Дорожная карта Кавказа. Дагестан

Республика Дагестан занимает выгодное геостратегическое положение, является самым южным регионом России и имеет прямой выход к международным морским путям. Республика граничит по суше и морю с пятью государствами — Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.

Общая протяженность территории с юга на север составляет около 400 километров, с запада на восток — 200 километров. По размерам территории (50,3 тысячи квадратных километров) и численности населения (2,6 миллиона человек) это самая крупная республика на Северном Кавказе.

Ведя войска, Тимур и Чингисхан
Топтали земли покоренных стран.
Сегодня Чингисханы и Тимуры
Свои же земли разоряют хмуро.

Расул Гамзатов

Кавказский узел

О причинах начала войны и постоянного напряжения на Кавказе существует множество версий, в том числе: «геополитическая» – объясняющая проблемы Кавказа столкновением интересов многих государств на «мягком подбрюшье России»; «религиозная» – связанная с тем, что через Кавказ проходит стратегическая граница между мусульманским и христианским мирами; «нефтяная» — Каспий и его глобальные нефтяные ресурсы должны быть «правильно» окружены беспорядками со стрельбой, чтобы их можно было выгодно поделить; «административно-криминальная» – по которой причиной всему является дележка ресурсов и территорий между московскими и региональными «элитами»: «имперская» – состоящая в том, что выигрыш американской империи у советской породил неоимперскую политику США, состоящую в искусственном создании конфликтов во всех регионах мира, в том числе на Кавказе.

Есть одна экзотическая версия – «туристическая», суть которой в том, что мировые монстры турбизнеса подсчитали доходы от туризма и отдыха на Черноморском побережье Кавказа и здравниц кавказских республик, а это было 99,9 % отдыхающих в Советском Союзе, то есть практически все население СССР работало год, чтобы заработанные деньги отвезти на Кавказ. Выманить россиян
на западные курорты и здравницы оказалось делом невозможным. Дешевле и проще оказалось запалить Кавказ для того, чтобы «естественным образом» переориентировать миллионы россиян и миллиарды долларов на свои курорты и здравницы.

Есть еще версия – «интеллектуальная». Исходя из этой версии и развал Союза, и война на Кавказе – следствия одной проблемы: предельно низкой «интеллектуальной емкости» российской власти и в центре и на местах, оказавшейся не способной использовать огромные военные и материальные ресурсы СССР не только для развития страны, но даже для собственного выживания.

Как выяснилось после разрушения советского строя, «интеллектуальная емкость» власти вообще не зависит ни от общественно-политического строя, ни от формы государственности. Она зависит от конкретных политиков и ценностей, которыми они руководствуются.

Дагестанский феномен

Дагестан – один из самых ярких образцов «разрыва» между наличием огромных ресурсов и возможностей республики для успешного экономического и социального развития и неиспользованностью этих ресурсов в достижении целей развития.

В Дагестане есть всё – активные и предприимчивые люди, море, рыба, коньяк. Каждый из этих продуктов может быть «мировым продуктом» и кормить всю республику — увы.

Есть Дербент, с его пятитысячелетней историей, есть древняя крепость Нарын-Кала – точка притяжения мирового туризма, – опять, увы. Туристический «поток» сегодня составляет не более десяти человек в день.

А если учесть нефть, которая разведана под дном Каспия и которая толком еще даже не разрабатывалась… Исторические нефтепромыслы, вроде Баку, – мелочь в сравнении с тем, что там лежит, а то, что разведано и добывается в Персидском заливе – это только «поля шляпы» каспийской нефти.

При объективных условиях быть богатейшей республикой, Дагестан — республика дотационная, со сложной социально-политической ситуацией.

Почему? Почему умный и тонкий политик Магомедали Магомедович Магомедов так и не смог «передавить» ситуацию в сторону развития? Почему у не менее изощренного политика Муху Алиева все силы уходят на пресловутую «стабилизацию»?

