люди. Этому ли учит нас Святой Коран?
С сожалением приходится констатировать тот факт, что наряду с идейной и революционно настроенной молодёжью, в борьбе за справедливость и за веру, в подполье находятся силы, которые постепенно выходят на первый план, и которые готовы разрушать все и убивать всех без разбора. За этими силами, незримо, но внимательно наблюдают, в тайне спонсируют и естественно контролируют, третьи силы.
Невидимые кукловоды не только оплачивают взрывы, не только заказывают где и как их проводить, а иногда и подменяют их. Основной их целью является выставить мусульман и религию — ислам в целом, врагом россиян и всей западной цивилизации, а также, отвлечь общественность России и остального мира от истинных причин бедствия народа, от тех, которые ежегодно обогащаются на миллиарды долларов за счет использования общих природных богатств, которым Аллагь щедро наделил народы России.
Какая нужда и что заставляет нашу молодёжь взяться за оружие? Если за справедливость и за веру, то обоснованы ли эти методы борьбы? Ведь путь к Аллагьу, — это путь созидания и прогресса, милосердия и добра, терпения и прощения. А джихад, прежде всего, означает борьбу со своими недостатками и соблазнами жизни, а основным методом ведения джихада, является духовное очищение и нравственное самосовершенствование. К тому же, право мусульманина защищать себя и религию, не имеют ничего общего с желанием вершить самосуд, убивая и взрывая других. Добро и милосердие, веру и справедливость, нельзя насаждать оружием, террором и убийствами.
Неужели, Творец миров, Великий Аллагь, субхIанагьу ва тагIала, не знает, кто сбился с пути, и не обладает мощью наказывать виновных?
В 25 суре 42- 43 аят священного Корана сказано (смысл): "Укора, несомненно, заслуживают те, которые притесняют людей и бесчинствуют на земле без всякого права на это. Их удел мучительное наказание. А если кто терпелив (к несправедливости) и прошает, то это похвальный поступок".
В той же 25 суре 48 аяте Корана сказано (смысл): "Если (многобожники) отвернутся от тебя (О, МухIаммад), то Мы ведь не послали тебя стражем для них. Тебе надлежит лишь донести (откровения)".
Где есть ожесточение и месть, ненависть и вражда, самосуд и убийства, там владычит не разум верующего, а сатана. И давайте не будем распоряжаться полномочиями Творца, ибо только Всевышний распоряжается верой и заблуждением, прощением и покаянием, рождением и смертью.
В суре Толпа, 37 аят Корана сказано (смысл): "А тот, кого Аллагь направил на прямой путь, не собьётся с дороги. И разве не Аллагьу принадлежит могущество и право на возмездие".
С каждым днем усиливается соприкосновение ценностей ислама и всей человеческой цивилизации. Как и любая идеология, религия ислам в руках невежд может стать всепожирающим огнём, а в руках разумеющих лучом созидания добра. То, что ежегодно, во — всем мире ислам принимают десятки тысяч людей, — это результат не тех, кто взрывает и убивает, а вопреки их. Это результат того, что миллионы мусульман, живущих во всем мире, показывают себя честными, порядочными и духовно — нравственными людьми, которые не кичатся исключительностью своей религии, а своим личным примером показывают его исключительность. Ислам — религия истины или нет, представители других религий судят по каждому из нас.
Жизнь — это цветок, из которого мы можем лепить как мёд, так и яд. Жизнь, к тому же, является дорогой, по которой мы можем попасть как в рай, так и в ад. Человек не ангел, но ему дана возможность размышлять и анализировать, сомневаться и оценивать, и естественно дано право выбора. Истинная религия призывает к созиданию жизни, к добру, и устрашает только для того, чтобы отдалить нас от грехов и злодеяний.
В суре Толпа, 41аят Корана сказано (смысл): "Поистине Мы ниспослали тебе истинную Книгу для людей. Тот, кто идёт прямым путём, (делает это) для себя. А тот, кто сбился с пути (нанес) ущерб себе, и ты за таких не в ответе".
Творец Вселенной человека создал для поклонения и счастливой жизни. Он призывает нас жить, созидая счастье себе и другим, которого невозможно достичь, разрушая и убивая. В мире людей, как и в мире Вселенной все протекает в причинно-следственной связи. Независимо от того, в каком обществе живём, каждый из нас ответит за свои деяния и за то, что он приобрёл. И хотя, кто-то избежит ярости людской, но ещё никто не избегал божьей кары. Путь к довольствию Аллагьа и ключ к раю,- это милосердие и добро, прошение и терпение. Религия,- это благо и милость для людей, это луч созидания добра, помогающая нам осознать смысл и цель жизни, помогающая жить счастливо, в гармонии с собой и миром. А главной и основной обязанностью верующего, смыслом и целью его жизни является созидание жизни во имя и во славу Творца.
Творец миров ниспослал общие для всех религий основополагающие ценности, которые на то и основополагающие, что нельзя их заменить ни чем. Святость религии заключается именно в том, что нельзя в основу религии поставить желательные или нежелательные явления, события, поступки, подменяя ими истинные цели религии или истинные ценности жизни. Жизнь, уже священна тем, что она подарена Творцом. И никто, и ни под каким предлогом не имеет право ее отнять