Завтра, 8 апреля, в Астраханском областном центре развития творчества детей и юношества состоится вечер памяти, посвященный первому профессиональному ногайскому художнику Сраждину Самадиновичу Батырову, организованный Молодежным центром ногайской культуры «Эдиге» при информационной поддержке Астраханского областного методического центра народной культуры.
4 апреля Сраждину Батырову исполнилось бы 60 лет, но жизнь его оборвалась в самом расцвете сил. Он ушел в мир иной почти в 40 лет, оставив богатое культурное наследие. Для любого ногайца имя Сраждина Батырова, прежде всего, связано с духовным возрождением, пик которого приходится на 80-е годы прошлого столетия. Именно в те годы происходит значительное возрастание роли национального, этнического фактора. Ещё при жизни Сраждина, его творческий и человеческий образ снискал черты легендарности. Он прожил свою жизнь яростно и неистово, как насыщенную яркими событиями и впечатлениями. Его неравнодушная совесть всегда искала смысл в извечной борьбе добра и горестей.
Сраждин Батыров родился 4 апреля 1951 года в селе Выше-Таловка Тарумовского района Республики Дагестан. В 1971 году окончил Дагестанское художественное училище им. М.А. Джемала. Являлся членом Союза художников России, заслуженным деятелем искусств Дагестана, участником республиканских, зональных, всероссийских выставок.
Художником было создано более 200 произведений в самых разных жанрах живописи. Взглядом современного художника он переосмысливал прошлое своего народа, традиции предков. Ногайская степь – особая любовь художника.
Древняя культура народа — кочевника, быт, обычаи, песни, легенды, эпос стали для него источником творческого вдохновения. Отсюда и его картины «Из детства», «Невеста», «Ритуальный танец», «Осенью», «Валяют войлок», «Пекут хлеб», «Ортеке». Сраждина Батырова часто приглашали художником-оформителем на значимые культурные события республики: Межрегиональный фестиваль «Терек-река дружбы», фестиваль фольклора «Родник» и мн. др. Занимался оформлением книг, детского журнала «Соколёнок», создал десятки изумительных эскизов национальных костюмов для государственных ансамблей танца «Лезгинка», «Дагестан», «Вайнах», «Айланай», ансамбля песни танца Каракалпакии, которые и по сей день придают концертным номерам красочность и зрелищность.
Сраждин был не только профессиональным художником, но и прекрасным резчиком по дереву, знатоком ногайского фольклора, великолепно играл на старинном музыкальном инструменте «Шынъ-кобуз». Он собрал более ста народных песен и сазов (мелодий), проделал огромную работу по возвращению к жизни старинных ногайских танцев и песен, подбору музыкальных инструментов.
Его оригинальные стихи, написанные с великой душой поэта, печатались в сборнике молодых поэтов Дагестана, в литературном альманахе, в республиканских и районных газетах. При его жизни издан иллюстрированный сборник детского фольклора «Ай айданак». Всем известна его необычная повесть «Албаслы», по которой планировали снять художественный фильм на алмаатиинской киностудии, но, к сожалению, Сраждин так и не успел завершить работу над сценарием.
Не раз приезжая в Астрахань, художник любил бродить по её старым и тихим улочкам, любовался кремлем и неброской природой, отражённой так же и в фольклоре народа. Он побывал практически во всех ногайских сёлах области, дружил с местными тюркологами. О нём сохранились самые тёплые воспоминания деятелей ногайской культуры Астраханской области.
«Все помнят, как он приехал к нам с одной сумкой наперевес, как горели его глаза, когда он говорил об истории и культуре родного народа. Буквально по крупинке собирал ногайский фольклор, изучал историю костюма, элементы древней обрядовой хореографии ногайцев. Изящным, тонким, остроумным было выступление Сраждин Батырова осенью 1986 года, на Первых этнофольклорных Чтениях, организованных доцентом Маргаритой Хрущёвой в Астраханской консерватории», – рассказывает главный специалист Астраханского областного методического центра народной культуры Расул Шугаипов.
Благодаря подвижничеству Сраждина были возрождены танцы астраханских, крымских, кубанских, дагестанских ногайцев, которые и сегодня составляют основу репертуара государственного ногайского фольклорно-этнографического ансамбля «Айланай», у истоков создания которого стоял он сам. Кроме того, Сраждин добился, чтобы уникальные фотографии (местных и саратовских учёных), малодоступные в текущем архиве Астраханского краеведческого музея, но прекрасно отразившие жизнь ногайцев Нижней Волги на изломе 20-30-х гг. XX века, были скопированы и стали известны всем ногаеведам. По их мотивам подготовил он и ряд собственных иллюстраций. А триумфальный тур его любимого ансамбля «Айланай» по ногайским сёлам Астраханского края в сентябре 1989 года имел немалое пропагандистское звучание и возрастание национального самосознания здешних жителей.
«Говорят, что человек появляется на земле, для того, чтобы осуществить свою миссию, предначертанную свыше. Можно с уверенностью сказать, что Сраждин свою миссию выполнил. Он пробудил в каждом представителе ногайского этноса национальное самосознание, любовь к своему историческом прошлому, возродил духовность. Жизнь талантливого художника – яркий пример беззаветного служения своему народу. Его именем названо село, где он родился, создан музей в селе Терекли-Мектеб Ногайского района, где хранятся картины, эскизы костюмов, изделия декоративно-прикладного искусства, книги, фотографии, личные вещи. Память о великом сыне ногайского народа никогда не угаснет в наших сердцах и будет жить вечно», — отметил Р. Шугаипов.