Схема принципа

Сегодня основная проблема территориального управления – это проблема соотнесения процесса глобализации и процесса регионализации.

Глобализм несет в регионы универсальные мировые стандарты и ценности, а регионы, наоборот, должны предъявлять мировому рынку свою уникальность. Преобладание процессов глобализации, «европеизация» или «американизация», ведет к потере уникальности региона (продавать нечего) и ступору развития; преобладание процессов регионализации неизбежно приводит к изоляционизму и, опять же, ступору развития.

Способность использовать эти два базовых социально-экономических процесса в своих интересах — это и есть «интеллектуальная емкость» власти. Создается впечатление, что дагестанское руководство, продолжая советские традиции «самообеспечения», отдает предпочтение процессу регионализации, пытаясь «закрыться» от процессов глобализации.

Ах, туризм, туризм!

Одна из самых популярных сегодня в стране тем – туризм. Отвечая на призыв Германа Грефа развивать туризм и стремясь привлечь туристов, в Дагестане заказали серию рекламных фильмов о Махачкале, Дербенте, Нарын-Кале и ряде других достопримечательностей республики.

Можно с уверенность сказать, что туристов в Дагестане, после демонстрации фильмов по центральным и зарубежным ТВ-каналам, не прибавится ни на одного человека. Проблема в том, что презентация на мировом рынке уникальных особенностей региона предполагает продажу не самой этой уникальности, то есть объекта туризма, а технологического пакета, состоящего из элементов глобальной сервисной инфраструктуры. Такой технологический пакет никто делать и не собирался, полагая, что главное сделано – кино сняли, теперь дело за туристами.

Туристов не будет не потому, что рядом Чечня, на что ссылается директор комплекса «Нарын-Кала» Назим Касумов. И не потому, что нет инфраструктуры, о чем говорит первый заместитель главы администрации Дербента Таджадин Султанов.

Чечня – фактор существенный, но не главный, а инфраструктура в виде достаточно приличных гостиниц и ресторанов как раз в Дагестане есть. Дело не в этом. Нет самого главного – предмета продажи, соответствующего универсальным мировым стандартам. Более того, нет понимания, что, собственно, является предметом продажи в развитии туристического бизнеса.

Да и не нужно это понимание, кино-то снимали не для привлечения туристов, а для получения денег из бюджета на «развитие инфраструктуры».

Дагестанский коньяк

Не менее грустная картина со знаменитыми дагестанскими коньяками. Здесь как раз есть предмет продажи, но полностью отсутствует глобальная система продажи. А никакая другая система продажи в современном мире не работает.

Наращивание дагестанскими коньяками «медального фонда» на всероссийских и международных выставках привело к обратному результату – наращивание брэнда «коньяк» при невозможности им пользоваться на мировом рынке разрушило систему продаж до уровня подарочных бутылок Президенту России или английской королеве. Приятно, но денег не прибавляется.

Потрясающую историю рассказал Таджадин Султанов о том, как производителю лучших французских коньяков, приехавшему в Дагестан, предложили продегустировать несколько дагестанских коньяков без указания марки. Конечно, хитрые кавказцы подсунули французу его собственный коньяк из подаренной им бутылки лучшего французского конька президенту Дагестана во время его визита во Францию.

Продегустировав коньяки, француз сказал, что вот эти четыре коньяка – это очень хорошие коньяки, а вот этот пятый по сравнению с ними – совсем не коньяк. Можно представить степень его расстройства, когда оказалось, что это его собственный коньяк.

О чем это говорит? Только об одном: имея великолепные продукты для продажи на мировом рынке, уникальные объекты для развития мирового туризма, ни дагестанская власть, ни дагестанский бизнес сдвинуть ситуацию с мертвой точки не могут.

Системное самоопределение

Основная задача современных политиков развитых стран – это продвижение на мировой рынок произведенных в стране (регионе, городе) товаров и услуг.

Основная задача современных российских политиков – борьба за должности как инструменты доступа к бюджетным ресурсам.

Почувствуйте разницу.

Системное самоопределение власти любого уровня на мировой рынок требует знаний и квалификации по «захвату» мировых информационных, финансовых и сервисных инфраструктур для максимально выгодного их использования в интересах своего региона. Являясь менеджером по продажам плюс фигурой власти, такой политик делает всё для повышения качества и количества производимых на подведомственной территории товаров и услуг, законодательного, информационного и инфраструктурного обеспечения их продвижения на мировой рынок.

Весь комплекс управленческих решений при таком позиционировании работает на «повышение» и неизбежно ведет к наращиванию «интеллектуальной емкости» власти.

«Обернутость» власти на саму себя требует не меньших знаний и квалификации, но совершенно другого рода. Поскольку критерием является время «усидения» на должности, вся деятельность направлена на «отстрел» претендентов и «копание» под вышестоящие фигуры, а эффективность хозяйственно-экономической деятельности определяется способностью выбить средства из федерального бюджета. Самый надежный инструмент для этого – голодные люди и развалившееся, конечно, по «объективным причинам», хозяйство.

Соответственно, весь комплекс управленческих решений работает на «понижение» и неизбежно ведет к обнулению «интеллектуальной емкости» власти.

На практике – расстрелы и подрывы должностных лиц. И разборки кто главнее на самом высоком уровне.

Коррупция

Основной закон существования чиновника в административной системе – всегда иметь в руках «дубину», чтобы в нужный момент долбануть по голове другого чиновника. Работать фактически некогда: нужно собирать компроматы, «зачищать» собственные хвосты, создавать максимум трудностей для работы вышестоящим, чтобы их «подсидеть», и нижестоящим, чтобы самого не «подсидели».

Самая надежная и эффективная «дубина» — борьба с коррупцией. Под лозунгом борьбы с коррупцией «завалить» можно любого, от губернатора до его водителя. Дагестану в этом отношении особенно «повезло», в средствах массовой информации даже не обсуждается, а предполагается как само собой разумеющееся, что в Дагестане все без исключения должности куплены и проданы. Недавно одна московская журналистка «просветила» мировую общественность, что даже Расул Гамзатов подрабатывал посредником по передаче взяток, что уж говорить об остальных.

Делать-то что? – спросите вы. Конечно, бороться дальше, – отвечу я. И слукавлю. Поскольку бороться с этим бесполезно.
Нужно закрыть вопрос о коррупции и менять систему.

Почему немцы взяток не берут, а живут лучше нас? Они что, такие честные, а мы сплошь порченые? Да нет. Системное самоопределение другое. Взятки брать невыгодно. Появление взяток тут же изменяет систему, и производство «Мерседесов» начинает превращаться в собирание «Жигулей» — а на этом много не заработаешь.

Все просто. Если страна, республика, город заняты бюджетной «оптимизацией» – взятка является неизбежным системным организатором процесса, и бороться с этим явлением – только ухудшать работу системы.

Если страна, регион, город работают на конечный результат, а именно на доход от проданных на мировом рынке товаров и услуг, – взятки, плохое качество работы, непрофессионализм и т.д. и т.п. – это системные нарушения, которые снижают доходность, мешают работе, становятся элементарно невыгодными.

Вопрос решается просто – какую экономическую политику берет на вооружение управленческая элита, таковы и перспективы развития региона. А люди – они такие, какими их хотят видеть, и живут так, как диктует система.

Думаю, что если любому самому «коррумпированному» чиновнику в Дагестане сказать, что он хуже какого-нибудь немца или японца, он искренне обидится, и будет прав. Однако дагестанский коньяк, может быть, и лучше французского, но покупают во всем мире пока что французский коньяк, а не дагестанский.
 

Источник: http://www.u-f.ru/ru/Hots/ID_2371

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *